Найти в Дзене
Внимательный Лис

Разминки от Димы №1

Моя благодарность Дмитрию Панкратову за инициацию ряда последующих тем. Пьеро делла Франческа "Бичевание Христа". Картина до сих пор не имеет общепринятой ясной интерпретации. В основном при описании картины отмечают достижения Пьеро в изображении линейной перспективы. Один из "искусствоведов" назвал её «маленькой загадочной картиной». Выглядит картина крайне оригинально, что само по себе есть отличное достижение художника! Загадку мы попробуем разрешить по-своему. Причина споров о содержании этой работы очевидна. Пьеро создал картину из двух визуально и формально независимых друг от друга сюжетов. Левая и правая части выглядят самостоятельными и вполне способны представлять собой отдельные работы. Для полной ясности Пьеро отделил эти два сюжета друг от друга с помощью линейной перспективы, удалив левый сюжет от правого далеко вглубь. Тем не менее оба сюжета присутствуют в одном кадре, следовательно есть нечто, что их объединяет. Справа Пьеро изображает современных ему представителе
Оглавление

Моя благодарность Дмитрию Панкратову за инициацию ряда последующих тем.

Пьеро делла Франческа "Бичевание Христа".

Картина до сих пор не имеет общепринятой ясной интерпретации. В основном при описании картины отмечают достижения Пьеро в изображении линейной перспективы. Один из "искусствоведов" назвал её «маленькой загадочной картиной». Выглядит картина крайне оригинально, что само по себе есть отличное достижение художника!

Загадку мы попробуем разрешить по-своему.

"Бичевание Христа". 1455-1460 г. г. размер 58.4 × 81.5 см
"Бичевание Христа". 1455-1460 г. г. размер 58.4 × 81.5 см

Причина споров о содержании этой работы очевидна. Пьеро создал картину из двух визуально и формально независимых друг от друга сюжетов. Левая и правая части выглядят самостоятельными и вполне способны представлять собой отдельные работы. Для полной ясности Пьеро отделил эти два сюжета друг от друга с помощью линейной перспективы, удалив левый сюжет от правого далеко вглубь. Тем не менее оба сюжета присутствуют в одном кадре, следовательно есть нечто, что их объединяет.

Справа Пьеро изображает современных ему представителей социума середины 15 века. Они обсуждают некую тему, суть которой изображена в левой части картины.

Смотрим.

Левая часть

Слева Пьеро изобразил сцену формально иллюстрирующую один из этапов становления христианства. Это сцена порки будущего символа христианства - Христа.

Один из персонажей полностью меняет стандартное библейское содержание этой сцены. Вот он.

Левая часть. Мусульманин - турок.
Левая часть. Мусульманин - турок.

1 - белый тюрбан

2 - активный жест руки "всем сидеть и исполнять".

Пьеро вводит в сцену бичевания новый персонаж, которого в оригинале не могло существовать в принципе - мусульманина, существо, появившееся только через 600 лет после сцены бичевания.

Изображение мусульманина в сцене бичевания есть художественное изображение главного для христианства события 15 века - только что случившегося в 1453 г. взятия Константинополя турками-османами.

Пьеро вторично указывает именно на этот контекст, помещая на заднем плане за Иисусом колонну со скульптурой Константина, воздвигнутую в Константинополе в 328 г. Сегодня эта колонна по-прежнему стоит на своем месте в Стамбуле, разумеется без скульптуры.

Колонна Константина Великого. Слева - вариант с картины. В центре - одна из реставраций. Справа - теперешнее состояние колонны в Стамбуле
Колонна Константина Великого. Слева - вариант с картины. В центре - одна из реставраций. Справа - теперешнее состояние колонны в Стамбуле

Константин должен держать в руке шар с крестом - символ того, что весь мир принадлежит (будет принадлежать) христианству. Обращаем внимание на то, что Пьеро убрал крест над шаром в руке Константина. Это ещё один признак того, что христианство потерпело поражение и что картина именно об этом!

Удар по православной части христианства, нанесенный турками взятием Константинополя, был фундаментален. Эта ветвь христианства должна была бы после этого скончаться, если бы она параллельно не существовала в России и в остаточном количестве в Греции и Армении. "Москва - третий Рим и четвертому не бывать". Во всяком случае Византийская империя после взятия Константинополя рухнула навсегда.

Во время создания этой картины (1455 г.) не было более тягостного события для Европы чем взятие Константинополя турками-османами.

PS. От себя добавлю: мусульманство является одной из двух родственных постиудейских религий. Обе религии подобны друг другу и созданы для ментального подчинения "овец" пастырям.

Суть исторических событий, так сильно расстроивших Европу, заключалась главным образом не в смене способа подчинения менталитета людей в Константинополе, а в перераспределении власти над ресурсами! Контроль над торговыми путями в восточной части Средиземного моря ушел к туркам!

Переживания Европы из-за потери Константинополя были велики и искренни. Именно нюансы этих переживаний и изображает Пьеро в правой части картины.

Правая часть

Изображен юный герцог Урбино и два его умудренных советника.

Реакция на потерю Константинополя
Реакция на потерю Константинополя

Советник 1 - Предлагает агрессивные, активные действия. Лицо решительное, жесткое. Синее одеяние с золотым рисунком - прямой признак богатства. Вероятнее всего синее одеяние сшито из крайне дорогого флорентийского так называемого "павлиньего" сукна. Обратите внимание, герцог одет в монотонное платье красного цвета. Красный цвет - особый признак, но он много менее сложен в изготовлении и много более дешев!

Основным источником богатства как тогда так и сегодня является торговля. Я полагаю, что этот персонаж иллюстрирует реакцию торгового бизнеса на события в Константинополе, понесшего тяжёлые потери.

Более всего пострадала Генуя, лишившаяся доступа к своим колониям в Черном море. В дальнейшем колонии Генуи просуществовали недолго.

Частично пострадала торговля Венеции, хотя в целом резкое ослабление Генуи вывело Венецию в единоличные лидеры торговли с Востоком. Впрочем, это выяснилось позднее.

Советник 2 - смотрит на сложившуюся новую геополитическую ситуацию с иных позиций. "Погоди-погоди, надо быть осторожным и прежде следует все обдумать". Успокаивающий жест рукой. "В конце концов православие - это не католицизм. Это наш заблудший недруг. Мы же объявили православию анафему, мы прокляли его! Туда ему и дорога".

3 - Молод, зелен. Просто напуган. На лице лимбическая эмоция беспокойства. Это портрет нового юного герцога Урбино. Интеллект его еще не включился ввиду молодости. Может только чувствовать, но ничего соображать пока не способен.

Выводы

Пьеро иллюстрирует реакцию католицизма и торгового бизнеса на потерю Константинополя. В качестве художественной иллюстрации этой потери он обращается к сюжету "Бичевание Христа". Процессом бичевания командует турок. Пьеро фиксирует, что сегодня уничтожением христианства (православия) руководят турки. И католические власти этим отчасти обеспокоены.

Со своей стороны могу сказать, что художественная идея Пьеро с поркой на мой взгляд не вполне удачна. В конце концов именно бичевание и последующее распятие являются частью легенды создавшей, а не уничтожившей христианство! Стало быть с формальной точки зрения турки в этой сцене как бы способствуют установлению христианства.

Но неточности простителены, если достигается результат. А суть происходящего Пьеро удалось передать отлично. И мастерство его - превосходно!

До встречи!

Ну а поскольку заметка моя получилась небольшой, воспользуюсь случаем расширить тему:

Приложение

Краткий экскурс в историю наказания плетьми.

Наказание плетьми, порка, бичевание широко и повсеместно распространены во всем мире от древнейших времен и до сегодняшних дней. Порют в качестве наказания за все - и за сделанное и за несделанное (за лень или за страх). Порют превентивно с целью повышения дисциплины и выработки в сапиенсе функции самоконтроля. Порют везде: в школах, в семье, в монастырях, во флоте и армии. Человек - дитя Эволюции и следует её методам во всем. Побуждение к действию через страх и боль это обычный прием Эволюции. Именно через боль и страх скорее всего можно заставить сапиенса думать, действовать, заставить перестать бездельничать или заставить его прекратить обманывать ближнего.

Смотрим примеры

Поймали за процессом размножения, который не был санкционирован мужем дамочки! Интересна различная техника подвеса наказуемых. Дамочка висит на своём муже, который и регулирует объем наказания.
Поймали за процессом размножения, который не был санкционирован мужем дамочки! Интересна различная техника подвеса наказуемых. Дамочка висит на своём муже, который и регулирует объем наказания.
Морской флот в Англии. Дисциплина однако! Драть! И никаких гвоздей!
Морской флот в Англии. Дисциплина однако! Драть! И никаких гвоздей!
Наказание в женском заведении за умение писать и читать недозволенное... Эстетически выдающаяся сцена! Голый зад ровно в центре композиции!
Наказание в женском заведении за умение писать и читать недозволенное... Эстетически выдающаяся сцена! Голый зад ровно в центре композиции!
Воспитание в семье. Потом будет благодарить! И опять зад в центре!
Воспитание в семье. Потом будет благодарить! И опять зад в центре!
Дамы секут друг друга. И что эта дамочка натворила? Интересна лужица прямо под! И опять голый зад в центре! Что такое с художниками?
Дамы секут друг друга. И что эта дамочка натворила? Интересна лужица прямо под! И опять голый зад в центре! Что такое с художниками?

Ну и конечно среди сапиенсов обязательно найдутся такие, которые будут пороть себя сами не дожидаясь "воспитания" извне.

Самобичевание. И что именно свело их с ума?
Самобичевание. И что именно свело их с ума?
Самобичевание. А это конец 20 века! Все то же и все так же. В мозгах за 2000 лет не улучшилось ничего!
Самобичевание. А это конец 20 века! Все то же и все так же. В мозгах за 2000 лет не улучшилось ничего!
Сквозь строй!
Сквозь строй!

Сколько сотен миллионов перепорото за последние 3000 лет? Любопытно было бы узнать каким было бы человечество, если бы оно непрерывно не пороло само себя?

До встречи!