Найти в Дзене
Московские истории

Старые фотографии: Возвращение в Сокольники

За годы войны многое изменилось в квартире на Охотничьей улице. На внутренней стороне входных дверей появилась тяжёлая металлическая полоса, которую на ночь задвигали в две скобы, ввинченные в дубовый дверной косяк. Уж очень бандитским местом стали Сокольники во время войны. Как и в Первую мировую, в ВОВ ушли на фронт мужчины из семьи Волковых. При защите Сталинграда погиб сын Петра Дмитрий Волков. На запрос отца военкомат сообщил, что он пропал без вести в боях за посёлок Красный Октябрь под Сталинградом. Его имя выгравировано на мемориальной доске памятника Мамаев Курган. Вадим учится в 370-й школе и занимается спортом на Ширяевом поле. В опустевшую во время войны часть квартиры подселили новых жильцов, оставив Волковым только две комнаты. В одной живут сестры с детьми: Ольга Александровна с Вадимом и Мария Александровна с Юликом, во второй – Мария Аполлоновна с сыном сестры Натальи - Александром Киселевым, его женой и дочкой. Муж Марии Лев Жебунёв учительствует – умный, думающий чел
Оглавление

Наталья Яскевич продолжает рассказ о семье Волковых, поселившихся в 1920-х годах в Сокольниках. Рождались, росли, воевали, погибали, уезжали, всякое было.

Многое изменилось

Дом, где жили Волковы. Из семейного архива.
Дом, где жили Волковы. Из семейного архива.

За годы войны многое изменилось в квартире на Охотничьей улице. На внутренней стороне входных дверей появилась тяжёлая металлическая полоса, которую на ночь задвигали в две скобы, ввинченные в дубовый дверной косяк. Уж очень бандитским местом стали Сокольники во время войны.

Дмитрий Волков с бабушкой.
Дмитрий Волков с бабушкой.

Как и в Первую мировую, в ВОВ ушли на фронт мужчины из семьи Волковых. При защите Сталинграда погиб сын Петра Дмитрий Волков. На запрос отца военкомат сообщил, что он пропал без вести в боях за посёлок Красный Октябрь под Сталинградом. Его имя выгравировано на мемориальной доске памятника Мамаев Курган.

Вадим учится в 370-й школе и занимается спортом на Ширяевом поле.

Из семейного альбома.
Из семейного альбома.

В опустевшую во время войны часть квартиры подселили новых жильцов, оставив Волковым только две комнаты. В одной живут сестры с детьми: Ольга Александровна с Вадимом и Мария Александровна с Юликом, во второй Мария Аполлоновна с сыном сестры Натальи - Александром Киселевым, его женой и дочкой.

-4

Мария Александровна - декабристка

Муж Марии Лев Жебунёв учительствует – умный, думающий человек, интересный собеседник – вокруг него всегда многолюдно, кипят страсти и ведутся не всегда идейно выдержанные разговоры. Вскоре им заинтересовался КГБ.

В послевоенные годы Льва Валерьяновича арестовали, как врага народа. Его обвинили в создании контрреволюционной учительской организации и подготовке покушения на Сталина. ...Лев Валерьянович не был героем. На Лубянке он быстро признался во всех приписываемых ему преступлениях... После полуторалетнего заключения в следственной тюрьме суд проявил к нему снисхождение и... приговорил "всего лишь" к пятилетней ссылке в Новосибирскую область. (Из рассказов Иосифа Бройда).

По прибытии на место Лев Валерьянович был принят местным секретарём райкома партии, который, узнав, что у Жебунёва есть учительский опыт, тут же назначил его директором сельской школы.

Надпись на обратной стороне фото: «Лёвушка, пусть эта карточка будет не только памятью о коротком и милом прошлом, но и стимулом к скорейшей встрече без расставания.
3 февраля 1946 г. Муся».
Надпись на обратной стороне фото: «Лёвушка, пусть эта карточка будет не только памятью о коротком и милом прошлом, но и стимулом к скорейшей встрече без расставания. 3 февраля 1946 г. Муся».

Отбыв срок ссылки, супруги вернулись в Москву, где нашли приют все там же, на Охотничьей улице.

Жебунёвские среды

Разумеется, на прежнюю работу Марию Александровну не взяли. Они со Львом Валерьяновичем какое-то время перебивались случайными заработками, а в последние годы стали работать в средней школе № 378 Москвы: он – школьным библиотекарем, а она – руководителем школьного кукольного театра. ...Мария Александровна работала на общественных началах, поэтому материальные условия существования супругов были совсем уж скромными. (Из рассказов Иосифа Бройда),
-6

Незаметно пролетели 10 лет. За это время в квартире на Охотничьей образовался клуб ЛИИС (любителей искусств).

-7

Стали традицией "Жебунёвские среды".

Заранее обычно ничего не планировалось, но Лев Валерьянович уже за два-три дня до этого висел на телефоне и активно приглашал участников, а они интересовались, кто там будет, и приходили именно для встречи с наиболее интересными людьми.

Предыдущее: