До начала 30-х годов коренные жители Ямала ни разу не видели самолётов – до Салехарда (тогда он назывался Обдорском) из других регионов неделями добирались на пароходах или лошадях. Всё изменилось в 8 февраля 1935 года, когда из Салехарда вылетел первый регулярный рейс по маршруту Тюмень – Салехард.
Приземлялись на лёд реки
Старт к развитию авиации на Обском Севере был дан благодаря руководству Обско-Иртышской области с центром в Тюмени. Главное управление гражданского воздушного флота дало добро на открытие авиалинии Тюмень – Салехард, выделив несколько самолётов с экипажем.
В начале января 1935 год аэропорт Салехарда принял первый самолёт АИР-6. Управлял им известный полярный лётчик Николай Целибеев. После вместе с бортмехаником Николаем Коровиным он занялся обследованием будущей трассы до Салехарда. А спустя почти месяц состоялся первый полёт из Салехарда в Тюмень.
Однако самолёты прилетали на Ямал и ранее. Первый из них совершил посадку на лёд реки Обь АНТ-9 в феврале 1931 года. Тогда Иван Михеев пролетел по длинному маршруту Москва – Тобольск – Берёзово – Обдорск и вернулся в Москву. Такой путь лётчику пришлось проделать для того, чтобы вывезти пушнину и успеть доставить её к первому международному пушному аукциону, проходящему в Ленинграде.
Пока строили аэропорт, нашли нечто невероятное
По разным причинам прилетали на Север и другие самолёты. Например, из Свердловска и Тюмени доставляли кадровых работников для проведения партийной и государственной работы по созданию органов власти. Также в только что образованный Ямальский (Ненецкий) национальный округ прибывали необходимые кадры. В феврале 1933 года из Обдорска в Москву стартовали три первых авиарейса в Москву.
До открытия первого аэропорта все самолёты приземлялись на очищенный от снега лёд рек Полуй и Обь. Тогда на реке Полуй решили возвести гидроаэропорт. Эта локация была выбрана не просто так, а из-за отсутствия большой удобной площадки в окрестностях города.
В 1932 году началось строительство гидроаэропорта, во время которого рабочие случайно обнаружили удивительную находку:
«При возведении зданий для радиостанции и вокзала гидропорта рабочие нашли различные изделия из кости, камня, керамики, в том числе и высокохудожественные (I век до н.э. – I век н.э.). Их передали находящемуся в командировке в Обдорске Василию Адрианову, сотруднику Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). Он-то и провёл в 1935–1936 годах первые раскопки получившего впоследствии мировую известность памятника «Усть-Полуй», - рассказал заведующий сектором Новой и Новейшей истории МВК имени И.С. Шемановского Алексей Мазурин.
Один рейс длился целый день
В 1936 году к маршруту Тюмень – Салехард добавилось ещё несколько. Тогда чаще перевозили людей, нуждающихся в медицинской помощи, медиков и грузы. Ямальцы, ранее не видавшие самолётов, были поражены. Увиденное судно они назвали «тиртя нгано», то есть «летающая лодка».
«Прилетел самолёт У-2, сел на Полуй. Мы взяли доски, малицы – и вниз. Интересно, пощупать надо», - поделилась жительница Салехарда Мария.
«Возле нашего домика, расположенного на высокой горке на берегу реки Полуй, была полянка – излюбленное место местных жителей. Оттуда нам нравилось наблюдать за гидросамолётами, которые садились и взлетали, поднимая огромное количество брызг, сверкающих на солнце. Давно уже никто не видел этих самолётиков, но название района и автобусной остановки осталось – Гидропорт», - вспоминала Надежда из Салехарда.
Несмотря на то, что перелёты занимали гораздо меньше времени, чем езда на лошадях, по нынешним меркам полёты длились долго – почти целый день. По пути приходилось останавливаться в других городах, чтобы дозаправиться. О ближайших рейсах и стоимости билетов писали в местных газетах.
«Полёты выматывали лётчиков»
В 1938 году Обская авиагруппа была переименована в Обский отдельный авиаотряд и стала подчиняться Главному управлению гражданского воздушного флота. Через пять лет Обский авиаотряд переименовали в 21-й транспортный авиаотряд Уральского управления гражданского воздушного флота. Экипажи отбирал лично Герой Советского Союза Пётр Панов. Многих Север пугал, но были и смельчаки, которые выразили желание стать частью авиаотряда. Условия, в которых приходилось им летать, были крайне тяжёлыми.
«Звено состояло из шести трёхместных гидросамолётов-амфибий Ш-2, двух санитарных самолётов С-2 с открытой кабиной пилота и закрытой с двумя местами для врача и больного… Самолёты По-2 и Ш-2 были без радиостанций. Отсутствие связи затрудняло полёты в условиях меняющейся северной погоды. Из приборов имелись магнитный компас, авиагоризонт, счётчик оборотов, манометр… На гидросамолёте Ш-2 мотор находился чуть впереди центроплана и над головами лётчика и бортмеханика. 6–8-часовые полёты, плюс болтанка, треск выхлопных патрубков прямо в уши выматывали лётчиков. Иногда в 35–40 лет списывали по глухоте», - вспоминал ветеран войны и труда Александр Замараев.
Сейчас многое изменилось – в 2028 году в Салехарде планируют открыть новый аэропорт. Однако Ямал помнит всех, с кого 90 лет назад началась новая глава его истории.
Читайте и смотрите также: