Психосоматика – это обширный раздел, который находится на стыке медицины и психологии. Важно разделять психосоматические заболевания и так называемые, соматоформные тревожные расстройства. Звучит сложно, но суть проста.
Психосоматические заболевания лечат врачи разных специальностей — гастроэнтерологи, кардиологи, дерматологи и т.д. Стресс приводит к нарушению в работе органов и систем, в результате чего возникают действительные, реальные соматические заболевания, которые имеют уже органическую основу. Это можно подтвердить анализами, узи, и другими обследованиями. Организм не выдерживает, начинаются изменения органов, тканей, что и приводит к гастритам, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни, нейродермитам и другим «психосоматическим заболеваниям».
Однако, за жалобами человека на здоровье может скрываться и глубинный психологический конфликт. Это внутреннее напряжение не приводит к развитию болезни (хотя так может казаться), а жалобы на здоровье – учащённое сердцебиение, скачки артериального давления, приступы нехватки воздуха, мигрирующие боли и т.д. – сами по себе являются симптом невроза. По сути, физиологические телесные недомогания, обусловлены глубинным не осознаваемым внутренним конфликтом, который «помогает» человеку вывести «пар» внутреннего напряжения. Неосознанный конфликт сидит в глубине, требует разрешения, а человек концентрируется на состоянии своего здоровья, как бы вытесняя настоящую проблему. Нервно-психическое напряжение и находит для себя выход в таком «невротическом симптоме».
Функциональные (соматоформные ) расстройства — это состояния, которые развиваются по принципу невроза. У человека происходят расстройства с комплексом вегетативных реакций: нарушение сна, холодный пот, учащенное сердцебиение и т.д. Хронический недосып приводит к астении. Человек становиться как оголенный нерв, гиперчувствительным, его внимание сужается на физиологических проявлениях, он концентрируется на них, тем самым увеличивая силу их проявления. Это и понятно. Когда человек длительное время находится в состоянии стресса, его нервная система истощается. В основе этого состояния естественные нейрофизиологические процессы – если ты измотан, то сильнее испытываешь дискомфорт. А значит, он становится более чувствительным к своему физическому дискомфорту — начинает прислушиваться к сердцебиению, что-то в работе внутренних органов кажется ему «неправильным» и любое легкое недомогание он воспринимает как тяжелое.
Но стоит только превратить этот дискомфорт в способ решения действительной психологической проблемы, и он закрепляется как невротический симптом. В итоге совершенно здоровый человек превращается в законченного ипохондрика, и ему начинает казаться, что за его хроническими болями скрывается какое-то реальное страшное заболевание. Данные расстройства не приводят к органическим поражениям органов, но сопровождаются широким спектром негативных эмоций (прежде всего, тревоги и паники). Это может показаться странным, но те люди, у кого панические атаки, с медицинской точки зрения – здоровые люди.
Однако, здоровые люди живут как инвалиды. Приступы дискомфорта, который переживают такие клиенты — это лишь вершина айсберга, который скрывает под собой глубинный психологический конфликт, который психика не смогла разрешить. То есть, объективный стресс, вызванный негативными жизненными обстоятельствами, который человек пытается преодолевать, разрушает его организм, а вот внутренний конфликт на фоне «полного благополучия» проявляет себя «невротическим симптомом». И в этом случае, это не «психосоматическое заболевание», а «соматоформное расстройство» – то есть, расстройство психологическое, но маскирующееся под телесный недуг.
Итак, в основе любого невроза лежит глубинный психологический конфликт, который человек не может разрешить – или потому что, он его просто не осознаёт или действительно является тупиковым в данных жизненных обстоятельствах клиента (например, принятие того или иного решения способно повлечь за собой крайне тяжелые последствия). Именно этот внутренний конфликт и “ищет”, если так можно сказать, внешние причины для беспокойства. Иногда такими внешними причинами могут быть события из жизни — например, клиентка приходит жаловаться на проблему в работе, а психолог в ходе сессии выясняет, что корень конфликта находится в её отношениях с мужем.
Таким образом мы спасаемся от глубоких внутренних переживаний, и пока не увидеть, от чего именно и зачем мы бежим, мы будем бегать. В конце концов, если у тебя, например, сердце вот-вот разорвётся или «подозрение на рак», то какое тебе дело до измен мужа, до предательства жены, до обмана со стороны бизнес-партнёра, до конфликта на работе или с взрослым уже ребёнком?
И вот симптом — паническая атака, какая-то фобия, какой-то страх за здоровье, вегетативная дистония — охраняет нас от внутренней боли, от того переживания, которое сидит внутри и с которым мы не знаем, что нам делать.
Ответ: нужно разбираться с настоящей проблемой, а не с его маскировкой.