Найти в Дзене
Шемякин дизайн

Бабочка. Поэтичекие образы

В поэзии образ бабочек имеет глубокий символический и философский замысел. Зачастую бабочка становится символом преображения и внутренних перемен. Согласно статье «Образ бабочки и элегический код в литературном произведении» Е.Н. Роговой, «Мифопоэтическое значение образов мотылька и бабочки позволяет актуализировать в элегическом произведении смыслы, вызванные представлением об элегическом «я» как малом, смертном субъекте». Другими словами, образ бабочки и мотылька часто используется в литературе и поэзии для того, чтобы на примере их короткого жизненного цикла показать недолговечность жизни человека. Первый пример - стихотворение «Маленький мотылёк» (ориг. «The fly») У. Блейка в переводе Н.В. Мошкиной: … Если мысль – это жизнь,
и сила, и дыхание,
А отсутствие
Мысли – смерть,
Тогда я есть
Счастливый мотылёк,
Если я живу
Или если я умираю. В данном стихотворении явное сравнение сменяется нечёткостью границ между миром насекомого и человека, смертью и жизнью, мыслью и её отсутствием. Л
Оглавление

Поэзия

В поэзии образ бабочек имеет глубокий символический и философский замысел. Зачастую бабочка становится символом преображения и внутренних перемен.

Согласно статье «Образ бабочки и элегический код в литературном произведении» Е.Н. Роговой, «Мифопоэтическое значение образов мотылька и бабочки позволяет актуализировать в элегическом произведении смыслы, вызванные представлением об элегическом «я» как малом, смертном субъекте».

Другими словами, образ бабочки и мотылька часто используется в литературе и поэзии для того, чтобы на примере их короткого жизненного цикла показать недолговечность жизни человека.

Источник изображения: avatars.yandex.net
Источник изображения: avatars.yandex.net

Маленький мотылёк

Первый пример - стихотворение «Маленький мотылёк» (ориг. «The fly») У. Блейка в переводе Н.В. Мошкиной:

… Если мысль – это жизнь,
и сила, и дыхание,
А отсутствие
Мысли – смерть,

Тогда я есть
Счастливый мотылёк,
Если я живу
Или если я умираю.

В данном стихотворении явное сравнение сменяется нечёткостью границ между миром насекомого и человека, смертью и жизнью, мыслью и её отсутствием. Лирический герой «растворяется» в образе мотылька, рассуждая о собственной смертности.

Источник изображения: i.pinimg.com
Источник изображения: i.pinimg.com

Бабочка

Второй пример – известное стихотворение А. Фета «Бабочка»:

… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

«Лёгкость» и «сверкание» - неоднозначные метафоры быстротечности, эфирности существования души. Пространство, в котором находится образ бабочки, развивает мотив недолговечности существования всего, что она символизирует. Время раздроблено на краткие мгновения, как в жизни: счастье, дыхание, полёт. Кажется, что бытие проносится мимо, незаметно «порхая» по событиям и воспоминаниям.

Источник изображения: i1.sndcdn.com
Источник изображения: i1.sndcdn.com

Японская лирика

В поэзии М. Басё есть стихотворение, в котором через образ бабочки проходит мотив о бренности жизни:

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу.

(Перевод В.Н. Марковой.)

Скрытая красота ускользающего момента выражается с помощью образа бабочки, сидящей на цветке хризантемы. Через образы цветка, росы и недолговечной бабочки постигается истинный смысл бытия:

«здесь преодолено частичное и частное понимание вещей: мир увиден через единичное, одинокое, печальное в его отрешённой и сокровенной красоте», - пишет В.Н. Маркова.
Источник изображения: i.pinimg.com
Источник изображения: i.pinimg.com

Настанет день – исчезну я

В стихотворении И.А. Бунина бабочка символизирует не только недолговечность жизни, но и природу, лишённую рефлексии. Всё стихотворение пронизано «мечтой» о мире, в котором «я» героя больше не будет существовать. «В мире без лирического героя продолжится движение, направленное на преодоление ограниченности земного существования».

… И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.

Образ бабочки проводит скрытую параллель: тщетные попытки человека преодолеть рамки земного существования схожи стремлению бабочки вырваться за пределы комнаты.

Источник изображения: i.pinimg.com
Источник изображения: i.pinimg.com

Бродский

В стихотворении «Бабочка» И. Бродского преобладает ирония.

… Ты лучше, чем Ничто.
Верней: ты ближе
И зримее. Внутри же
на все на сто
ты родственна ему.
В твоём полёте
Оно достигло плоти;
И потому
Ты в сутолке дневной
Достойна взгляда
Как лёгкая преграда
Меж ним и мной.

В данных строчках возникает образ экзистенциальной пустоты – Ничто, частью которой является человек, чья жизнь – лишь постоянные попытки наделить бытие смыслом. Образ бабочки здесь выступает в виде призрачной границы между смыслом и абсурдом, формой и бесформенностью.

-6

Русский Ритм

При разработке новой коллекции одежды «Коконы» дизайнеры отметили сходство логотипа бренда Русский Ритм с коконом бабочки, что стало одной из основных идей для воплощения образов. Коллекция, как и серия работ Михаила Шемякина, пронизана сотней нитей, переплетающихся между собой. Технология производства изделий совершенно уникальна. Объёмные и невесомые коконы превращаются в платья, туники и накидки, которые подходят как для вечерних, так и для повседневных образов.

Автор статьи: Лин Джонс, писатель, обозреватель искусства.