В начале XVIII века в России были заложены основы регулярной армии, - из числа крепостных крестьян в войска набирались новые рекруты. Это обстоятельство радикально изменило судьбы целых семей, которые часто разлучались на долгие годы - нередко сразу после свадьбы, - а порой и навсегда.
До 1793 года срок службы для солдат, призванных из крепостных, был бессрочным, что фактически означало пожизненное пребывание в армии. Начиная с 1793 года и вплоть до Крымской войны 1853-1856 годов, военнообязанные служили 25 лет (при этом с 1834 года де-факто срок сократился до 20 лет, но в течение последних пяти лет солдаты могли быть призваны вновь при необходимости, хотя такая практика была крайне редка).
С приходом Александра II к власти в 1855 году начался процесс снижения срока службы: сначала до 15 лет, затем до 12, а в преддверии военной реформы 1874 года он снизился до 7 лет.
Однако просто представьте: солдат, который был вырван из своего привычного окружения на 20-25 лет, после завершения службы, если он уцелел,. получал свободу, но, как правило, не возвращался в родные места.
"...товарищи его уже умерли (...), старые связи безвозвратно исчезли: жена, которую он оставил еще молодой, встречала его старухой, окружённая чужими для него детьми, да и сам он был уже не тот" ("Из записок рядового первого призыва", журнал "Вестник Европы", СПб, 1875. № 9. С. 291).
Вернувшиеся из армии солдаты зачастую не возвращались обратно в свои деревни, так как городские работодатели с охотой нанимали их. Они были грамотными (так как в армии всех обучали письму) и дисциплинированными. Чаще всего их трудовые вакансии включали должности швейцара, консьержа или даже слуги в состоятельных домах.
А как же жёны и дети солдат? Что было с ними в течение этих долгих двух десятилетий?
Семья призывника фактически переходила в военное сословие: "Солдатка" стала официальным термином в законодательстве Российской империи вплоть до начала XX века. Государство обязывало военное ведомство оказывать поддержку семьям солдат, однако на практике жизнь молодой крестьянки после отправки мужа на службу часто оборачивалась настоящим кошмаром.
Призывник исчезал в роли мужа, отца и основного трудоспособного члена семьи, что ставило его жену и детей на грань нищеты. Формально солдатка освобождалась от крепостной зависимости (полная свобода наступала лишь по окончании службы или гибели мужа), что позволяло ей теоретически искать новое жильё или даже следовать за мужем.
Но только около 5% солдаток действительно решали отправиться к своим мужьям. Институт брака считался священным, и никаких явных препятствий для совместного существования не существовало, однако чтобы получить разрешение на переезд, требовалась масса бюрократических процедур, включая одобрение командира полка. Попадая в полк, солдатки становились полностью зависимыми от командования и не могли не выполнять их распоряжения.
В полках женщины занимались шитьём, стиркой, готовкой и уходом за ранеными. В качестве поощрения им выделяли отдельное жилое пространство, хотя чаще всего это было лишь маленький отгороженный уголок в казарме с минимумом личных вещей. Даже в таких условиях было трудно выжить, и многие жёны солдат покидали свои полки.
Со временем солдаткам могли назначать небольшое пособие для аренды жилья рядом с местом службы их супругов. Однако сумма этих выплат была настолько мизерной, что часто не позволяла найти достойное место. Потребность в питании и даже... охране себя заставляли женщин искать дополнительные заработки на стороне, постепенно отдаляясь от мужей.
Приблизительно 15% из них покидали свои деревни в поисках лучшей жизни в городах, зарабатывая на хлеб в услужении или торговле. Однако 80% оставались на местах, где мужа забрали на службу. Важно отметить, что отступление от прежней жизни зависело во многом от наличия поддержки со стороны семьи. Некоторые возвращались к родителям или другим родственникам, становясь "приживалками" или "бедными родственниками".
Солдатки так или иначе приспосабливались к новым условиям жизни.
Как они жили?
Вдовам позволяли повторно вступать в брак, однако замужние солдатки, оставшиеся без поддержки своего мужа на 20-25 лет, были вынуждены "выживать" по мере своих сил. Вернувшиеся солдаты не всегда возвращались в родные края, по крайней мере, это наблюдалось до середины правления Александра II, когда еще две трети XIX века служба оставалась настолько длительной.
Следует также отметить, что репутация солдаток в обществе была изначально негативной. Если она солдатка, значит, неприкаянная и безнравственная, а её дети оспариваются в том, кто их отец.
Цитата из "Записок земского начальника" Александра Новикова (СПб, 1899 год. стр. 188) также ярко пояснит положение таких женщин: "(...)Не говоря о солдатках, - которые везде гуляют, сколько хотят. Они, к сожалению, у нас не работают, а добывают себе пищу больше лёгким образом (...) Ужаснейший обычай в крестьянстве женить своих детей до поступления на службу, - обычай, происходящий от необходимости иметь лишнюю работницу (...)". Судя по всему, автор, анализируя недостатки общества, в полном мере не понимал, что мужчины и женщины, оказавшиеся в подобной ситуации, были жертвами порядка, и не виновниками.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал Хроноскоп, если вам было интересно, и ставьте лайки понравившимся статьям и комментируйте, - так я вижу, какие темы освещать в будущем. Вы очень поможете мне в развитии канала.
Также приглашаю вас почитать другие статьи на моём канале: