Найти в Дзене

Панические атаки

К. Лоренс - исследователь поведения животных получил нобелевскую премию за исследование внутривидовой агрессии. Что это такое? Люди раздражаются друг на друга, не могут поделить «корону», то одно, то другое. Борьба за ресурсы и так далее. Оказывается, наличие внутривидовой агрессии необходимо для того, чтобы животные расселялись. Если они будут жить дружно, скученно, любая экологическая катастрофа приведет к полному вымиранию вида. Сохраняются только те виды, которые способны друг с другом конфликтовать и постоянно охватывать новые территории, где не с кем конфликтовать. Поэтому сама психика сама запрограммирована создавать проблемы. С тревогой ровно та же конструкция. Например, вы живете в своем городе. И вдруг нужно переехать в другой город. Когда меняются внешние обстоятельства, наша психика производит огромное количество энергии для адаптации, чтобы адаптироваться, прийти в тонус, внимательно смотреть, но происходят изменения, которые мы даже не можем осознать, они слишком сложные,

К. Лоренс - исследователь поведения животных получил нобелевскую премию за исследование внутривидовой агрессии.

Что это такое? Люди раздражаются друг на друга, не могут поделить «корону», то одно, то другое. Борьба за ресурсы и так далее. Оказывается, наличие внутривидовой агрессии необходимо для того, чтобы животные расселялись. Если они будут жить дружно, скученно, любая экологическая катастрофа приведет к полному вымиранию вида. Сохраняются только те виды, которые способны друг с другом конфликтовать и постоянно охватывать новые территории, где не с кем конфликтовать.

Поэтому сама психика сама запрограммирована создавать проблемы. С тревогой ровно та же конструкция.

Например, вы живете в своем городе. И вдруг нужно переехать в другой город. Когда меняются внешние обстоятельства, наша психика производит огромное количество энергии для адаптации, чтобы адаптироваться, прийти в тонус, внимательно смотреть, но происходят изменения, которые мы даже не можем осознать, они слишком сложные, все поменялись, все – по-другому. Например: дети выросли, можно отдохнуть, а как по-другому, человек не знает. Он не адаптировался к жизни, в которой нет детей. Выпадает целый фрагмент жизни, жизнь поменялась. Возникает так называемый «Синдром пустого гнезда». Страдаем, ищем у себя болезни, куча телесных проявлений. А на самом деле причина в неадаптации к изменившимся условиям жизни. Сразу мы не сможем донести до клиента, что проблема не в его симптомах, не в его болезнях. Человек должен увидеть, какие механизмы запустили процессы. Определяем, что происходит, какие симптомы, какие обстоятельства привели к этому, дальше разбираемся с самими симптомами и показываем инструменты. Учим управлять патологическим способом реагирования на жизненные обстоятельства, а потом добираемся до самого ядра.

В ядре обнаруживаем проблематику, которая является исходным супер-важным инструментом решения, чтобы панические атаки, истерики, депрессии, навязчивые состояния и т.д. не возвращались. Чтобы человек мог бы вести полноценную жизнь. Что нужно в этой жизни менять, может он сам не знает, он не осознает, нужно дать понимание, что с ним происходит.

Итак, мы смогли убедить человека, что его симптом – это тревога, а вовсе не сердечный приступ или какая-то другая соматическая «маска». Далее мы научили его использовать необходимый набор психотерапевтических техник, которые разбирают, так сказать, по кирпичам, его тревоги. Наконец, мы провели систематическую десенсибилизацию – то есть, специальным образом, научили организм пациента не выдавать телесные реакции, которые создают картину соматоформной маски. Что дальше?

Дальше перед нами три типа глубинных психологических проблем:

1. Конфликт между подсознательным «хочу» и сознательным «надо»;

2. Возможно, серьёзные изменения привычного жизненного стереотипа, незамеченные сознанием;

3. Повышенная чувствительность к факту угрозы.

Это, конечно, далеко не весь список. Это могут быть просто обстоятельства жизни. Серьёзные изменения в жизни человека приводят к нарушению в функционировании большого количества динамических стереотипов, что приводит к подсознательному стрессу, который трудно понять. Человеку может казаться, что «по факту» в жизни всё нормально, а подсознательная тревога, им не воспринимается. Есть и множество других обстоятельств, влияющих на формирование внутреннего, неосознанного, не переработанного должным образом нервно-психического напряжения, раскачивающего симпатическую нервную систему до состояния панической атаки или других соматоформных нарушений.

На самом деле, иногда его достаточно просто обнаружить, но поскольку в основе невроза – та самая подсознательность конфликта, его неосознанность, скрытость от сознания, то естественно, что сам человек не может это обнаружить. Недаром же неврозу приходится выдумывать целый «сердечный приступ» или болезнь, только бы мы не узнали, с какой на самом деле проблемой мы столкнулись. Как правило, есть эффект запаздывания, т. е. симптомы невроза возникают не сразу, часто срабатывает сразу несколько факторов, их взаимоусиливающий эффект.

Работу психолога часто представляют так — нужно просто слушать человека и что-то ему объяснять. Но просто слова, к сожалению, не работают.

Что бы влиять на поведение, и реконструировать внутренний мир другого человека, важно понимать базовые принципы работы мозга. Важно знать о динамическом стереотипе, умение работать с его доминантами, понимание, как мозг создаёт связку знак-значение и многое другое.

Найти понимающего специалиста - решение этой задачи.