Понадобилось мне стихотворение для одной сцены в "Белом олене". Для создания атмосферы. Раньше немного об этом рассказывала.
Я иногда записываю стихи, но обычно они отражают сиюминутные впечатления, вроде таких. Часто это обрывки без начала и конца, и я не нахожу времени подобрать им должное обрамление.
Но на этот раз к стихо оказалось довольно много требований, порой противоречивых. Я их сперва сформулировала.
1. Оно должно быть стилизовано под народную песню.
2. Оно должно звучать современно.
3. Оно должно содержать не менее 4 строф из 4 строк или 3 строф из 6 строк.
4. Оно должно иметь простой конкретный внятный сюжет.
5. Сюжет должен быть оригинальный.
6. Оно должно содержать слово “разлука”.
Ну, постановка есть, надо реализовывать.
Первое и второе требование решались подбором эталона. То есть, исходной народной песни, на которую следовало ориентироваться.
Пошарив мысленно там и сям, я остановилась на "По диким степям Забайкалья". Первому критерию удовлетворяет, вполне себе народная песня. Ещё рассматривала былины, но они обычно современно не звучат.
Итак, это дало трёхстопный амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Подумала, покрутила. Осознала, что им же написано стихотворение Заболоцкого "Одиссей и сирены", которое в одной детали оказало большое влияние на "Белого оленя". В общем, паззл сложился.
Третье требование показалось изначально сложным, поскольку я длинных стихов не пишу, так, образы выхватываю из мира вокруг. Но неожиданно помогло требование насчет сюжета, его ведь надо было куда-то впихнуть, не в две строки же.
Четвёртое и пятое требования друг другу противоречат. Неизбитый сюжет, ну хотя бы не совсем банальный, и при этом простой и внятный. И при этом ещё народная песня. Где ж такой взять... Методом подбора историю нащупала, навскидку полной аналогии не вспомнила. "Аленький цветочек" если только, но там несколько иначе. В общем, подойдёт. Если вспомните ещё что похожее, напишите, параллели всегда интересны, особенно неосознанные.
Шестое требование попроще, слово "разлука" включить не сложно, да и в амфибрахий оно вписывается.
И в итоге получилось так.
Колдунья, прекрасная дева,
Не ведала бед и тревог,
Напевы старинные пела,
Растила лазорев цветок.
Ткала полотно из крапивы,
Смотрелась в студёный ручей.
Кивал головою шутливо
Цветок тот лазоревый ей.
Раз парень в полях на покосе
Увидел её вдалеке.
И пали алмазные росы,
И сердце забилось в тоске.
Догнал он прекрасную деву,
Сказал ей: колдунья, постой.
Утеха мне эти напевы,
Позволь мне быть рядом с тобой.
Пока дожидался ответа,
Любуясь волшебной красой,
Лазоревый цвет не приметил,
Задел его острой косой.
Заплакала дева лесная,
Печальною думой полна.
Узнав о любви, не желая,
Вмиг горе узнала она.
О грусти её сожалея,
Не выдержав горький упрёк,
Поклялся он жизнью своею
Сыскать ей такой же цветок.
Ушёл он скитаться по свету
И сгинул в далёких краях.
C тех пор то разлуки примета,
Цвет синий срывать на полях.
Посвятила этому несколько вечеров, попутно узнала массу удивительных вещей.
Вот как вы полагаете, лазоревый цветок - он какого цвета? Думаете, синий? Довольно неожиданно выяснилось, что так называют тюльпаны и пионы, которые ну никак не синие, такой поворот.
Но в стихо, полагаю, всё-таки синий. На ирис похож.
Вот такой, только посинее. Наберите в сети - синий ирис, это он и будет.
Ещё провела маленький эксперимент с нейросетью DeepSeek, расскажу в другой раз.
Еще выяснилось множество занятных подробностей о лесных девах, но это тоже тема отдельного поста.
P.S. Буду рада лайкам и замечаниям. С началом романа "Белый олень" можно ознакомиться здесь.