- Вы прошли десятки изнурительных трасс. В чём то главное, что приводит экипаж к победе?
- Какие задачи должен решать руководитель команды?
- Чем огромный опыт команды «КАМАЗ-мастер» может помочь в развитии автоспорта в стране, развитии техники и желании молодежи связать свою жизнь с таким сложным видом спорта?
Во всем мире признаны наши успехи в области балета и гимнастики.
Но нужно отметить, что признанный мировой лидер в гонках по бездорожью среди грузовиков – команда «КАМАЗ-мастер» – тоже является предметом нашей гордости.
Каждая победа достигается огромным трудом разных специалистов – пилотов, двигателистов, электронщиков, конструкторов, штурманов, механиков и многих других.
О достижениях и планах отечественного автоспорта мы поговорили с руководителем команды «КАМАЗ-мастер» Эдуардом Валентиновичем Николаевым, руководитель спортивной команды «КАМАЗ-мастер».
Заслуженный мастер спорта России.
Вы прошли десятки изнурительных трасс. В чём то главное, что приводит экипаж к победе?
Ралли-рейды – это дисциплина, где очень важно иметь опыт, правильно распределить ресурсы на весь многодневный маршрут: силы пилота, штурмана, механика, техники, всей подготовки. Самая главная задача пилота – надежно проехать весь маршрут, не допустить поломок машины. Чтобы этим обладать, и нужен опыт, который передается в команде из поколения в поколение.
Нам его передавали, как мы их называем, наши «аксакалы»: Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров, Ильгизар Мардеев. Сейчас уже и мы делимся своим опытом со следующим поколением.
Чтобы побеждать, нужно быть хладнокровным, уравновешенным и очень внимательным, потому что трассы разные, – все эти качества работают на результат, на победу. Ну и, конечно же, слаженность команды.
Какие задачи должен решать руководитель команды?
Руководитель команды должен решать главную задачу. Главная задача у нас – это результат. За ним мы едем и на международные соревнования, и на российские, участвуем в таких дисциплинах, как картинг, багги. Руководитель, имея опыт за плечами, отчетливо понимает, что нужно для достижения хороших результатов, и делает для этого всё: ставит правильные задачи, решает их вместе с коллективом, чтобы идти к намеченным целям, к общим победам.
Чем огромный опыт команды «КАМАЗ-мастер» может помочь в развитии автоспорта в стране, развитии техники и желании молодежи связать свою жизнь с таким сложным видом спорта?
Команде «КАМАЗ-мастер» – 35 лет. У нас много сотрудников, пришедших с разных дисциплин, в том числе наши отцы, которые прошли немалый путь в автоспорте: в багги, в мотоциклетных, трековых гонках и, конечно, в ралли-рейдах. Много специалистов, готовых помогать развивать в стране, в регионах автоспортивные детские дисциплины, такие как картинг, багги. А дальше дети будут сами выбирать, куда им двигаться: либо оставаться в автоспорте, либо осваивать, например, инженерные профессии.
Сегодня команда «КАМАЗ-мастер» лидер многих мировых гонок — это заслуга большого количества специалистов. Расскажите о них.
Наши победные подиумы – это результаты труда всего коллектива, начиная с пилотов и заканчивая нашими сотрудниками столовой, техническим персоналом. Двигателисты, электронщики, агрегатчики, конструкторы, штурманы, механики... Всех сложно перечислить.
У нас уникальный коллектив, уникальные люди. Каждый в своем деле специалист (рис. 1).
Конечно, большую поддержку мы ощущаем от Главы Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова и от генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Анатольевича Когогина. Нам также важна поддержка всего коллектива завода, республики, страны, чтобы были результаты.
Мы соревнуемся с очень именитыми спортсменами, с заводскими европейскими брендами, которые не стоят на месте. И нам важно не отставать, совершенствовать наши автомобили. Это общий труд, мы все вместе развиваемся, находим новые решения, новые идеи. Без этого не будет победы!
Автомобиль и его подготовка. Как работа десятков людей помогает побеждать даже на «честном слове»?
В течение всего года команда трудится над автомобилем. Как только завершается сезон, сразу же приступаем к подготовке новой техники. Наработки текущего сезона помогают подготовиться к следующему, увидеть, за счет чего еще мы можем добавить темп нашему спортивному КАМАЗу, добавить плавность хода подвески, чтобы автомобиль поехал быстрее. Только общими решениями строится автомобиль: пилоты дают обратную связь, в процессе участвуют штурманы и механики, те, кто работают инженерами и едут в кабинах. Вместе принимаем решения, смотрим, правильные они или неправильные, проводим тесты. Так подготавливается автомобиль.
Двигатель — это сердце автомобиля. Как достигается высочайшая надежность машин?
Надежность машины является, конечно же, результатом нашего многолетнего опыта.
Мы проводим испытания, участвуем в соревнованиях, что-то пробуем, испытываем, в том числе двигатель. Нужны очень хорошие нагрузки, высокие температуры, чтобы двигатель все «почувствовал». Ведутся испытания на стенде, который у нас имеется, анализируются результаты испытаний. За 35 лет уже не одна модель двигателя прошла через наши руки, в том числе ярославского, тутаевского заводов, а также Liebherr, Cummins. У нас работали и сейчас работают замечательные двигателисты: Мясоедов Михаил Григорьевич, благодаря которому команда много раз побеждала на наших, российских двигателях; Владимир Иванович Губа, очень много сделавший для того, чтобы двигатель работал безотказно. Очень большой труд именно таких специалистов в основе наших достижений.
Вы начинали гонки на грузовиках механиком. Чем отличаются двигатели и подвеска гоночных грузовиков от серийных? Какой они прошли путь в своей модернизации?
Да, я пришел в команду механиком. Сначала работал просто в цеху, был ночным механиком, затем экипажным, а после уже стал пилотом.
Наблюдал и сам принимал участие в модернизации нашего грузовика. Вначале были мосты собственного производства, трансмиссия, на которых КАМАЗ не один год побеждал в ралли «Дакар». Дальше применялись новые узлы и агрегаты, более современные. Сегодня мы используем мосты Sisu, но именно сам мост, вся начинка, как говорится, вся внутренняя часть – это разработки специалистов нашей команды.
Все наши разработки и двигателей, и мостов, и трансмиссии связаны с техническим регламентом соревнований, которые организаторы ежегодно корректируют.
И мы должны этому следовать. Почему у нас замены двигателей были? Потому что регламент предписывал уменьшение литража двигателя. Также были вопросы, связанные и с подвеской, уменьшением хода подвески. В этом есть и свои плюсы: в результате машины совершенствуются, развиваются.
Что касается отличий от серийных двигателей, то в первую очередь они отличаются своей мощностью. На серийном двигателе в наше время нереально выступать на спортивных соревнованиях: у них разные задачи. Там, где ездит наш спортивный грузовик, по каким покрытиям, сложным дюнам, пескам, – там, конечно, мощности серийного двигателя не хватит (рис. 2). И всегда стояла задача сделать надежный форсированный двигатель, чем команда и занимается. Также и подвеска. Серийная подвеска не рассчитана для таких нагрузок, которые бывают в нашей дисциплине: кочки, ямы, ухабы, бугры, холмы, – проходить их иногда надо со скоростью 100…140 километров в час. Конечно, нужна специальная подвеска. Это усиленные амортизаторы, мосты, рессоры. Также и в других автомобильных дисциплинах (рис. 3).
Если не секрет, какие новинки будут внедрены в гоночные КАМАЗЫ перед новыми гонками?
Любая спортивная команда всегда держит такие сведения до выезда первой гонки под секретом. Все новинки можно будет увидеть уже в начале следующего сезона.
Прохождение трассы с колоссальными нагрузками позволяет выявить новые возможности для совершенствования машин. Как опыт прохождения гонок внедряется в продукции завода?
Действительно, отдельные узлы и агрегаты переходят на серийные модели – те, которые необходимы. Их не очень много, потому что все-таки мы спортивную машину строим, не серийную, но какие-то детали и узлы представляют интерес для наших серийных грузовиков.
Какие планы на этот год у вашей команды?
Наша традиционная международная гонка «Шелковый путь» пройдет в июле. Это наше основное соревнование в этом году, и еще 5 этапов Чемпионата России. Сложно сейчас сказать, поедет ли команда на все этапы, так как год непростой, будем исходить из финансовой составляющей.
Как вы подбираете молодежь в команду?
У нас очень большая, интересная школа, имеется свой картодром, своя команда «КАМАЗ-мастер Юниор». Начинается все с юных мальчишек, с картинга. Очень большая работа ведется с детьми, смотрим на подрастающее поколение и уже дальше ребятам помогаем, если у них есть большое желание попасть в команду «КАМАЗ-мастер». Далее у нас программа с багги – ребята начинают пробовать себя в условиях бездорожья. Кроме того, они приходят к нам в центр, помогают в цеху.
Это направление ведет наш пилот Айрат Мардеев.
Дети взрослеют и становятся членами команды, у нас существует преемственность. И в прошлом сезоне, и в текущем мы уже активно работаем с молодыми ребятами – пилотами, штурманами и механиками (рис. 4).
В России в разных категориях есть молодежные команды, участвующие в автогонках и создающие свои автомобили. Есть такие команды, как «Формула Студент» Polytech North Capital Motorsport из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, о которой мы писали в прошлых номерах журнала, и, конечно, ваша команда «КАМАЗ-мастер Юниор». Что вы пожелаете молодым инженерам и автогонщикам?
Хочется пожелать, чтобы было больше таких специальностей в вузах, больше интересных проектов, чтобы ребята создавали гоночные автомобили. Сейчас особенно необходим подъем интереса к техническим специальностям, хотелось бы пожелать ребятам активно развиваться, следить за спортивными событиями, общаться с командами из спортивных дисциплин.
И мы тоже готовы помогать, но при этом должны быть конкретные запросы. Помогать, чтобы развивать автомобильный спорт в нашей стране.