Найти в Дзене

Как сохранить в армии опытных бойцов после войны.

Все фото авторские.
Все фото авторские.

Последнее время все чаще попадаются на глаза статьи, которые объединяет тематика «как удержать в армии военных, после окончания войны».

Чаще всего все рекомендации сводятся к повышению денежного довольствия до адекватного уровня, что вполне логично. Сомнительно, что кто то захочет иметь ненормируемый рабочий день, ненормируемую рабочую неделю и коротенький отпуск раз в году, получая при этом 28500 р. Ну или даже как сейчас невоюющие контрактники на войне – 38-42 тыс рублей в месяц. На мой взгляд конечно адекватно не ломать голову и скопировать всё у шахтеров – 126 часов рабочего времени в месяц, два месяца в году отпуск. Но под такой график армию придется строить полностью с нуля. А это никому не нужно. Поэтому следует понимать, что никаких кардинальных изменений не будет. И все же в этом вопросе следовало бы учиться на чужих ошибках, изучая опыт других государств.

«Один мой друг», Лаосец, четверть века назад, имел возможность наблюдать интересную картину армейских взаимоотношений. Когда то давно «он» добровольцем поступил на службу в гвардейцы кардинала Лаоса, это у них там была такая армия для решения внутренних конфликтов. Далее рассказ от его лица:

-2

Наш батальон в составе сводного полка нес службу в мятежной провинции Лаоса, личный состав дислоцировался на трёх ВОП и в ПВД, где нес службу как в самом ПВД, так и выходил на ИРД и сопровождение колонн. Во всех местах несения службы было интересно наблюдать за командирами. ВОП стояли между Лаосскими селениями обособленно, связь с ПВД раз в 12 часов. Если ВОП ДВА!!! сеанса не выходит на связь, то организуется колонна, которая может выйти только в светлое время суток. И скорее всего ловить там к моменту прибытия колонны, через пару суток, будет нечего, и некому. Соответственно в ПВД службу несли срочники, в ИРД, сопровождении и на ВОП – контрактники. При недостатке л/с, могли туда тоже срочники добавляться, например на самом большом ВОП с численностью 30 бойцов, некоторый короткий период было два срочника. Командиров от подчиненных отличала запись в документах, где они нарекались кабинетными сэрами, естественно из за этого ЧАСТЬ из них, в основном та, что была в нижних господских чинах, с одним просветом, считала себя белыми господами, а про нас, между собой они говорили, что у нас нет определенного места жительства, и что мы с помоек и канализационных люков к ним вылезли, низшая раса.

Так вот, в ПВД, особенно по отношению к срочникам, дрочиво, которое некоторыми глупыми людьми ошибочно именуется «уставом» присутствовало. У нас даже количество патронов при выезде в сопровождение некоторые предатели проверяли, вдруг нападение на колонну, а у нас бк больше 120 патронов. Как они потом хозяевам в глаза смотреть будут? Нет, ну конечно мы были почти полностью уверены, что вожди мятежников не купили конкретно наших офис сэров, и что вели они так себя от совокупности преобладающих черт характера. Особенно они следили, чтоб ПП-шек не было. Естественно этих людей с просветами мы не уважали, скорее презирали, своими уж точно не считали.

А вот на ВОП уже совсем другие взаимоотношения были. На одном, находящимся между селением в котором стоял наш ПВД и селением, считавшемся бандитским, одно время вообще интересный тандем из двух так называемых офис сэров присутствовал, они настолько боялись л/с, что почти не вылазили из своей норы, служили передаточным звеном между радиостанцией и разводящими. Примерно половина бойцов точно их в лицо не знали, как и они своих бойцов. При этом и ВОП и КПП были абсолютно функциональны, управлялись разводящими которые как и весь коллектив ВОП были вчерашними гражданскими, на всех постах неслась служба, действовала система бордствующих\отдыхающих смен, четко и вовремя выделялся наряд на КПП (на дорогу).

Мне довелось нести службу как на этом кпп, только с другими командирами, которые своего л/с хоть и не боялись, но когда один из них взялся привести выданное нам оружие, выяснилось, что он вообще не представляет как это делать, привели свое оружие сами, в идеал.

Так же я нес службу в ПВД в сопровождении колонн, затем разводящим на еще одном кпп, с одним относительно нормальным командиром, второго офисного сэра командиром я не считал, он очень боялся вероятного противника и не скрывал этого, озвучивал, что случись что он прикинется мертвым, так как воевать бесполезно. Почти всегда и везде ходил в бронежилете, хотя тогда это не сильно принято было, осмелел и снял его при мне один раз, когда выпил местной водки со странным, явно не местным названием «Балтика».

И когда война вдруг начала заканчиваться, начали происходить интересные события. Сначала нам секретным приказом отменили выплату боевых, о чем мы узнали примерно через год, на гражданке, в суде, типа все законно, вот же приказ, только он тогда секретным был. Интересно конечно было прицениться к «чести» господ, принимавших это решение. Стоит еще вспомнить фиников, состригавших с солдатских суточных «хвосты», вроде копейки, но в городке стоящем на границе с мятежным регионом и носящем в переводе с местного диалекта название «Темный лес» гостиницы и сопутствующее было тогда дороже, чем в столице Лаоса. Жонглирование начислением боевых, прикольно сейчас вспоминать как мнящие себя белыми господами, строжились, ломаясь перед нами, дам/не дам. А тогда нам совсем не до шуток было, когда из за чьих то капризов семья лишалась денег.

И вот война начинает заканчиваться, нас сменяют с ВОПов, мы все собираемся в ПВД, готовимся к выводу, те, у кого есть желание остаться ищут варианты, у кого нет такого желания не ищут варианты. И вдруг откуда не возьмись появляются вокруг какие то дрочилы с какой то непонятной уверенностью в себе и жаждой побежать нажаловаться на тех, кто их на ..й послал. У нас у всех вопросы естественно, а где вот это все г... пребывало месяц-два-три назад, и почему вонять стало только сейчас?

И вот все пацаны, которых я пол года назад видел массово ехавшими на войну, если в очередной раз, то с баулами собственной экипировки, горными ботинками, шуршащие болоньевыми костюмами, а едущие на войну по первости - с минимальным набором шмотья, все они ломанулись на гражданку, подальше от этих посыльных на ..й жалобщиков.

Общался я позже и с теми, кто остался, и кто еще позже служил то, что они ошибочно называли «уставом» постоянно увеличивалось и увеличивалось. И вот как предполагалось тогда нас оставить в армии? Деньгами? Ну ладно бы на этих условиях в какой то там ансамбль лошкарей приглашали, но нет. На войну добровольцами едут люди имеющие самоуважение. Я ещё понимаю, принять правила игры и отслужить срочку, или первый короткий контракт, чтоб освоить воинскую специальность, но человек который уже знает себе цену в избранной специальности на такое пойдет только во время очередной войны, на которой господа офисные сэры куда то махом пропадают, а из низов, из простого народа, как птица феникс, рождаются настоящие боевые командиры.

Другие статьи нашего канала: