21 марта – Всемирный день поэзии. И я не могу оставить без внимания этот праздник. Ведь поэзия делает наши души чище и возвышеннее. Порой поэзия просто витает в воздухе и есть люди, которые её слышат и записывают. Их называют поэтами.
Об этом секрете рассказала в своем произведении «Тайны ремесла» Анна Андреевна Ахматова (Горенко, 1889-1966).
Анна Ахматова
Поэт (отрывок из «Тайны ремесла»)
Подумаешь, тоже работа, –
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё.
И, чьё-то весёлое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И всё — у ночной тишины.
1959
А так как за окном весна, то я решила сегодня, как и год назад обратиться к весенним стихам и дополнить их весенними пейзажами.
/Правда, в отличии от прошлого года День весеннего равноденствия в нынешнем високосном году выпал на 20 марта, но весну это не отменяет:))) Ссылку на прошлогоднюю статью оставлю внизу/
Мало кого из поэтов не тронула весна и не вызвала удивительных образов и сравнений. Весна – это обновление, весна – это пробуждение, весна – это надежды и ожидания. И души творцов (а «поэзия» в переводе означает «творение») очень чутко отзываются на все эти радостные перемены в природе.
Конечно, Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) предпочитал осень, но и он обращался в своих произведениях к весне:
Александр Пушкин
Евгений Онегин (отрывки из седьмой главы)
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И всё, что радует, живит,
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно,
И всё ей кажется темно?
….
Весна в деревню вас зовет,
Пора тепла, цветов, работ,
Пора гуляний вдохновенных
И соблазнительных ночей.
В поля, друзья! скорей, скорей,
В каретах, тяжко нагруженных,
На долгих иль на почтовых
Тянитесь из застав градских.
И мы последуем совету поэта и отправимся в деревню. А там – картина Арсения Ивановича Мещерского (1834-1902) «Наводнение в деревне». Ученик Александра Калама создавал удивительно реалистичные пейзажи. Поэтому его наводнение выглядит столь пугающим.
Очень люблю весенние стихи Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин, 1820-1892). И самое моё любимое – «Я пришел к тебе с приветом…». Это так важно не проспать эту весну, чтобы песня зазвучала:
Афанасий Фет
Я пришел к тебе с приветом…
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
1843
«Да, да. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Да, да. Стволы дубов в Останкине высохли. Весна. Уж распустился дуб. Ступайте в природу, – говорит он нам. – Там – красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо», – вспоминал Константин Коровин слова своего учителя Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897). Саврасов тоже не хотел упускать свою весну, очень любил это время года и всё время пропадал на этюдах в окрестностях Москвы, куда и звал своих учеников.
А мы полюбуемся его картиной «Вид на Московский Кремль. Весна».
А вот Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) своё знаменитое «Травка зеленеет, солнышко блестит» написал вдали от Москвы – в Оренбурге. Куда он был сослан за связь с кружком революционеров-петрашевцев.
Алексей Плещеев
Травка зеленеет, солнышко блестит
Травка зеленеет, солнышко блестит
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
1858
«Зеленеет травка» и в пейзаже Ефима Ефимовича Волкова «В лесу. По весне». Художника называли «поэтом русской осени и русских туманов», но я отыскала у него и весеннюю работу, в которой он, как всегда, запечатлел скромный уголок русской природы, наполненный поэтичной красотой. За эту картину Волков в 1877 году получил первую премию выставки Общества поощрения художеств.
Просто и радостно, с большой любовью к родной природе, подмечая все изменения, происходящие в ней, пишет о «весне-царице» Иван Захарович Суриков (1841-1880):
Иван Суриков
Весна
Над землёю воздух дышит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землёю
С каждым днем всё выше.
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Вот и верба нарядилась
В белые серёжки,
И у хат играют дети, –
Веселятся, крошки!
Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.
Вот и лёд на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;
Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалёка.
В небе тучка набежала,
Мелкий дождик сеет…
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.
