Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Глухие в 40 лет»: суровые условия, в которых работали первые лётчики Ямала

До начала 30-х годов коренные жители Ямала ни разу не видели самолётов – до Салехарда (тогда он назывался Обдорском) из других регионов неделями добирались на пароходах или лошадях. Всё изменилось в 8 февраля 1935 года, когда из Салехарда вылетел первый регулярный рейс по маршруту Тюмень – Салехард. Старт к развитию авиации на Обском Севере был дан благодаря руководству Обско-Иртышской области с центром в Тюмени. Главное управление гражданского воздушного флота дало добро на открытие авиалинии Тюмень – Салехард, выделив несколько самолётов с экипажем. В начале января 1935 год аэропорт Салехарда принял первый самолёт АИР-6. Управлял им известный полярный лётчик Николай Целибеев. После вместе с бортмехаником Николаем Коровиным он занялся обследованием будущей трассы до Салехарда. А спустя почти месяц состоялся первый полёт из Салехарда в Тюмень. Однако самолёты прилетали на Ямал и ранее. Первый из них совершил посадку на лёд реки Обь АНТ-9 в феврале 1931 года. Тогда Иван Михеев пролетел
Оглавление

До начала 30-х годов коренные жители Ямала ни разу не видели самолётов – до Салехарда (тогда он назывался Обдорском) из других регионов неделями добирались на пароходах или лошадях. Всё изменилось в 8 февраля 1935 года, когда из Салехарда вылетел первый регулярный рейс по маршруту Тюмень – Салехард.

Посадка самолёта на Полуе. 1949 год. Фото предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского
Посадка самолёта на Полуе. 1949 год. Фото предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского

Приземлялись на лёд реки

Старт к развитию авиации на Обском Севере был дан благодаря руководству Обско-Иртышской области с центром в Тюмени. Главное управление гражданского воздушного флота дало добро на открытие авиалинии Тюмень – Салехард, выделив несколько самолётов с экипажем.

В начале января 1935 год аэропорт Салехарда принял первый самолёт АИР-6. Управлял им известный полярный лётчик Николай Целибеев. После вместе с бортмехаником Николаем Коровиным он занялся обследованием будущей трассы до Салехарда. А спустя почти месяц состоялся первый полёт из Салехарда в Тюмень.

Однако самолёты прилетали на Ямал и ранее. Первый из них совершил посадку на лёд реки Обь АНТ-9 в феврале 1931 года. Тогда Иван Михеев пролетел по длинному маршруту Москва – Тобольск – Берёзово – Обдорск и вернулся в Москву. Такой путь лётчику пришлось проделать для того, чтобы вывезти пушнину и успеть доставить её к первому международному пушному аукциону, проходящему в Ленинграде.

Пока строили аэропорт, нашли нечто невероятное

По разным причинам прилетали на Север и другие самолёты. Например, из Свердловска и Тюмени доставляли кадровых работников для проведения партийной и государственной работы по созданию органов власти. Также в только что образованный Ямальский (Ненецкий) национальный округ прибывали необходимые кадры. В феврале 1933 года из Обдорска в Москву стартовали три первых авиарейса в Москву.

До открытия первого аэропорта все самолёты приземлялись на очищенный от снега лёд рек Полуй и Обь. Тогда на реке Полуй решили возвести гидроаэропорт. Эта локация была выбрана не просто так, а из-за отсутствия большой удобной площадки в окрестностях города.

Посадка на реку Полуй. Салехард, 1960 год. Фото предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского
Посадка на реку Полуй. Салехард, 1960 год. Фото предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского

В 1932 году началось строительство гидроаэропорта, во время которого рабочие случайно обнаружили удивительную находку:

«При возведении зданий для радиостанции и вокзала гидропорта рабочие нашли различные изделия из кости, камня, керамики, в том числе и высокохудожественные (I век до н.э. – I век н.э.). Их передали находящемуся в командировке в Обдорске Василию Адрианову, сотруднику Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). Он-то и провёл в 1935–1936 годах первые раскопки получившего впоследствии мировую известность памятника «Усть-Полуй», - рассказал заведующий сектором Новой и Новейшей истории МВК имени И.С. Шемановского Алексей Мазурин.

Один рейс длился целый день

В 1936 году к маршруту Тюмень – Салехард добавилось ещё несколько. Тогда чаще перевозили людей, нуждающихся в медицинской помощи, медиков и грузы. Ямальцы, ранее не видавшие самолётов, были поражены. Увиденное судно они назвали «тиртя нгано», то есть «летающая лодка».

«Прилетел самолёт У-2, сел на Полуй. Мы взяли доски, малицы – и вниз. Интересно, пощупать надо», - поделилась жительница Салехарда Мария.
«Возле нашего домика, расположенного на высокой горке на берегу реки Полуй, была полянка – излюбленное место местных жителей. Оттуда нам нравилось наблюдать за гидросамолётами, которые садились и взлетали, поднимая огромное количество брызг, сверкающих на солнце. Давно уже никто не видел этих самолётиков, но название района и автобусной остановки осталось – Гидропорт», - вспоминала Надежда из Салехарда.
Самолёт АН-26 на взлётной полосе Салехардского аэропорта, 1976–1977 годы. Фото предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского
Самолёт АН-26 на взлётной полосе Салехардского аэропорта, 1976–1977 годы. Фото предоставлено из фондов МВК имени И.С. Шемановского

Несмотря на то, что перелёты занимали гораздо меньше времени, чем езда на лошадях, по нынешним меркам полёты длились долго – почти целый день. По пути приходилось останавливаться в других городах, чтобы дозаправиться. О ближайших рейсах и стоимости билетов писали в местных газетах.

«Полёты выматывали лётчиков»

В 1938 году Обская авиагруппа была переименована в Обский отдельный авиаотряд и стала подчиняться Главному управлению гражданского воздушного флота. Через пять лет Обский авиаотряд переименовали в 21-й транспортный авиаотряд Уральского управления гражданского воздушного флота. Экипажи отбирал лично Герой Советского Союза Пётр Панов. Многих Север пугал, но были и смельчаки, которые выразили желание стать частью авиаотряда. Условия, в которых приходилось им летать, были крайне тяжёлыми.

«Звено состояло из шести трёхместных гидросамолётов-амфибий Ш-2, двух санитарных самолётов С-2 с открытой кабиной пилота и закрытой с двумя местами для врача и больного… Самолёты По-2 и Ш-2 были без радиостанций. Отсутствие связи затрудняло полёты в условиях меняющейся северной погоды. Из приборов имелись магнитный компас, авиагоризонт, счётчик оборотов, манометр… На гидросамолёте Ш-2 мотор находился чуть впереди центроплана и над головами лётчика и бортмеханика. 6–8-часовые полёты, плюс болтанка, треск выхлопных патрубков прямо в уши выматывали лётчиков. Иногда в 35–40 лет списывали по глухоте», - вспоминал ветеран войны и труда Александр Замараев.

Сейчас многое изменилось – в 2028 году в Салехарде планируют открыть новый аэропорт. Однако Ямал помнит всех, с кого 90 лет назад началась новая глава его истории.

Читайте и смотрите также: