Найти в Дзене

Объективный взгляд на весну в пейзажах и стихах: «Когда весной разбитый лед рекой взволнованной идет…»

Продолжаем рассматривать раннюю весну в пейзажах русских художников. Если в прошлой публикации у нас были представлены произведения художников, формировавшихся под влиянием московской школы живописи, то сегодня обратимся к картинам выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств. И попробуем понять существует ли принципиальная разница между этими двумя пейзажными школами. Иван Шишкин вспоминал о годах своего обучения в Московском училище: «А я, Саврасов и мои товарищи <…> весной, как становилось тепло, всегда уходили куда-нибудь за город, часто в Сокольники, и там писали этюды с натуры. <…> Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему. И как это было там интересно. И приятно же и полезно было работать на воздухе. Мы оживали там. Особенно мы испытывали это после длинных дней зимних занятий в классах. <…> Поступив в Академию, я и здесь при первой возможности уходил писать этюды за город, куда-нибудь на Петровский остров».
Как я упоминала в прошлой статье, для Ивана Ивановича было ха

Продолжаем рассматривать раннюю весну в пейзажах русских художников. Если в прошлой публикации у нас были представлены произведения художников, формировавшихся под влиянием московской школы живописи, то сегодня обратимся к картинам выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств. И попробуем понять существует ли принципиальная разница между этими двумя пейзажными школами.

Иван Шишкин вспоминал о годах своего обучения в Московском училище: «А я, Саврасов и мои товарищи <…> весной, как становилось тепло, всегда уходили куда-нибудь за город, часто в Сокольники, и там писали этюды с натуры. <…> Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему. И как это было там интересно. И приятно же и полезно было работать на воздухе. Мы оживали там. Особенно мы испытывали это после длинных дней зимних занятий в классах. <…> Поступив в Академию, я и здесь при первой возможности уходил писать этюды за город, куда-нибудь на Петровский остров».
Как я упоминала в прошлой статье, для Ивана Ивановича было характерно эпическое восприятие окружающего мира, в своих произведениях он воспевал мощь и величие русской природы. В то время, как
Алексей Саврасов и его последователи особое внимание уделяли лирическому звучанию картины, передавая зрителю своё эмоциональное отношение к природе и в некотором смысле преклоняясь перед ей красотой. Иван Крамской эти две линии в развитии русского пейзажа определил, как «объективную и субъективную». При этом они не противоречили друг другу, развивались параллельно и в творчестве некоторых живописцев гармонично соседствовали.
В прошлой статье мы видели больше пейзажи настроения, то есть работы более субъективные, а сегодня посмотрим на представителей «объективного» пейзажа.

Правда, у Шишкина найти пейзаж с изображением ранней весны мне не удалось. Ведь мастер предпочитал лето. А вот его ученик, Андрей Николаевич Шильдер (1861-1919), любил изображать это переходное время года. И хоть художник и не учился в Санкт-Петербургской Академии, он вслед за своим учителем придерживался принципов питерской школы живописи – писать картины больше из своего воображения, основное внимание уделяя продумыванию содержания работы и её композиции, и в меньшей степени пользуясь натурой и точными этюдами. Вместе с тем, как и Шишкин, Шильдер много внимания уделял качественно прорисованным деталям и реалистичности пейзажа. Но если мы посмотрим на его картину «Весна. Грачи прилетели», то сразу догадаемся, чьим произведением он вдохновлялся.

Андрей Шильдер. Весна. Грачи прилетели. 1919. Холст, масло. 39,5 х 49. Частное собрание
Андрей Шильдер. Весна. Грачи прилетели. 1919. Холст, масло. 39,5 х 49. Частное собрание

Как и в картине Андрея Шильдера, в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) звучат печальные ноты – природа обновляется каждый год и каждый год прилетают грачи, а вот для человека его молодость уходит безвозвратно. Удивительно, что эти строки пишет юноша в пятнадцать лет:

Михаил Лермонтов
Весна

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, –
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу – природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей:
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
1830


Следующий представитель питерской школы пейзажной живописи –
Ефим Ефимович Волков (1844-1920). Художник предпочитал изображать переходные состояния природы. Недаром современники называли его «поэтом русской осени и русских туманов». В его пейзажах царит необыкновенная гармония, даже невзрачным погодным явлениям живописец придавал настроение тихой радости. Такое спокойное, поэтическое состояние природы мы видим в его небольшой работе «Весна».

Ефим Волков. Весна. 1883. Картон, масло. 20,5 х 18. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Ефим Волков. Весна. 1883. Картон, масло. 20,5 х 18. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

И настоящий праздник жизни, который приходит с наступлением весны, изобразил в своем стихотворении Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893):

Алексей Плещеев
Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» – читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех
Природы любит обновленье!
1872


Ефим Волков стал первым учителем живописи юного
гимназиста Ивана Ивановича Ендогурова (1861-1898). Поэтому естественно, что молодой художник из всех жанров выбрал лирический пейзаж. В своих картинах он, как и учитель, создавал удивительно гармоничные образы родной природы. Правда, в его картинах присутствовала легкая грусть и меланхолия – художник словно предчувствовал свой ранний уход (живописец умер в 37 лет от туберкулеза). Его внешне неяркий пейзаж «Начало весны» создает ощущение внутреннего душевного равновесия и наполнен большой любовью к родному краю.

Иван Ендогуров. Начало весны. 1890-е. Холст, масло. 70 x 97. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, Московская область
Иван Ендогуров. Начало весны. 1890-е. Холст, масло. 70 x 97. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, Московская область

Весна и даже предчувствие весны, по мнению поэта Георгия Владимировича Иванова (1894-1958), дарят надежду на счастье, несмотря на то, что «порою виснет мгла» и «томит ненастье»:

Георгий Иванов
Весна

Уже предчувствие весны
Сквозит повсюду,
И сердце снова видит сны
И верит чуду.
Все тоньше льды, снега рыхлей…:
Какая нега!
О, солнце, солнце, – не жалей
Ни льда, ни снега!
Вонзай веселые лучи
В сердца и льдины,
Весна, – сапфиры размечи
И альмандины!
Пускай порою виснет мгла.
Томит ненастье –
Пасхальные колокола
Не лгут о счастье!
И птицы вешние не лгут –
О милом взоре…
Ручьи певучие бегут,
Пылают зори.
И сладок гул колоколов,
И сердцу снится…
Полна невиданных цветов
Весны кошница.
1915


Иван Августович Вельц (1866-1926)
учился в Петербургской Академии художеств в мастерской пейзажной живописи Михаила Клодта, который призывал своих учеников обратить внимание на национальный пейзаж. Ещё в 1860 году он писал про Россию: «ее красоты природы, ее роскошная растительность остаются незнакомыми даже самим художникам… Какие сокровища она скрывает, которые мы, русские художники, должны во что бы то ни стало сделать известными и представить на суд наших ценителей искусства и познакомить наших соотечественников с нашим Отечеством».
Иван Вельц был прекрасным учеником и талантливым художником. Он много путешествовал по России в поисках красивых уголков природы. Но и окрестности Петербурга также вдохновляли его на создание необыкновенно достоверных пейзажей. В его работе «
Весной в окрестностях Петербурга» до боли знакомый сюжет: тающий снег превратил дорогу в огромную лужу, которую не так просто преодолеть.

Иван Вельц. Весной в окрестностях Петербурга. 1896. Холст, масло. 55,5 x 75,8. Государственная Третьяковская галерея
Иван Вельц. Весной в окрестностях Петербурга. 1896. Холст, масло. 55,5 x 75,8. Государственная Третьяковская галерея

Нам, естественно, такие огромные лужи даже на асфальте не особенно нравятся, но вот детям… Или как в стихотворении Геннадия Фёдоровича Шпаликова (1937-1974):

Геннадий Шпаликов
На первое солнце

Я выхожу, большой, неуклюжий,
Под солнце, которое в самом зените,
И наступаю в синие лужи,
Я говорю им: вы извините!
Вы извините, синие лужи, –
Я ошалелый и неуклюжий.
Март 1957


Ещё один выпускник Санкт-Петербургской Академии и почетный академик пейзажной живописи –
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911). Необыкновенно талантливый живописец находил вдохновение для своего творчества в природе родной Киевской губернии и окрестностей города на Неве. Его работы отличают тщательная прорисовка всех подробностей пейзажа, высокое техническое мастерство, а также великолепное умение передать световоздушную среду. Для своей картины «Весна» художник выбрал несколько отличную от предыдущих пейзажей композицию – он обращает наше внимание на освобождающуюся землю, остатки снега, лужи с отражением стволов просыпающихся деревьев. И вся эта красота залита ярким солнечным светом. Такое солнечное восприятие окружающего мира роднило творчество Крыжицкого с Архипом Куинджи. Надо сказать, что художников связывала крепкая и продолжительная дружба.

Константин Крыжицкий. Весна. 1894. Холст, масло. 31 х 45. Частное собрание
Константин Крыжицкий. Весна. 1894. Холст, масло. 31 х 45. Частное собрание

И глядя на такой солнечный жизнерадостный пейзаж, вспоминаются строки Валентина Дмитриевича Берестова (1928-1998):

Валентин Берестов
Лёд на лесных дорожках...

Лёд на лесных дорожках.
Осины в красных серёжках.
Ивы в белых серёжках.
Берёзы в жёлтых серёжках.
Только на них и одёжки,
Что вот эти серёжки.
В лужи толпою глядятся,
Как в хороводе кружатся.
Лужи с мраморным донцем,
Каждая с собственным солнцем.

1980

И совершенно ни на кого не похожий, ученик и затем педагог Академии, мастер световых эффектов – Архип Иванович Куинджи (1842?-1910). Благодаря своей уникальной технике использования света и тени он создавал не только реалистичные пейзажи, но его картины также получали эмоциональное наполнение и особое настроение. Как и в большинстве работ живописца, в картине «Ранняя весна» много света и воздуха. И никто не усомнится, что этот воздух – весенний.

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-е. Холст, масло. 40.5 х 54. Харьковский художественный музей
Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-е. Холст, масло. 40.5 х 54. Харьковский художественный музей

И такое впечатление, что Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909) вдохновлялся именно этим пейзажем, превращая увиденное в красивые поэтические образы – «снежный кубок солнцем допит»:

Иннокентий Анненский
Весенний романс

Ещё не царствует река,
Но синий лёд она уж топит;
Ещё не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Ещё не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
1906


И ещё несколько пейзажей живописцев – представителей Императорской академии художеств.

Александр Александрович Киселёв (1838-1911) руководил пейзажной мастерской Академии с 1897 по 1911 год, создавал очень реалистичные картины. Но данный этюд показывает, что во время работы на пленэре художник старался зафиксировать свое эмоциональное впечатление от увиденного. Кстати, авторская надпись сообщает, что работа выполнена 19 апреля 1881 года в Черкизове. Оказывается, именно так выглядел тогда этот район Москвы:))

Александр Киселёв. Весенний снег. 1881. Холст, масло. 22 x 31. Государственная Третьяковская галерея
Александр Киселёв. Весенний снег. 1881. Холст, масло. 22 x 31. Государственная Третьяковская галерея

Юлий Юльевич Клевер (1850-1924)учился в Академии у Сократа Воробьева и Михаила Клодта, но обучение оставил, решив пойти своим путем. И добился успеха. Любил писать зиму и закаты, поэтому весна довольно редко встречается в его пейзажах.

Юлий Клевер. Весенний пейзаж. 1903. Холст, масло. 107 х 76. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр
Юлий Клевер. Весенний пейзаж. 1903. Холст, масло. 107 х 76. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр

Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) также учился пейзажному искусству у Михаила Клодта и тоже бросил обучение в Академии. Однако это не помешало ему стать великолепным пейзажистом.

Николай Дубовской. Весной к вечеру. 1901. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей
Николай Дубовской. Весной к вечеру. 1901. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей

И это далеко не все пейзажисты конца ХIХ – начала ХХ века, которые писали это прекрасное состояние природы, время её пробуждения после зимней спячки. А ведь есть и замечательные картины советских живописцев. Но о них в следующей публикации.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я каждый день выкладываю картины и есть ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

Весенний пейзаж в творчестве художников – «москвичей»

И если вы не нашли своих любимых весенних пейзажей, возможно, они есть в моих прошлых статьях:

«К Всемирному дню поэзии – весенние стихи и картины»

«21 марта – Всемирный день поэзии и день весеннего равноденствия. Немного стихов, весны и живописи»

Другие мои статьи с картинами и стихами о разных временах года и месяцах (в том числе и о весенних) можно посмотреть в подборке «Пусть падают листки календаря»

Пусть падают листки календаря | Света В Литературе и Искусстве | Дзен