Найти в Дзене
КмиК | Кино и Книги

Хрупкое искусство памяти. Кристиан Болтански

В статье пойдёт речь о Кристиане Болтански, французском художнике, работавшем с темами памяти, утраты и истории. Изначально это должна была быть рецензия на фильм "Christian Boltanski: Dead or Alive?", но мне показалось важным выйти за пределы и рассказать о художнике чуть больше. Источники с более подробной информацией о жизни и творчестве Кристиана я оставлю в конце статьи. Кристиан Болтански родился в Париже в семье с еврейскими и корсиканскими корнями: отец, Этьен Александр Болтански, был сыном еврейских эмигрантов из Одессы, а мать, Мари-Элиз Илари, имела корсиканское происхождение. Во время Второй мировой войны отец скрывался от депортации, что оказало значительное влияние на будущие работы Кристиана, посвящённые памяти и Холокосту. Кристиан родился в 1944 году, в год освобождения Парижа, поэтому второе его имя - Либерте (свобода). Впрочем, как он шутит в фильме, второе имя не прижилось в быту, потому что порождало забавные ситуации по типу "Либерте, пора за стол", "Либерте, ты
Оглавление

В статье пойдёт речь о Кристиане Болтански, французском художнике, работавшем с темами памяти, утраты и истории. Изначально это должна была быть рецензия на фильм "Christian Boltanski: Dead or Alive?", но мне показалось важным выйти за пределы и рассказать о художнике чуть больше.

Источники с более подробной информацией о жизни и творчестве Кристиана я оставлю в конце статьи.

Факты из биографии

Кристиан Болтански родился в Париже в семье с еврейскими и корсиканскими корнями: отец, Этьен Александр Болтански, был сыном еврейских эмигрантов из Одессы, а мать, Мари-Элиз Илари, имела корсиканское происхождение. Во время Второй мировой войны отец скрывался от депортации, что оказало значительное влияние на будущие работы Кристиана, посвящённые памяти и Холокосту. Кристиан родился в 1944 году, в год освобождения Парижа, поэтому второе его имя - Либерте (свобода). Впрочем, как он шутит в фильме, второе имя не прижилось в быту, потому что порождало забавные ситуации по типу "Либерте, пора за стол", "Либерте, ты сделал домашнее задание?", "Либерте, ты наказан".

Источник: https://ru.wikipedia.org/
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Второй "занимательный" факт из его ранней биографии - до 18 лет он не выходил из дома один, всегда в сопровождении старших. А дети и родители спали все в одной комнате, хотя дом их был достаточно большой и места хватило бы всем.

Третий факт, его отец во время войны прятался от немцев в доме своей семьи в небольшой комнатке, я бы даже сказал пространстве, под полом. Кристиан упоминает этот факт с улыбкой, проговаривая, что его семья была счастлива тому, что его отец все время под боком (и живой), и подшучивая над тем, в каких условиях он был зачат.

Немного о творчестве

Болтански был самоучкой и начал заниматься живописью в 1958 году. В ранних работах не будет фотореалистичных портретов, но будут проявляться основные темы, которые в последствии будут раскрываться в позднем творчестве: хрупкость, зыбкость памяти, тонкая грань между жизнью и смертью.

В 1967 году он отошёл от традиционной живописи и обратился к инсталляциям, театру марионеток и теней, активно используя старые фотографии и найденные объекты. Его первая персональная выставка состоялась в 1968 году в парижском театре Ранелаг.

Основные темы творчества Болтански — уничтожение и утрата прошлого, как индивидуального, так и коллективного. Его работы часто обращаются к воспоминаниям о Холокосте, стремясь воссоздать утраченное и вызвать коллективную память.

От небольших форм, он постепенно переходит к всё более масштабным инсталляциям. Одним из любимых инструментов для высказывания для Кристиана становится одежда. Её могут быть обвешаны стены, она может полностью закрывать пол зала, она может висеть в воздухе, напоминая призраков. Кристиан подчёркивает эту фантомность одежды, оставленной без человека, в том числе отсылая к горам обуви и одежды, оставшейся от погибших в газовых камерах и концлагерях.

Источник: eva-albarran.com
Источник: eva-albarran.com

Любопытно, что хотя в своих инсталляциях он часто стремился призвать к жизни тех, кто погиб в ужасных обстоятельствах, например, при Холокосте, при этом подчёркивая, насколько эта память тонка и иллюзорна, он часто практически насмехается над собственным прошлым, мистифицируя его через выдуманные факты, подложные фотографии и прочие визуальные объекты. Чего стоит его небольшая книжка "Реконструкция происшествия, которое еще не случилось и в котором я погиб", изданная в 1969 и воссоздающая его собственную смерть настолько дотошно, что на мгновение начинаешь верить, а не случилось ли это на самом деле.

Источник: https://artguide.com/posts/2453
Источник: https://artguide.com/posts/2453

О фильме

На фильм я натолкнулся совершенно случайно, пока искал замену "фантомной" рекомендации для просмотра от нейросети. Подробнее об этом я писал здесь.

Я ничего особо не ждал от короткой, 44-минутной картины, ещё и документалки. Но, как вы понимаете по статье, затянуло.

Фильм "Christian Boltanski: Dead or Alive?" вышел в 1994 году, режиссёр Gerald Fox. Так как фильму уже около 30 лет, в нём в основном показаны работы конца 80-х годов. То странные фотографии детей висят на стенах и подсвечены лампочками, то другие фотографии увеличены до той грани, где скрытого и потустороннего становится больше, чем живого и явного, то одежда разбросана в странных местах, то коробки из под печенья с фотографиями людей на них установлены в высокие и очень хрупкие башни, одна из них даже падает во время съёмок. Демонстрация работ Кристиана сопровождается его собственными комментариями, чередуется с отрывками его интервью в чёрно-белом исполнении и наблюдением за тем, как он ведёт машину и покупает чьи-то старые альбомы с фотографиями на рынке.

Источник: https://distribution.arte.tv/
Источник: https://distribution.arte.tv/

Зная его мировое признание, немного не ожидаешь увидеть тихого на вид человека, скромного, немного неуклюжего, неуверенного мужчину, который спокойно беседует на камеру и при этом признаётся, насколько ему некомфортно, что его снимают, потому что размывается грань того, где он, а где образ, а это мешает ему думать о творческом процессе.

Иногда в общее полотно вплетается комментарий эксперта, но, которая подчёркивает, как Кристиан умеет работать, вызывая эмоции, при этом сохраняя интеллектуальную многослойность. Но если честно, как раз комментарии кажутся лишними, потому что работы сами по себе завораживают зрителя. И ты и так понимаешь, что за видимой простой и кажущейся примитивностью скрывается нечто большее.

Я понимаю, что посмотреть его на сайте (ссылку я оставлю) будет проблематично, поскольку там для пробного 7-дневного периода требуется иностранная карта. Но если у вас есть такая возможность и если вы цените искусство фотографии, то попробуйте - не пожалеете.

Цитаты

В конце я хотел бы поделиться цитатами Кристиана из фильма, которые, если быть честным, стали основной причиной, почему я взялся за этот текст. Мне они показались очень важными. Сам Кристиан пытался осмыслить собственный травмирующий опыт последствия Второй мировой войны, а во время съёмок шли активные действия в Югославии, которые тоже отзывались в душе творца болезненно. Он немного иронично замечает, как жизнь и творчество бывают слепы к тому, что происходит буквально у них под носом, игнорируя происходящее, пытаясь спрятаться за картинками обычной жизни. Поэтому и цитаты я приведу следующие (заранее прошу прощения за не самый точный перевод с английского)

"Для меня всегда было сложно понять, когда политики, например, говорят "Предстоит война, но только 2000 человек погибнет, это не так уж много", но на самом деле - это никогда не 2000 человек. Один любил спагетти, <...>, другая была чьей-то девушкой, всегда кто-то ещё и ещё и ещё. Это никогда не 2000, вот что я пытаюсь выразить, вот что я хочу сказать через свои работы, они о том, что все - это кто-то, и каждый из них уникален, вот почему они все святые, потому что они не группа. Они - это всегда конкретный человек."

"Кто-то попросил меня, но я отказался, создать в Германии монумент, посвящённый Холокосту. Но я сказал, что не хочу этого делать, потому что не хочу делать памятники, посвящённые Холокосту". Но я озаметил, что лучшим способом организовать такой памятник - сделать его очень-очень хрупким, таким, чтобы его необходимо было перестраивать каждую неделю, потому что когда вы отливаете монумент в бронзе, через некоторое время вы напрочь забываете о чём он, в чём его смысл. Но если вы воссоздаёте монумент каждую неделю, вы обязаны воздавать молитвы снова и снова, каждую неделю, и вам придётся думать о причинах".

"Человек, который думает, что знает всё - очень опасен"

Полезные ссылки

About - Gerry Fox | Gerald Fox - filmmaker and artist
Что нужно знать: Кристиан Болтански | Артгид
Watch Christian Boltanski : Dead or Alive ? (Documentary Film)
История и Память в работах Кристиана Болтански
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал! Это мотивирует писать больше и чаще, а также помогает увидеть статью другим людям