Моя благодарность Александре Семеновой за инициацию темы: работа Квентина Массейса "Меняла и его жена".
Квентин Массейс, фламандский художник, годы жизни 1465-1530.
Его работы я делю на три группы. Первая группа - стандартные, популярные на рубеже 15/16 веков христианские сюжеты, приносившие художнику средства для существования. Эти работы достаточно тривиальны, в них нет суждения самого Массейса относительно сюжета. Мне очевидно, что Массейс использовал эти сюжеты только для заработка.
Вторая группа - портреты. Для портретирования Массейс выбирал неслучайных людей, например таких как Эразм Роттердамский, а также представителей редких в это время профессий, например, ученых. Выбор портретируемых характеризует личность самого Массейса, его мировоззрение.
Третья группа - жанровые плюс некоторые крайне сатирические работы. Эта группа работ содержит суждения Массейса, а, следовательно, относится к высшей форме эстетики искусства доступной человеку - к эстетике разума. Очень немногие художники достигали в своем творчестве уровня эстетики разума... Массейс из их числа.
Работа "Меняла и его жена" относится именно к этой, третьей группе и содержит в себе нетривиальные суждения Массейса.
Ключом к содержанию этой нетривиальной работы является надпись на раме картины: «Пусть весы будут верными, а вес точным». Не часто и не случайно художники добавляют свои письменные высказывания к картинам!
Важным контекстом при рассмотрении этой работы является исторический фон событий в Нидерландах 15-16 в.в. Именно в это время произошел резкий рост торговли/финансовых операций в Нидерландах. Причинами этого послужили географические открытия, начиная с конца 15 в. Сначала был открыт морской путь в Индию, затем последовало открытие Америки, плавание Магеллана вокруг Земли, открытие морского пути к островам пряностей. Значимость торговли в жизни Нидерландов резко выросла. Очень скоро в Нидерланды пришла реформация религии - кальвинизм, отменивший жесткие личностные ограничения, наложенные на человека католичеством. Закончилось это 80-летней войной с Испанией и полным освобождением менталитета населения от католичества. Нидерланды стали мощной торговой державой.
При рассмотрении этой картины следует помнить о сказанном выше, но следует не забывать и о своих собственных суждениях. Хороший художник всегда оставляет следы своей личности на картине, часто делая это невольно, сам этого не замечая. А потому, глядя на высказывания художника, мы будем дополнительно взвешивать и саму личность художника.
Формальное содержание картины.
Массейн изображает два мира, две части человечества в двух вариантах:
- мужчину и женщину
- практического делового человека и человека погруженного в религию. Мужчина меняет золото на монеты. Женщина далека от этого, она наполнена содержимым из библии... Два параллельных мира, которые Массейс противопоставляет друг другу.
1. Мужчина и женщина - две противоположности человечества, но в то же время две дополняющие друг друга противоположности, без которых человечество не может существовать. Девушка на картине изображена пассивной, подчиненной мужчине. И это для начала 16 века верное суждение.
2. Практическая жизнь мужчины противопоставлена "духовной", религиозной жизни девушки. Материальную, практическую часть занятий человечества и так называемую "духовную" часть, которую навязали человечеству постиудейские религии, нельзя считать дополняющими друг друга. Для того, чтобы "духовные" занятия могли дополнять собою материальные, необходимо, чтобы эти "духовные" занятия не ограничивались чтением текстов "библий", не омертвляли этим разум и интеллект, данные человеку создателем чтобы пользовался и постигал. Нематериальные занятия человека должны быть направлены на постижение Вселенной, на непрерывное развитие. А вот последнее постиудейскими религиями как раз полностью запрещено. Следовательно, в этом контексте Массейс иллюстрирует взаимное отношение друг к другу "религиозно-духовного" и материального.
Вернемся к суждению Массейса.
Повторим его:
«Пусть весы будут верными, а вес точным».
Суждение состоит их двух утверждений, каждое из которых относится к обоим действующим лицам картины.
Утверждение 1. "Пусть весы будут верными".
С точки зрения материального мира и применительно к занятию менялы контекст этой фразы следующий: меняя золото/жемчуг/драгоценности на деньги будь точен и тщателен. Проверь весы. В ином случае ты либо обманешь клиента, либо пострадаешь сам. Делай любое дело осознанно, честно и квалифицированно!
У девушки, чье мировоззрение полностью поглотило христианство с его постулатами о "грехах" и "ценностях", несомненно родилась эмоция осуждения занятий своего мужа. Она взвешивает происходящее на своих "весах", где с одной стороны лежат постулаты христианства, а с другой критерии реальных отношений между людьми.
Но верны ли её весы?
Посмотрим на лица обоих.
Мужчина спокоен, сосредоточен на своей работе. Не видно никакой двусмысленности или лжи, желания обмануть клиента. Это - профессионал своего дела.
Девушка оторвала свой взгляд от поглотившей ее библии, смотрит на весы... Ее лицо внимательно и печально... На нем грусть. То, что она видит, совсем не коррелируется с содержимым того, что она прочитала в библии. Как же ей теперь относится к первому и второму? На каких весах взвешивать?
Теперь посмотрим сами на эти два совершенно разных занятия человечества: какие из этих двух весов точны, а какие лгут?
Далее мои суждения. Отчего грустна девица? Оттого, что не годится? Нет. Грусть в ней вызывает расхождение реальности окружающего её мира с тем, что влила в её сознание библия. Посмотрите великолепную работу Босха, иллюстрирующую именно эту тему.
Сама же девица выглядит превосходно. Она одета в красное одеяние, скорее всего из тонкой кожи. Кожаное красное одеяние для времени начала 16 века есть признак богатства. Технология окраски тканей и кожи в красный цвет была малодоступна в начале 16 века. Красный краситель был дорог и редок. Источниками красного красителя были киноварь (Испания, Китай) и также в основном самки редких насекомых из которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармин. В одежды красного цвета одевались герцоги. Кроме красной окраски, одежды девицы и самого менялы оторочены мехом. Мех в Нидерланды привозили издалека.
Заметим, что сам меняла одет в одежду синеватого цвета (не могу точно определить цвет по копиям в интернете, не видя оригинала). А синяя краска в те времена - это уже абсолютная редкость. Одежду синего цвета не часто себе могли позволить в начале 16 века даже герцоги. Вот еще одна нетривиальная работа, где синий цвет одежды играет решающую роль в её оценке.
Итак, весы менялы - это весы живой жизни. Весы девушки - это весы фантазий авторов библий. Которые их них верны? И какие из них выбрать и не ошибиться?
Утверждение 2. "И пусть вес будет точным"
Глядя на то, чем занят твой муж, не спеши воспроизводить свои эмоции словами и безоговорочно осуждать его занятие, а сначала взвесь свои эмоции на весах реальной жизни. И пусть твои весы будут точными. А далее задай себе вопрос: твои весы принадлежат тебе или же ты взвешиваешь на чужих весах? И что же именно ты взвешиваешь? Что достойно взвешивания?
Точны ли твои весы? И вот Массейс рисует двое весов. Первые весы - это весы менялы, весы реальной жизни.
Его весы точны несомненно. Это видно и в выражении лица самого менялы и в том, что само по себе занятие взаимным обменом ценностями есть основа существования человечества. Человечество непрерывно занимается торговлей, обменом друг с другом ценностями и своими уникальными достижениями. Именно этот обмен есть одна из главных движущих сил развития человечества.
Вторые весы - в глазах девушки. Она взвешивает то, что видит её глаза с тем, что прочитала в библии.
Но подвержены ли такому же полезному обмену религии? Нет! Все попытки обмена религиозными постулатами всегда и без всяких исключений приводят к вражде и к войнам. Попытки отрицать одну религию другой всегда вызывают взаимную агрессию и до сих пор (21 век!) разделяют, а не объединяют людей. Причем каждая часть социума, обработанная конкретной религией, считает себя правой абсолютно.
Девушка на картине, хотя и несколько грустна, но она практически выбрала свои точные весы. Сможет ли она теперь избавить свое сознание от религиозной заразы?
Выводы
Весы людей тех, что заняты реальной жизнью, точны и начиная с конца 15 века, с эпохи географических открытий, с резкого увеличения масштабов торговли, с зарождения новых и воскресения прежних наук, с началом создания технологий будущего капитализма, эти весы объединяют людей в единое целое.
Весы религий в качестве источника истины ничтожны и всегда подчинены реальной жизни, хотя лицемерно и постоянно предлагают другие критерии взвешивания. Именно поэтому у Массейса девушка богато одета, хотя с грустью смотрит на занятие своего мужа. И девушка вовсе не собирается порывать со своим мужем и с богатством. Даже будучи отравленной христианством, она все же делает свой выбор в пользу реальной жизни. Как впрочем и само христианство, истинными целями которого являются не абстракции, а подчинение себе людей, то есть опять-таки реальная жизнь... Именно поэтому девушка богато одета и украшена и чтение библии ничуть не мешает этому...
На этой картине есть много вспомогательных объектов, которые не несут главного смысла, но дополняют нюансами основной сюжет. Хороший художник всегда наполняет свою работу нюансами.
Просто посмотрим фрагменты.
О Массейсе
Человек, посвящающий свой талант выражению столь нетривиальных тем, нетривиален сам. Эта нетривиальность есть достижение конца 15, начала 16 веков. Эта эпоха родила множество гениев, которые имели мужество хотя бы частично освободить себя от мертвечины католицизма. Это и Ортелий - создатель географического атласа Земли, Бартоломео Диаш - первооткрыватель пути в Индию, Колумб, Кальвин, Лютер, любимые мною Брейгель и Босх и проч. и проч. Конец 15 века дал старт развитию человечества, и это развитие не прекращается до сих пор.
Но именно тогда, в начале 16 века нужно было обладать не только гением свободного мышления, но и силой характера, чтобы воплощать свои возможности без страха перед тотальной властью католицизма в Европе.
Массейс, хотя и осторожно, но реализовывал в своих работах то, что еще 100 лет назад было просто невозможно...
До встречи!
Post scriptum
Заданный Массейсом сюжет стал популярен и далее воспроизводился другими художниками. Посмотрим несколько примеров.
Здесь меняла очень доволен своим богатством, ему больше ничего и не нужно. А девушка смотрит на деньги гораздо более спокойно и с некоторой жалостью, как на нечто, не имеющее настоящей ценности.
В этом варианте девушка практически не в себе, прямо почти "блаженная". Однако не совсем ясно что её ввело в это состояние: библия или деньги? Её библия лежит на сумке. И как мне кажется, эта сумка с деньгами, хотя выглядит она старой и поношенной, заплатка... Перед библией справа в нижнем углу, судя по всему, долговое обязательство скрепленное печатью. Справа на заднем плане молодой человек видимо с постановлением суда в руке либо с очередной распиской о займе денег у менялы.. Слева вверху множество подобных бумаг... Зачем на столе тонкий острый нож?