"Мы можем участвовать в судьбе усопших. Делать добро за них нашими же руками. Мы поминаем усопших, приглашая друзей и знакомых за поминальный стол. А Апостольское время был обычай в храм приносить муку, воск для свечей (или сами свечи) и вино. Эти чистые составляющие употребляющие в богослужении.
Сейчас же народ ввёл свою практику. Чего только нет на панихидных столах. Уже всё разрешено приносить, кроме мясного. И вот когда батюшка приносит всё это в трапезную, он среди всех продуктов обязательно да найдет записку о присно поминаемых. И вот эта весточка в Небесную канцелярию, как связывающая ниточка между живыми и усопшими, находящиеся во взаимодействии, которую нельзя забывать" - считает протоиерей Артемий Владимиров. - Ведь зачастую люди относятся к смерти, как и к мученичество легковесно, пока оно не коснулось их. Даже кто-то сказал, как чудесно слышать много проповедей о мученичестве. Это значит, что в наши дни риска мученичества нет. Потому что о нём никто не говорит когда оно здесь, когда оно неминуемо..
Так и смерть. Наше качество жизни можно оценить по противостоянию смерти. Как часто человек не готов встретиться с ней лицом к лицу, со всеми ее трагедиями, страданием и опасностью.
Человек живет, с представлениями, что впереди еще есть время, а затем приходит момент, когда времени уже нет. Когда жизнь оказывается неполной, несовершенной, поскольку мы никогда не смотрели лицо факту, что в моей власти только настоящий момент, не следующий.
На Западе вообще отношение к смерти противоестественное. Для них, если умирает человек, то он подло поступил по отношению к ним. Мертвец будет лежать в закрытой комнате, пока похоронное бюро не вывезет его на место упоения. И не освободит семью от их присутствия, потому что по отношению к своим родным человек не должен совершать такую непристойную вещь, как умереть.
Даже священники там не видят усопшего. Как-то один батюшка проработав 30 лет никогда не видел мертвого тела и не присутствовал при умирании человека. Там принято, как только человек впадает в беспамятство, то они передают полномочия кому угодно сиделке, родным, но только не себе. Над ним не читается ни разрешительная молитва, ни молитва на отход души, ни тем более Псалтырь.
Так что мы должны осознавать, будь мы священниками, врачами, или медсестрами, или родственниками, или друзьями человека, который умирает, сознание которого слабеет, который, возможно, не способен общаться с нами обычным образом, — мы должны осознавать, что может существовать уровень сознания, лежащий далеко за пределами того, что мы можем себе представить. И даже когда сознание, которое мы можем пробудить словами, ушло, существуют иные способы общения.
В экстремальных ситуациях мы можем встретиться лицом к лицу со смертью совершенно иначе. Страх может быть преодолен силой сострадания или неотвратимостью участия в происходящем.
Мы не можем позволить себе пасть ниже, чем мы есть. Вот одна девочка, совершенно обычная, я бы сказала даже невзрачная, когда на их дом упала бомба и одной женщине при пересчете жителей не обнаружили, она просто вошла во внутрь, чтобы спасти её и уже не вернулась назад. То есть чувство сострадания, заставило ее забыть опасность, которую эта ситуация представляла для нее самой и переступить через свой страх, ценой своей жизни.
И вот хорошо, когда в минуту таких обстоятельств у нас есть силы, встретив свою смерть перед глазами или волосок от смерти дорогих нас людей не испугаться, не пожалеть себя больше чем их, а иметь побуждения достаточно сильные, достаточно благородные, великие, достойны нашего человеческого звания, чтобы пойти и помочь друга даже ценой собственного здоровья.
Иногда люди чувствуют себя обузой и желают себе смерти, но они не понимают, как дороги они тем, кто рядом. Насколько много значит их присутствие для близких, насколько важна им эта беспомощность, может они впервые в жизни понимают, задумываются, что вот именно она дает им возможность выразить свою любовь, уважение, почтение к ним.
«Святые говорят, что всякое стечение обстоятельств — от Господа - говорил схиархимандрит Илий - И мы верим тому, видим в этом Промысл Божий, а все же нет-нет да и начинаем скорбеть, что не поступили так-то и так-то, вопреки сложившимся обстоятельствам, сделали какие-то ошибки. Но, видимо, и наши, и чужие ошибки, хотя и совершённые свободно, тоже в воле Господа, потому что поступи мы по-другому, дело пошло бы иначе, не так, как случилось по Промыслу Божию. Надо смирятся, быть готовым принять все так, как будет или уже случилось, и не терзать себя, что многое в жизни идёт не по нашим желаниям и представлениям. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно во веки».
Интересно знать: