Найти в Дзене

XXI век глазами патриарха научной фантастики Айзека Азимова (у ФБР были основания для подозрений!)

Мои студенты в рамках подготовки к внутривузовской конференции по искусственному интеллекту тщатся прозреть будущее. И никак не могут... Что день грядущий нам готовит? Да Бог его знает. Что ж, объективно, вопрос этот сложный. Но, по интересному совпадению, я сейчас перечитываю рассказы классика научной фантастики Айзека Азимова, который зацепил в своё время читателя тем, что увлекательно размышлял о проблемах искусственного интеллекта в те годы, когда им ещё и не пахло. В частности, моё внимание привлёк рассказ под названием «Разрешимое противоречие» (The Evitable conflict, 1950 год). В этом рассказе Азимов описывает мир середины XXI века. Устройство этого мира мне показалось настолько любопытным, что я хочу поделиться впечатлениями со своими читателями. Итак, человечество прошло сквозь горнило мировых войн XX века и сумело не уничтожить себя. В этом ему помогло… создание искусственного интеллекта. (У Азимова это называется «позитронный мозг» и это реальный искусственный мозг, который
Вкалывают роботы, счастлив человек!
Вкалывают роботы, счастлив человек!

Мои студенты в рамках подготовки к внутривузовской конференции по искусственному интеллекту тщатся прозреть будущее. И никак не могут... Что день грядущий нам готовит? Да Бог его знает.

Что ж, объективно, вопрос этот сложный. Но, по интересному совпадению, я сейчас перечитываю рассказы классика научной фантастики Айзека Азимова, который зацепил в своё время читателя тем, что увлекательно размышлял о проблемах искусственного интеллекта в те годы, когда им ещё и не пахло.

В частности, моё внимание привлёк рассказ под названием «Разрешимое противоречие» (The Evitable conflict, 1950 год). В этом рассказе Азимов описывает мир середины XXI века. Устройство этого мира мне показалось настолько любопытным, что я хочу поделиться впечатлениями со своими читателями.

Итак, человечество прошло сквозь горнило мировых войн XX века и сумело не уничтожить себя. В этом ему помогло… создание искусственного интеллекта. (У Азимова это называется «позитронный мозг» и это реальный искусственный мозг, который вставляется в роботов.) И вот, создав такое чудо, человечество додумалось, что сложные экономические и социальные проблемы стоит решать…

Ну, как вы думаете их надо решать?

На основе рационального планирования!

Слово автору:

«Наша всемирная роботизированная экономика не застрахована от проблем, и поэтому были созданы Машины. Экономика Земли стабильна и останется стабильной, будучи основанной на решениях Машин, которые производят расчёты и дают рекомендации исходя исключительно из соображений пользы для человечества, руководствуясь при этом Первым Законом Роботехники».

«Население Земли знает, что ему не грозит безработица, перепроизводство, недостаток чего-либо. Нищета, голод – слова из учебников истории. Таким же архаизмом становится и понятие собственности на средства производства. Кто бы ими ни владел (если это ещё имеет смысл) – человек, группа людей, нация или всё человечество, – любые средства производства могут быть использованы только в соответствии с указаниями Машин. Не потому, что людей принудят поступить так или иначе, а потому, что Машины всегда выбирают самый мудрый, самый оптимальный путь, и люди об этом знают.

Это означает, что всем войнам на свете – конец».

Ничего себе! Может, и не зря Азимовым интересовалось ФБР за возможное сочувствие коммунистическим идеям. Разве не коммунизм здесь описывается?

(Тут я вспомнил своё интервью с доктором экономических наук из МГУ Еленой Ведутой, где рассказывается о подобных же планах управления экономикой, основанных на кибернетике. Рекомендую почитать.)

Но что же происходит с человечеством при таком вот коммунизме, который, разумеется, благоразумно не называется в рассказе коммунизмом? (За такие вольности в демократической Америке автора отменили бы ещё задолго до изобретения «культуры отмены» – сенатор Маккарти как раз набирал силу…) Вот Маркс считал, что государство при коммунизме отомрёт за ненадобностью. А как организовано человечество в мире Азимова?

Итак, земной шар, население которого составляет 3,3 млрд человек (да, тут Азимов явно дал маху!) поделён на четыре макрорегиона: Восточный, Тропический, Европейский и Северный. Все они в немалой степени автономны, но при этом в мире есть некая должность Координатора, который держит руку на пульсе. (Его штаб-квартира располагается в Нью-Йорке, являющемся столицей мира, правда, столицей номинальной.) На самом деле роль Координатора практически не описана и из рассказа мы в конце концов узнаём, что у людей фактически нет возможности определять будущее самим, ведь искусственный интеллект («Машины») просчитывает будущее гораздо эффективнее и рациональнее, чем люди. Причём он сконструирован таким образом, чтобы максимально полно заботится о нуждах человечества в целом (всячески стараясь при этом не обижать отдельных личностей, которых приходится как-то сдерживать в рамках интересов человечества). Таким образом, роль координатора и вице-координаторов, «управляющих» отдельными регионами, это, фактически, некая почётная должность, не более того. Так что, пожалуй, мы видим то самое отмирание государства, которое прогнозировал Маркс.

Но как в этих условиях быть с государственными границами, цивилизационными отличиями?

Это прелюбопытный вопрос. Всегда интересно порассуждать о том, как будут меняться границы. А границы, как мы с вами сейчас прекрасно понимаем, меняются постоянно. Это видно и на примере нашей страны, и на примере США, которые при Трампе зарятся на Гренландию и Канаду. Так что же за макрорегионы нафантазировал Азимов? Вот они.

Восточный регион, население: 1 млрд 700 млн чел., столица – Шанхай. Цитата из рассказа: «Красная линия границы Восточного региона окружала территории, что были когда-то Китаем, Индией, Бирмой, Индокитаем и Индонезией». Регион активно развивается, в частности, занимается освоением новых технологий производства пищи, дабы прокормить это кажущееся Азимову огромным население. Как они там все друг с другом уживаются, нам не сообщается, но… коммунизм же, читай выше – поводов для войн уже нет. Самая интересная деталь для нас, это то, что на карте с обозначением границ этого региона, висящей в кабинете вице-координатора, надписи выполнены на кириллице. Можно было бы подумать, что в этот же регион входит и Россия. Но она здесь не упомянута, так что поищем её далее.

Тропический регион, население: 500 млн чел. География – вся Южная Америка от Аргентины на севере и вся Африка к югу от Атласских гор. В регион попадала и часть Северной Америки к югу от Рио-Гранде, и даже часть Азии – Аравийский полуостров и Иран. Столица – Новый Город.

Избавившись от гнёта колонизаторов, регион тоже активно развивается. Местный вице-координатор говорит Координатору:

«Мы уничтожили муху цеце и малярийных москитов. Люди поняли, что и под нашим жарким солнцем можно жить и трудиться. Мы вырубили джунгли и обрели плодородную землю, мы оросили пустыни и насадили там сады. Мы стали добывать уголь и нефть, обнаружили на своей земле множество других полезных ископаемых.

Так не мешайте нам! Это всё, чего мы просим у остального мира. Отойдите и не мешайте нам работать!»

(Если не знать, чьи это строки, то от их прочтения возникает полное ощущение, что это цитата из какого-то советского романа или газетной статьи.)

Европейский регион, население – 300 млн чел., столица – Женева.

«С географической точки зрения он мало напоминал то, что было доатомной Европой, поскольку в его состав не входили ни европейская часть России, ни Британские острова. Правда, добавилось средиземноморское побережье Африки и Азии, и, совершив дерзкий прыжок через океан, регион захватывал Аргентину, Чили и Уругвай».

«Он был единственным из всех регионов планеты, где отмечалось неуклонное снижение численности населения, и только здесь не отмечалось ни роста производства, ни каких-либо нововведений в области культуры».

«Европе давно нет никакого дела до защиты чьих бы то ни было прав». Она превратилась в экономический придаток Северного региона и в целом довольна положением дел, ведь «Европа – спящий мир. И те, кто не успел удрать из неё в Тропики, спят вместе с ней».

Что ж, некоторые тенденции, похоже, подмечены верно. И депопуляция коренного населения (что пока маскирует приток иммигрантов), и зависимость от более сильного партнёра… Правда, Азимов кое-что не угадал относительно религиозного фактора, так как написал, что Европа остаётся наполовину католической, наполовину протестантской. На самом деле сейчас социологи фиксируют, что Европа становится всё более атеистической.

Северный регион, население – 800 млн чел., столица – Оттава. Вот как описал его на карте мира Азимов:

«В самом центре карты красовался Северный полюс. Все приполярные области, включая Скандинавский полуостров и Исландию, входили в Северный регион.

Территорию региона можно было приблизительно разделить на две части. Левая часть карты изображала Северную Америку к северу от Рио-Гранде, а правая – то, что было когда-то Советским Союзом. Вместе они составляли средоточие сил всей планеты в начале атомной эры. Великобритания, располагавшаяся примерно посередине между двумя этими территориями, вклинивалась в Европейский регион, а на самом верху карты, очерченные весьма символически, располагались Австралия и Новая Зеландия».

«Никакие изменения последних десятилетий не могли скрыть тот факт, что Северный регион оставался экономическим лидером планеты».

Весьма своеобразно, не правда ли? Воображение писателя отнесло нашу страну к англосаксонскому миру – нечто практически немыслимое сегодня, когда мы изо всех сил поворачиваемся на Восток, а кто-то при этом мечтает, как мы объединимся с Европой, в частности, Германией, и утрём нос «наглосаксам».

С другой стороны, если вникнуть в логику автора, в концепцию мира без войн, управляемого искусственным интеллектом, то почему бы и нет?

Кто-то может упрекнуть автора – мол, не верю, как-то всё слишком хорошо. Что, развитие человечества закончилось? Настал «конец истории»?

Нет, Азимов не так прост. И в этом дивном новом мире есть свои скрытые конфликты. И всё дело в геополитике.

«Север сейчас сильнее всех и удерживает эти позиции уже почти целое столетие. Но теперь намечается относительное отставание. Место лидера цивилизации могут скоро занять Тропики, а северяне этого боятся».

Вот это весьма недалеко от правды, разве что сейчас не Тропический, а Восточный регион во главе с Китаем претендует на глобальное лидерство. Впрочем, политологи сегодня часто упоминают и о постепенном возвышении Глобального Юга, так что Азимов разглядел этот тренд три четверти века назад.

Но что же делают эти «северяне» (в число которых, получается, будем входить и мы)?

«Общество борьбы за права человека» – организация северян, … и они не делают тайны из своей войны с Машинами...

…их немного, но эта организация объединяет могущественных людей. Управляющие фабрик, директора заводов и крупных сельскохозяйственных комплексов, которые больше не хотят быть, по их словам, «мальчиками на побегушках при Машинах». Люди в «Обществе» амбициозны, эгоистичны. Они чувствуют себя достаточно сильными для того, чтобы принимать решения к собственной выгоде, а не быть вынужденными заботиться о благе других.

А вот это соображение мне показалось особенно интересным… Как замечательно здесь раскрыты мотивы тех «сильных мира сего», которым не нужен никакой коммунизм! Словно аллюзия на развал СССР, который на момент написания рассказа ещё лишь выходил на пик своего могущества… Итак, главная угроза коллективизму и альтруизму (коммунизму, как его не называй) – индивидуализм и эгоизм (капитализм). Что же убережёт мир Азимова от регресса и скатывания на предыдущий этап развития?

«Машины»! Иначе говоря, пресловутый ИИ. Главный специалист по робопсихологии объясняет Координатору, что ему ничего не нужно делать в данной ситуации. С кознями северян «Машины» справятся сами:

…разве мы можем знать, что для человечества хорошо, а что плохо? В нашем распоряжении нет и крупицы всех тех данных, которыми располагает Машина! Ну вот, известный пример: разве развитие нашей технической цивилизации не принесло больше горя и страданий, чем было им уничтожено? Очень может быть, что примитивная аграрная цивилизация, с более низким уровнем культуры и меньшей численностью населения, была бы предпочтительнее. Кто знает? Если это так, то именно в таком направлении Машины будут нас подталкивать, ни в коем случае не сообщая нам об этом, потому что мы невежественны, мы заражены предрассудками, мы считаем благом только то, к чему привыкли. С любыми переменами мы тут же начнём отчаянную борьбу. А может быть, для человечества лучше полная урбанизация, или кастовое сообщество, или абсолютная анархия. Мы этого не знаем. Знают только Машины, и они двигаются в этом направлении, ведя нас за собой.

Хм, а вот и ответ на сакраментальный вопрос, будет ли как-то эволюционировать коммунизм, на который у самих коммунистов, как я понимаю, нет чёткого ответа (если есть, поправьте меня в комментариях). Будет, будет… Но как, мы (люди) не знаем.

Такой ответ пугает Координатора. Ещё бы!

– Ваши слова, Сьюзен, означают, что «Общество борьбы за права человека» не ошибается и что человечество утратило право принимать решения о собственном будущем?

– У него никогда и не было такого права. Будущее в конце концов всегда определялось экономическими и социальными силами – какими именно, человечество не понимало: то ли особенностями климата, то ли удачами в войнах. Это всё теперь понятно Машинам, и никто не может помешать им, поскольку Машины держат в своих руках эти силы, как они держат и «Общество». Для этого они располагают самым мощным оружием – абсолютным контролем над нашей экономикой.

– Как это ужасно!

– Наоборот! Как это прекрасно! Подумайте только, ведь теперь впервые за всю историю человечества все противоречия разрешимы, всех конфликтов можно избежать. И только Машины на все времена неизбежны!

Мда, есть о чём подумать в наше время бурной популярности ИИ. Что впереди? Бунт Skynet, как в «Терминаторе», и уничтожение человечества или технокоммунизм, как в мечтах Азимова и Ведуты?

Но, как сказал нам тот самый Терминатор: «Будущее не предопределено. Нет судьбы кроме той, что мы творим сами». Эти слова обнадёживают. И пугают…

Ну а что же было по Азимову дальше? Мои студенты так и не смогли угадать дальнейший ход событий по версии этого патриарха научной фантастики. А вы сможете?

P. S.: Ранее я публиковал статью, посвящённую различиям советской и американской НФ. В ней Азимов, увы, выпал из моего поля зрения. А он, американский еврей российского происхождения, оказывается, служит своего рода мостом между советской и американской фантастикой… Впрочем, как обычно, исключение лишь подтверждает правило.