Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Страшнее, чем медведь: какого хищника боятся северяне и с чем ходят на охоту

Северяне любят шутить, что собака не может поймать горностая, так как «едва она раскроет пасть, чтобы его схватить, как он вскакивает ей в рот и прячется ей же за щеку». Это, конечно, только шутка, но очень характерная. А вот то, что горностай порой губит больше людей, чем тот же медведь – уже не так смешно. Дело в том, что в необъятных дельтах великих северных рек до недавнего времени люди передвигались межу селениями на берестяных или дощатых «ветках» или долблёных из одного бревна «каюках». Посудины эти не очень устойчивы и требуют немалой концентрации при управлении. А в годы, богатые горностаем, эти зверьки часто переплывают через реки с одного островка на другой. И мало кто даже из местных охотников может удержаться от искушения прихлопнуть зверька своим длинным веслом. Сделать это не удаётся никогда – настолько ловок и изворотлив горностай. Он знает, что на воде ему скрыться некуда, поэтому с молниеносной быстротой хватается за весло и моментально вскакивает в челнок. Не задумыв
Оглавление

Северяне любят шутить, что собака не может поймать горностая, так как «едва она раскроет пасть, чтобы его схватить, как он вскакивает ей в рот и прячется ей же за щеку». Это, конечно, только шутка, но очень характерная. А вот то, что горностай порой губит больше людей, чем тот же медведь – уже не так смешно.

Кадр из видео «Охота с гончими в Арктике | C полем!»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Охота с гончими в Арктике | C полем!»/АНО «Ямал-Медиа»

Кидается человеку в лицо и топит

Дело в том, что в необъятных дельтах великих северных рек до недавнего времени люди передвигались межу селениями на берестяных или дощатых «ветках» или долблёных из одного бревна «каюках». Посудины эти не очень устойчивы и требуют немалой концентрации при управлении. А в годы, богатые горностаем, эти зверьки часто переплывают через реки с одного островка на другой. И мало кто даже из местных охотников может удержаться от искушения прихлопнуть зверька своим длинным веслом. Сделать это не удаётся никогда – настолько ловок и изворотлив горностай.

Он знает, что на воде ему скрыться некуда, поэтому с молниеносной быстротой хватается за весло и моментально вскакивает в челнок. Не задумываясь ни на мгновение, яростно кидается в лицо человека, сидящего на дне челнока и держащего обеими руками весло. Эта бешеная атака, естественно, вызывает неизбежный рефлекс – попытку быстрым движением хотя бы одной руки прикрыть лицо или отбросить зверька.

Фото: ANDREI RASPUTIN/Shutterstock/Fotodom
Фото: ANDREI RASPUTIN/Shutterstock/Fotodom

Но всякое внезапное резкое движение в ветке или каюке с роковой неизбежностью влечет за собой опрокидывание. А в ледяной воде северных рек даже умелому пловцу в одежде и сапогах очень трудно добраться до берега.

Охота как образ жизни

Практически всё население Севера раньше вынуждено было охотиться. Так местные добывали себе мясо в пищу, кожу для одежды, а ещё – пушнину, главный товар для обмена на чай, порох и прочие привозные продукты и изделия. Подростки, едва поднимавшие ружье, уже умели стрелять, настораживать черканы, расставлять силки. С 14-15 лет, иногда и раньше, они становились настоящими добытчиками. Да и девушки часто не отставали от братьев.

Основная пушнина тундр – белый песец. Есть ещё и голубой, но он встречается на материке как редкое исключение и только на острове Кильдине, а также Командорских островах.

Песец, как и лиса, добывается летом путём раскапывания нор или постановкой у них капканов. Раньше пойманный молодняк выкармливали в небольших ямах со срубами или сарайчиках, чтобы забить к зиме. Местами травят песца лайками, пока снег ещё не очень глубок. Но все эти способы не являются широко распространёнными.

Кадр из видео «Охота с гончими в Арктике | C полем!»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Охота с гончими в Арктике | C полем!»/АНО «Ямал-Медиа»

Ещё реже применяется охота с ружьём. Ведь снежно-белый мех песца, горностая, ушкана слишком пачкается кровью при стрельбе и трудно отбеливается.

«Пасти» из плавника

Главная масса пушнины в тундре добывается всякого рода самоловами, или «пастями». Это самодельные сооружения из жердей и брёвен плавника, выносимого по веснам реками. По первому снегу едут охотники «заряжать» свои пасти рыбьими головками, кусками юколы и другими подручными наживками. У энергичных, предприимчивых кочевников бывают расставлены многие десятки, а иногда сотни пастей, и в общем почти всё побережье Ледовитого океана, кроме безлюдных берегов Таймыра, заставлено ловушками.

Затем несколько раз в зиму охотник объезжает свои ловушки, при последнем же, весеннем объезде оставляет их спущенными.

В таёжной полосе на лису и многих других зверей вместо пастей нередко ставят самострелы. Натянутый лук со стрелой или винтовка с поднятым курком укрепляются в стороне от звериной тропы на высоте сердца того зверя, на которого идёт охота. Нить от насторожки протягивается через тропу с таким расчётом, чтобы линия выстрела пришлась позади лопатки в сердце, как только передняя часть груди зверя дёрнет нить и спустит тетиву или курок. Реже настораживают тяжёлое копьё так, чтобы оно упало на зверя сверху.

Конечно, на тропе при этом делают предупреждающие пометки, заметные для людей. Но бывают и несчастные случаи.

Еле жив остался

Кадр из видео «Охота с гончими в Арктике | C полем!»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Охота с гончими в Арктике | C полем!»/АНО «Ямал-Медиа»

Так, в 1905 году появилась около Среднеколымска превосходная чёрная лиса. Все окрестные промысловики устремились за этой драгоценностью, но лисица оказалась старой и очень опытной.

Через несколько недель охотники решили, что дешёвой, но бесхитростной белкой за это время они собрали бы больше, чем не дающейся в руки редкостью, и бросили погоню. Только один, ещё довольно молодой, добытчик решил удивить всех и объявил, что он поймает чёрную лису во что бы то ни стало.

Действительно, он подметил её манеру – поплутав немного, уходя от преследования, выйти затем на след охотника и ходить по его же собственному лыжнику уже сзади него, не утомляя себя ходьбой по немятому снегу. Он решил это использовать. К самострелам, которые у него уже были, он добавил ещё десятка полтора, заняв у всех соседей запасные винтовки и наделав луков, и решил гонять лису до последнего.

Дело кончилось тем, что в азарте преследования он сам сбился среди бесконечных петель своих старых и новых лыжниц и налетел на собственный самострел. С пробитой пулей берцовой костью он едва дополз до своей юрты, а чёрная лиса так и осталась непойманной.

Друзья, а какие истории приключались на охоте с вами? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: