Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Мы, из провинции, упорные». К 90-летию со дня рождения сценариста и писателя Валентина Черных (1935-2012).

Оглавление

Кинодраматурга Валентина Черных по праву можно назвать легендой российского кино. «Любить по-русски»«Любовь земная» (по роману Петра Проскурина), «Выйти замуж за капитана», «Я объявляю вам войну» - культовые фильмы, снятые по его сценариям, известны и любимы уже нескольким поколениям кинозрителей.

Творческое кредо Валентина Черных - жизнеописание безукоризненно положительного героя, действующего обязательно в современных условиях - реальный, близкий, узнаваемый персонаж. 

Как правило, идеальный герой вступает в конфликт с окружающей средой и обязательно побеждает. Этакие сказки на новый лад, очень нужные и важные для массового зрителя. Да и не массового, впрочем, тоже.

Но главный фильм Валентина Константиновича, без сомнения, «Москва слезам не верит», сценарий для которого под названием «Дважды солгавшая» он написал всего за девятнадцать дней. Историю советской Золушки и её подруг посмотрело в 1980 году около 90 миллионов зрителей; по результатам проката он занял второе место среди всех советских фильмов после картины «Пираты ХХ века», попутно получив международную суперпочётную кинопремию «Оскар».

После триумфального выхода фильма прошло четырнадцать лет, почил Советский Союз, нарождалась новая страна с новыми ценностями, новой идеологией, новыми героями. На недавно пустые прилавки книжных магазинов хлынуло нужное «свободному от всего» времени чтиво. Видимо, прекрасный сценарист Валентин Черных оказался пойманным на удочку массового спроса, иначе очень сложно объяснить появление на свет его романа «Москва слезам не верит». 

Писатель расцветил сюжет абсолютно другими красками, наполнив его «свежими» событиями и подробностями, которые в фильме оставалось за кадром. Да и вряд ли изначально предусматривались.

Валентин Черных «Москва слезам не верит». - М.: Азбука, 2024
Валентин Черных «Москва слезам не верит». - М.: Азбука, 2024

В фильме Катя Тихомирова – честная, умная и целеустремленная девушка, провинциальная и немного наивная. Идеалистическое отношение к жизни очень быстро выветривается («учителя хорошие были»), благодаря редкому упорству и трудолюбию Катерина дослужилась до директора химкомбината, стала депутатом Моссовета, вырастила хорошую дочь. У зрителя её судьба не вызывает ничего, кроме искреннего сочувствия в начале и не менее искренней радости в конце фильма. В романе Катерине сопереживать сложно: для достижения поставленных целей она идёт по головам, плетет интриги, сметая с дороги соперников, мешающих карьере. Ее лидерские качества очевидны, следуя советам своих мудрых учителей, на которых ей необыкновенно везло, она вступает в партию:

«Мы живем в стране, где существует эпидемия чумы. И чтобы выжить и чего-то добиться, нужна прививка от чумы».

Можете ли вы представить подобную фразу в фильме, снятом в 1979 году?

Катерина заводит роман с женатым сотрудником Минхимпрома Петровым (в фильме эту роль исполняет Олег Табаков). Однажды он попытался вмешаться в её дела, и Катерина просто уничтожила своего давнего друга - лишенный чинов и званий, он а одночасье оказался на должности рядового сотрудника НИИ…

На прощание Петров услышал от бывшей любовницы свою же фразу:

«Пожалуйста, не своди со мной счеты. Я неудобный, хитрый и коварный противник».

Безобидная, неунывающая и смешная «побрякушка» Людмила в романе оказывается… аристократкой с прибалтийскими корнями - вполне в духе девяностых, когда «дворяне» просто лезли из всех щелей. Сей факт семья Людмилы тщательно скрывала, но в самой глубине шкафа хранился альбом со старинными фотографиями.

Валентин Черных «Москва слезам не верит». - М: Амфора, 2015
Валентин Черных «Москва слезам не верит». - М: Амфора, 2015

На протяжении всей истории эта славная баронесса фон Бек из-под Пскова встречается на конспиративной квартире с важным офицером КГБ, который «и учит её жить и помогает материально», походу авантюристка выдворяет мужа-алкоголика из его собственной квартиры в коммуналку, вкладывает деньги в картины и антиквариат, мошенничает. При всем при том Людмила - верная и бескорыстная подруга, на которую те всегда могут положиться. 

Больше всего повезло третьей подружке-лимитчице Антонине - она почти такая же, как в фильме - простая работница, создавшая крепкую семью, родившая желанных детей. Впрочем, счастливые семейные отношения в девяностых не в чести, поэтому и Антонина, у которой, помимо мужа, не было ни одного любовника, жалуется на скучную и пресную жизнь. Интимная жизнь героинь, в том числе и скромной Тони, расписывается в книге с каким-то отчаянным удальством, в мельчайших деталях и подробностях - ещё одно требование времени, запросы общества, что поделаешь.

Безукоризненный Гоша в книге частенько предстаёт неким мессией, умеющим предсказывать недалёкое будущее. Вот никому оно ещё неизвестно, а Георгия Ивановича частенько посещают яркие политические видения. В день кончины генсека Леонида Ильича Брежнева Гоша вещает:

«Я думаю, года два-три оставшиеся наверху старики будут, вцепляясь в глотки, бороться друг с другом за первое место и умирать от инсультов и инфарктов, потому что борьба за выживание – не для стариков. А потом придет более молодой и попытается отремонтировать систему. Система исчерпала себя, если ее начнут ремонтировать, она рухнет. Нас ждут большие перемены».

Десять лет спустя, примерно в конце 1992 года, Георгий Иванович выдаёт окончательный прогноз: «Еще два-три года заварушки. А потом мы будем богатыми и счастливыми». Ну да, конечно же.

«А как ты думаешь, про что мы будем говорить еще лет через десять?» – спрашивает любимого мужа Катерина. А он и не задумывается: «Я думаю, мы будем говорить о том, как хорошо мы жили…». 

Кинороман рекомендовать к прочтению сложно - только если не опасаетесь сразу разочароваться в любимых героинях светлого фильма Владимира Меньшова. В целом, книга похожа на качественный сценарий к большому сериалу, который, возможно, когда-нибудь и снимут. Но вот что удивительно: по отзывам совершенно разных читателей никто из них не отложил книгу, не дочитав до конца. Интересно, почему? Может быть, на полотно и с изнанки стоит посмотреть, там где швы и узелки видны?

Валентин Черных «Москва слезам не верит». - М.: Вече, 2010
Валентин Черных «Москва слезам не верит». - М.: Вече, 2010

Жизненные аксиомы героев романа «Москва слезам не верит»:

Если разбивается, значит не семья. А если семья, то всё равно не разобьёшь.

Бросать женщин, когда они уже никому не нужны, – самое большое предательство, надо от них уходить, пока они молодые, или жить до конца дней своих.

Когда знаешь не только сильные стороны противника, но и слабые, шансы выиграть всегда остаются.

Выигрывают не только удачливые, но и упорные.

Война не проиграна, пока полководец не отказался от решающего сражения.

Вот ты берешь книгу, читаешь несколько страниц и понимаешь, что это, ну, пусть не талантливый писатель, но способный хотя бы. Берешь другую книгу, читаешь несколько страниц и видишь, что графоман. И в кино так же, и в живописи, и в науке. Это почти всегда видно.

В знакомстве на случайность рассчитывать не следует. Для знакомства надо создавать особые условия.

Ты почитай книги. Во всем мире в столицы приезжают молодые, чтобы завоевать их. Мужики идут одним путем, мы другим.

У сегодняшних мужиков вместо мозгов электронно-вычислительные машины. Он, прежде чем увлечься, тысячу вариантов просчитает.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!