Роль и функции презентации доклада
В работах [1, 2] Б. М. Батько и А. А. Мусаев указывают, что при защите диссертации важное место занимает иллюстративный материал доклада, который в настоящее время, как правило, представлен преимущественно презентацией. В содержательном плане материалы презентации должны быть гармонично вплетены в структуру доклада, они должны наглядно отображать основные научные результаты, полученные соискателем в процессе диссертационных исследований. Правильно изготовленная презентация, с одной стороны, помогает членам диссертационного совета (ДС) понять содержание исследования, а с другой – служит для самого соискателя разрешенной «шпаргалкой», существенно облегчающей изложение доклада.
Презентация должна соответствовать плану доклада и образовывать его канву с таким расчетом, чтобы облегчить соискателю изложение доклада без обращения к его тексту. Кроме того, иллюстративный материал позволяет опускать в тексте доклада ряд утверждений и результатов. Это дает возможность экономить время, например, сделав такую лаконичную ссылку: «На плакате таком-то приведено то-то». Не следует читать слайды или выносить на них много текста. При этом следует помнить, что основной функцией презентации является иллюстрация доклада, а не автоматическая компиляция всего материала диссертации. Поэтому имеет смысл выносить на плакаты только самый основной материал. Также желательно (а порой и просто необходимо) дополнять научные выводы поясняющими схемами, рисунками и графиками [1, 2].
Ядро презентации должно быть в основном подготовлено и апробировано на конференциях и отчетных семинарах еще до проведения предзащиты. Опыт подготовки защит показывает, что примерно половина слайдов после проведения соискателем предзащиты подвергается существенной доработке и коррекции. Необходимость в существенной переработке реже всего касается слайдов, иллюстрирующих результаты исследования имитационных моделей, оценки точности и эффективности предлагаемых решений. В большей степени – слайдов с формальными положениями работы и с обоснованием актуальности [1, 2].
Структура презентации доклада на защиту
С учетом вышесказанного, а также авторского опыта защит, презентация доклада на защиту должна содержать следующие логические разделы:
- заглавный слайд: тема исследования; научная специальность; организация, которую представляет соискатель; фамилия, имя, отчество (ФИО) соискателя полностью; ФИО научного руководителя (НР), его должность, ученая степень и ученое звание, город (место) и год выполнения диссертации (в соответствии с ее титульным листом);
- актуальность исследования: анализ предметной области и практическая целесообразность работы; анализ известных работ и публикаций, обоснование необходимости научных исследований в рассматриваемой области; формирование противоречий в науке и в практике (проблемной ситуации);
- основные формальные положения диссертационного исследования: цель; объект и предмет исследования; научная задача (если диссертация посвящена решению научной задачи); декомпозиция научной задачи на частные задачи исследования; рамки исследования; соответствие исследования научной специальности по конкретным пунктам паспорта специальности;
- слайды с научными и прикладными результатами, выносимыми на защиту. По каждому результату должно указываться: наименование результата; его суть и порядок формирования; новизна результата в сравнении с конкретными известными работами; сведения об опубликовании. Перечень результатов должен соответствовать поставленным частным задачам с последующим выводом о том, что все поставленные задачи решены;
- слайды с итоговыми графиками и таблицами, оценкой достигаемого выигрыша в сравнении с известными результатами. Графики и диаграммы предпочтительнее использовать при значимом положительном эффекте. Если он незначителен – использовать таблицы или графики с логарифмической шкалой. По результатам этих материалов должен быть сделан вывод о достижении цели исследования;
- слайд с обоснованием достоверности, теоретической и практической значимости работы;
- заключительный слайд с публикациями (с обязательным указанием квалификационных работ), апробациями и реализацией исследования;
- слайд с итоговыми выводами по работе;
- слайд «Спасибо за внимание!», на котором повторно рекомендуется указать полные ФИО соискателя;
- так называемый «подвал» – любые дополнительные слайды, поясняющие или более развернуто демонстрирующие отдельные части работы, которые не попали в основной доклад, но могут понадобиться соискателю при ответах на вопросы и пояснении отдельных аспектов исследования.
Общие рекомендации по подготовке презентации доклада
- в презентации по диссертации следует четко выделить логические разделы, составляющие суть отдельных результатов диссертации или этапов проведения исследования;
- слайды должны иметь наименования и быть пронумерованы. Рисунки, таблицы и формулы на слайдах также должны иметь наименования и быть пронумерованы в пределах слайда;
- материалы презентации должны быть выстроены в логической последовательности и строго увязаны с текстом выступления. Рекомендуется формировать слайды так, чтобы на одном слайде располагался один логический блок информации. При логическом переносе информации со слайда на слайд, для последующего слайда рекомендуется повторить название, но в скобках указать «продолжение»;
- не стоит пытаться разместить на слайдах все содержание диссертации. Слайды должны быть относительно лаконичны, не содержать лишней информации, порождающей ненужные вопросы членов ДС, но и не должны формировать ощущение «убогости» исследования. Слайды должны содержать лишь тот материал, на который будут сделаны ссылки при докладе (с небольшим запасом под наиболее вероятные вопросы). Слайды с пояснениями важных нюансов или особенностей отдельных аспектов исследования лучше отправить в «подвал», а в докладе упоминать: «Вот такие-то аспекты важны, и я готов их прокомментировать отдельно более подробно при наличии соответствующих вопросов»;
- не следует загромождать слайды текстовыми блоками и формулами, без расшифровки обозначений, а также аббревиатурами, не имеющими общепринятого значения. Не следует выносить на слайды промежуточные формулы и поясняющий текст – лучше максимально использовать схематично-блоковое отображение материала;
- выбранная форма и цвет элементов презентации должны быть единообразными на всех слайдах. Рекомендуется серо-голубая-синяя или серо-светло-зеленая гамма. Следует избегать ярких «кричащих» цветов и элементов различного размера;
- желательно внизу каждого слайда указать некий вывод, на который нацелен материал данного слайда, в противном случае есть риск того, что глядя на этот слайд некоторые члены ДС придут к совершенно другому выводу;
- слайды с порядком формирования результатов, выводов математических зависимостей или этапами проведения эмпирических исследований рекомендуется представлять в виде схем – блоков со стрелочками. Слайды с простым изложением формул сложно воспринимаются аудиторией;
- элементы научной новизны на слайдах с основными результатами рекомендуется выделять цветом;
- наиболее зрелищные эффекты рекомендуется анимировать. Эффектные эксперименты рекомендуется снять на видео и вставить в презентацию;
- членов ДС, оппонентов и наиболее авторитетных участников защиты следует обеспечить раздаточным материалом – распечаткой слайдов;
- для указания на отдельные элементы слайдов рекомендуется пользоваться лазерной указкой.
Типовые недостатки презентации
В работах [3, 4] Б. А. Райзберг, Р. А. Дурнев и Е. М. Мещеряков указывают следующие типовые недостатки доклада и презентации, которые допускают соискатели при подготовке к защите.
- не всегда явная (по ходу презентации) связь излагаемого материала с результатами исследований и сутью содержания диссертационной работы;
- не полное соответствие слайдов презентации текстовой части материалов доклада. Это, прежде всего, происходит по той причине, что на доклад выносится его последняя версия (а, порой, и экспромт), а слайды остаются в старой интерпретации;
- не вполне четкое изложение в докладе решаемых в диссертации частных задач и полученных в ней результатов;
- не всегда четко отражается научная новизна результатов; не конкретно, расплывчато указывается личный вклад автора в науку;
- на слайдах представлено большое количество математического материала, который сложно интерпретируются слушателями. В свою очередь, это приводит к появлению значительного количества вопросов по приведенным формулам, в результате которых соискатель оказывается втянут в дискуссии по различным тонким математическим нюансам, далеким от основного направления своих исследований;
- слайды трудночитаемы и слабо интерпретируемы – содержат мелкий текст, формулы без пояснений и расшифровки обозначений; схемы с огромным количеством перекрещивающихся связей между блоками, когда непонятно: что, откуда и куда идет и т. д.
Литература:
1. Батько Б. М. Соискателю ученой степени. Практические рекомендации (от диссертации до аттестационного дела). – 4-е изд., переработанное, дополненное. – М.: СИП РИА, 2002. – 288 с.
2. Мусаев А. А. Библия для адъюнктов и соискателей. Как подготовить и защитить кандидатскую диссертацию: методическое пособие. – СПб.: Военная академия связи, 1998. – 254 с.
3. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. – 9-е изд., доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
4. Дурнев Р. А., Мещеряков Е. М. О характерных ошибках соискателей: вести с научного фронта (часть 3) // Технологии гражданской безопасности. 2013. Том 10. № 4 (38). С. 94-97.
Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, профессор, эксперт ВАК. Подробности здесь.
P.S. В помощь соискателям ученой степени автором подготовлено методическое издание «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства. Часть 2 данной работы планируется к изданию в 2025 году.