Побудительным моментом для создания данного материала, стал случай приключившийся с одним из участников нашего творческого коллектива, во время его командировки в славный город Вологда. Прогуливаясь в свободное время, он наткнулся на объект, основное назначение которого, состоит в том, чтобы поведать о драматических событиях произошедших вблизи берегов Северной Америки в не близком уже 1986 году. Авария на борту атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-219 была чревата более чем серьезными последствиями, система охлаждения одного из двух ядерных реакторов вышла из строя и штатно заглушить реактор не представлялось возможным. Единственным вариантом было произвести остановку реактора вручную. Выполнять эту задачу отправились двое, командир реакторного отсека старший лейтенант Беликов и матрос Сергей Преминин. Экстремальные условия в отсеке в итоге привели к тому, что старший лейтенант Беликов потерял сознание и его эвакуировали, Сергей Преминин остался один. Поставленную задачу он выполнил, но выйти из отсека ему было не суждено, собственно этому и посвящен стенд обнаруженный нашим коллегой.
Описание драматических событий на борту К-219 тема, которая заслуживает отдельной статьи и она обязательно будет, а здесь мы хотим рассказать о создании самой крупной в истории советского флота серии атомных подводных лодок проекта 667.
Исходя из имеющихся источников, работы над проектом 667 были начаты в 1958 году, в центральном конструкторском бюро номер 18. Проект предусматривал создание атомного подводного ракетоносца второго поколения. Имевшаяся информация о американских разработках говорила, что соперник весьма серьезно взялся за развитие своих подводных стратегических ракетоносцев собираясь впихнуть на одну лодку минимум 16 пусковых установок для баллистических ракет с ядерной боеголовкой. В начале разработки проекта 667 в качестве ракетного вооружения рассматривались два варианта - комплекс Д4 с жидкостной ракетой Р-21 подводного старта и комплекс Д-6 с твердотопливной ракетой. Изначально проект лодки предусматривал лишь шесть пусковых установок, причем установок с весьма сложной поворотной конструкцией располагавшиеся за пределами прочного корпуса. Предполагалось, что при движении пусковые установки находятся в "транспортном" положении, а перед запуском поворачиваются на 90 градусов, становясь вертикально. Подобное непрактичное решение было отвергнуто в пользу изначально вертикально расположенных шахт в прочном корпусе. Основным недостатком двух ракетных комплексов была недостаточная дальность применявшихся в них ракет. Решение проблем с комплексами Д-4 и Д-6 появилось после создания малогабаритной ракеты Р-27, которая превосходила по дальности свою основную конкурентку ракету Р-21 на 1180 километров. По сути, эта ракета и созданный под нее ракетный комплекс Д-5 определили облик новых подводных ракетоносцев проекта 667. Более оптимальные шахты комплекса Д-5 позволили поместить 16 пусковых установок в прочном корпусе, кстати, длина стапелей, на которых планировалось строительство будущих ракетоносцев, идеально подходили под корпус именно с 16 шахтами - короче пазл сложился.
В определившемся по итогу проекте была большая масса изменения, так что ему присваивают новое наименование - 667А шифр "Навага", навага это такая рыбка семейства тресковых, длинной до 50 сантиметров.
Конечно, 16 ракет это здорово, но возникала проблема со временем, требуемым на пуск всех 16 штук, да даже пуск одной ракеты еще та предстартовая маета. Если проще надо было как то сделать так, чтобы свести время запуска к минимуму, еще проще дать лодке шанс уйти до того как может прибыть возмездие от противника.
Решение нашлось в максимальной автоматизации предстартовой подготовки, так появилась первая советская автоматизированная информационно-управляющая система "Туча" обеспечившая приемлемое время запуска, как одиночных ракет, так и одновременного залпа 4 ракетами. Позже, уже во время практических испытаний, была доказана возможность одновременного запуска сразу 8 ракет. Но время было именно приемлемым, поскольку после выполнения стартов, что одной, что 8 ракет, лодке требовался интервал времени, для возмещения утраченного веса, чтобы лодка сохраняла заданную глубину, понятно, что чем больше ракет в залпе, тем больше нужно времени на компенсацию утраченного веса. Работа насосов, что при подготовке к стартам, так как специфика запуска ракет Р-27 требовала обязательного затопления шахты, что при компенсации утраченного веса, довольно сильно демаскировала лодку. Решить данную проблему полностью не вышло, для проекта 667А она осталась пожизненной данностью.
Раз уж начали про акустическую заметность, при разработке все внутренние механизмы были поставлены на фундаменты из вибродемпфирующей резины, прочный корпус облицевали звукоизолирующей резиной, легкий покрыли нерезонансной противогидрорадилокационной и звукоизолирующей резиной, то есть везде в лодке, или почти везде, была звукопоглощающая, изолирующая резина. Но вот две системы с их шумами приходилось принимать как данность. Первая и постоянно работающая пока работает хоть один ядерный реактор - это система их охлаждения, про вторую было написано выше. Короче как не пытались свести к минимуму воздействие шумов новых советских подводных крейсеров на нежные уши натовских гидроакустиков, выходило не очень. Последние видимо обиделись и дали лодкам проекта 667 хлесткое и обидное прозвище "ревущие коровы". Споры вокруг того к каким именно советским атомным подлодкам и каких проектов относится, или наоборот не относится это обидное прозвище и насколько оно соответствовало реальным шумам издаваемым нашими лодками тема отдельного материала.
Силовая установка была для лодок проекта 667А, как впрочем, и для их старших и младших собратьев атомоходов, что называется подарком и наказанием одновременно. Подарком была неограниченная ничем, кроме как запасами съестных припасов и выносливостью экипажа, автономность. Наказанием эта силовая установка была из-за своего неизбежного побочного эффекта, в виде радиации и угрозы ядерной катастрофы в случае аварии.
Постройка головного корабля серии началась 9 ноября 1964 года в Северодвинске, он получил обозначение К-137. Строили лодки весьма быстро, К-137 вышел на сдаточные испытания 1 сентября 1966 года, СССР всеми силами старался не допускать безоговорочного первенства США в сфере стратегических подводных носителей ядерного оружия.
Первенец проекта 667А на ходовых испытаниях весьма порадовал как создателей, так и заказчиков своими характеристиками, так максимальная скорость подводного хода составила 28,3 узла, что чуть-чуть не дотягивало до максимальной скорости его вероятных подводных противников американских атомных противолодочных подводных лодок типа "Тершер" и "Стерджен". Официально в состав флота К-137 вошел 5 ноября 1967 года.
Можно смело сказать, что именно подводные ракетные крейсера проекта 667А стали значимой вехой в истории советского стратегического атомного подводного флота, это была самая крупная серия подводных атомоходов советских ВМФ.
Основными эксплуатантами 667-х стали Северный и Тихоокеанский флота СССР. Для Северного флота подводные крейсера строили в Северодвинске - построили 24 штуки. Для Тихоокеанского флота строительство велось в Комсомольске-на-Амуре, здесь было построено 10 штук. Всего по итогу, во всех основных модификациях, а их было две 667А и 667АУ, построили 34 штуки, учитывая немалую размерность и сложность кораблей, достижение более чем выдающееся.
Практически во всех источниках указывается на то, что помимо технического оснащения на 667-ых уделили немало внимания улучшениям обитаемости, то есть условиям жизни и службы экипажей. Было уделено внимание личному пространству, личный состав размещался по каютам и маломестным кубрикам, была офицерская кают-компания, для старшин обустроили отдельную столовую, она же спорт-зал, она же кинозал. В каждом отсеке присутствовала автономная система кондиционирования воздуха. Поработали и над внутренним дизайном отсеков, по максимуму упрятав переплетения коммуникаций, столь обыденные для подводных лодок, под съемные панели. Это усилило ощущение просторности и в итак не особо тесных отсеках, ну если сравнивать их с лодками предыдущих проектов. Данные мероприятия были более чем оправданы, поскольку предельную автономность 667А выставили в 90 суток и большую часть этого времени крейсера должны были провести в подводном положении, даже старт ракет и тот из подводного положения, достаточное серьезное испытание для психики экипажей.
Служба новых кораблей началась не без проблем, сказывались неизбежные недоделки и просто нехватка подготовки экипажей. Наиболее серьезным был инцидент с К-140, где отказал один из двух реакторов, впрочем, экипаж оказался на высоте и, несмотря на неполадки и отключение одного реактора поход был продолжен и успешно завершен. Время шло и проблем с 667 становилось все меньше, пришла пора достижений. Та же К-140 осенью 1969 года впервые в мире выполнила залп 8 ракетами. В период с 8 января по 19 марта 1971 года К-408 совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, причем без всплытия. По мере увеличения численности лодки проекта 667 стали участвовать в несении дежурства у побережья США, постепенно заменив своих предшественников, лодки проекта 658. Однако рост численности и совершенствование противолодочных средств США делали лодки проекта 667 все более и более уязвимыми, требовалось принимать меры, в первую очередь речь шла о модернизации основного вооружения - ракетного комплекса Р-27, его дальность была явно недостаточна. Впрочем, вопрос о совершенствовании лодок проекта 667 поднимался с того момента как они появились и были приняты на вооружение. В СССР прекрасно были осведомлены о проводимых США работах по созданию баллистических ракет морского базирования с дальностью превышавшей дальность Р-27, лодки 667 проекта только начали поступать в состав ВМФ СССР, а ВМФ США уже приняли на вооружение ракету "Поларис" А-3 с дальностью в 4600 километров.
Первые итоги работ над совершенствованием комплекса появились 4 января 1974 года, когда на вооружение приняли ракетный комплекс Д-5У с дальностью в 3000 километров, параллельно шли работы над твердотопливной ракетой "сухого" старта. Лодки, достраиваемые под новый ракетный комплекс, получили обозначение 667АУ. Для определения перспектив твердотопливных ракет выделили К-140, ее перестроили под экспериментальный ракетный комплекс Д-11 с твердотопливными ракетами Р-31. Комплекс Д-11 был всем хорош, сухой старт дававший преимущество в скрытности подготовки к запуску, дальность ракеты в 4000 километров с хвостиком, залп всех 16 ракет в течении минуты, казалось бы берите и перестраивайте, но К-140 так и осталась единственным крейсером усовершенствованного проекта получившего обозначение 667 АМ. Дело было в том, что жидкостные ракеты, не смотря на все недостатки связанные с пожаро и взрывоопасностью, имели больше перспектив по увеличению дальности, в 1972 году появляется ракета Р-29, которая не оставляет твердотопливному проекту никаких шансов. Дальность Р-29 составила 7800 километров, вооруженные ею подводные крейсера проекта 667Б могли запускать ракеты достигающие США, даже не выходя из территориальных вод СССР. То есть акустическая незаметность при подготовке к старту уже не была особо критична, а угрозы взрывов и пожаров считались достаточно прикрыты автоматикой обеспечения безопасности. Подводные крейсера нового проекта 667Б строились отдельной серией и в число построенных 34-х крейсеров проектов 667А и 667АУ не входили. Характерным отличием проекта 667Б было 12 ракетных шахт вместо 16.
Активное использование новых советских подводных крейсеров вызывало вполне объяснимое беспокойство ВМФ США. Американцы настойчиво пытались противодействовать, используя в частности специальные подводные лодки и последние иногда так увлекались, что допускали столкновения с советскими подводными атомоходами, впрочем, данное утверждение весьма спорно, поскольку прямых указаний на то кто с кем столкнулся ни одна из сторон не предъявляла. Кстати гибель упомянутой в самом начале материала К-219, по утверждению некоторых источников, напрямую связана с столкновением с ней американской подводной лодки, которая переусердствовала в слежке за нашим подводным крейсером. Хотя официальная версия про столкновение ничего не говорит называя основной причиной гибели взрыв в одной из ракетных шахт К-219.
Подводные крейсера проекта 667А неоднократно использовались для проведения экспериментов с новыми видами ракетного вооружения, из них делали большие торпедные лодки, проект получил обозначение 667АТ, под него использовали три крейсера - К-253, К-395 и К-423. В ходе модернизации у лодок удаляли пятый и четвертый ракетные отсеки, а на их место ставили отсеки с восемью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра каждый, расположенных под углом к диаметральной плоскости крейсера. Вооружались 667АТ дозвуковыми крылатыми ракетами "Гранат", они же РК-55 стартовавшими из тех самых торпедных аппаратов. Ракета "Гранат" имела весьма схожие характеристики с американской крылатой ракетой "Томогавк", собственно переделка трех крейсеров была ответом на вооружение США части своих подводных лодок данными ракетами. Позднее еще пять крейсеров также переделали под носители крылатых ракет "Гранат". Для испытаний высокоскоростной стратегической крылатой ракеты "Метиорит" был переделан крейсер К-420. Самой экзотической модернизацией был проект 09774, по нему из К-411 сделали носителя малых подводных лодок и исследовательской океанографической аппаратуры. Проект 667А стал базой для создания проекта 667БДР, последовавшего за 667Б, ну и самого последнего проекта 667БДРМ с усовершенствованными межконтинентальными ракетами Р-29РМ. Лодки данных проектов строились отдельными сериями, гораздо более малочисленными, чем крейсера "материнских" проектов 667А и 667АУ, большая часть которых к концу 80-х годов 20 века активно выводилась из состава флота и утилизировалась. А затем произошел распад СССР, который едва вообще не поставил крест на существовании всех стратегических атомных подводных ракетоносцев созданных на базе проекта 667.
На момент написания данного материала в составе ВМФ РФ, данные на 2024 год, остается как минимум три действующих подводных крейсера проекта 667БДРМ, еще пара в ремонте и один носитель подводных лодок специального назначения, переделанный из К-64.