На брединнике, на ивах
Развернулись почки,
И глядят, как золотые,
Светлые листочки.
Вот и лес оделся, песни
Птичек зазвенели,
Над травой цветов головки
Ярко запестрели.
Хороша весна-царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла, и света…
1874
Такой радостный солнечный день, в котором много тепла и света, изобразил в своей работе Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он, как и Коровин, был учеником Алексея Саврасова. И вслед за своим наставником он с фотографической точностью изобразил все мелкие детали оживающей природы в этюде «Солнечный день. Весна». Этот пейзаж считается самой ранней известной работой художника – он был написан в первой год учебы Левитана в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Игорь Северянин (Лотарёв, 1887-1941)первое своё стихотворение написал в 8 лет, но по-настоящему он увлекся поэзией в шестнадцать. И в его ранних стихах, к которым относится и размышление о весне «Отчего» ещё пока нет ни символизма, ни футуризма. Зато есть ручьи, цветы и соловьи.
Игорь Северянин
Отчего
Отчего снег бесследно пропал,
И ручьи отчего потекли?
Отчего соловей засвистал,
И цветы отчего зацвели?
Отчего лес оделся в листву,
И влечет меня зелень в него?
Отчего я дышу и живу
Так привольно?.. зачем! отчего?
Отчего так внезапно весь мир
Пробудился от долгого сна?
– «Отчего? – прошептал мне зефир, –
Оттого, что настала весна».
1904
Близка этим строкам по настроению и их жизнерадостности картина «Весна» Константина Алексеевича Коровина (1861-1939). Сокурсник и друг Левитана, он выбрал свой путь в искусстве. От Василия Поленова, который стал руководить пейзажной мастерской после ухода Саврасова, молодой художник впервые узнал об импрессионистах. И уже в стенах училища он стал пробовать новые художественные техники. Вместе с тем, глядя на его импрессионистскую весну, мы понимаем, что он сохранял и лучшие традиции русской реалистической пейзажной живописи, продолжая дело своих великих учителей.
А Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) размышляет о том, как сильно отличается весна в городе от той, что бывает там, «где земля… где трава».
Владимир Солоухин
Городская весна (отрывок)
Растопит солнце грязный лед,
В асфальте мокром отразится.
Асфальт – трава не прорастет,
Стиха в душе не зародится.
Свои у города права,
Он в их охране непреложен,
Весна бывает, где земля,
Весна бывает, где трава,
Весны у камня быть не может.
Я встал сегодня раньше всех,
Ушел из недр квартиры тесной.
Ручей. Должно быть, тает снег.
А где он тает – неизвестно.
В каком-нибудь дворе глухом,
Куда его зимой свозили
И где покрылся он потом
Коростой мусора и пыли.
И вот вдоль тротуара мчится
Ручей, его вода грязна,
Он – знак для жителей столицы,
Что где-то в эти дни весна.
…
1953
А вот у Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938), с его стремлением изображать только прекрасное, городская московская весна яркая, солнечная и необыкновенно притягательная. У художника также одним из учителей был Василий Дмитриевич Поленов, а позже он очень близко сдружился с Коровиным и Серовым. Отсюда и импрессионистский стиль, и отрадное звучание во всем его творчестве и в картине «Весна (Москва. Церковь Воскресения в Кадашах)», написанной в последние годы перед отъездом из России.
Стихотворение «Наступление весны» – один из первых опытов Сергея Александровича Есенина (1895-1925). Став старше, он даже писал своему знакомому, что уничтожил этот текст. Но строки сохранились, и мы можем сами оценить это ученическое произведение поэта.
Сергей Есенин
Наступление весны
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом ея!
Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.
Поля зазеленели,
Ароматом дыша.
Цветы запестрели,
Птицы прилетели.
Лес оживился
Щебетанием,
Воздух наполнился
Благоуханием.
1910
Картина «Весна. Кусты сирени» тоже написана учеником. Вернее, студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Станиславом Юлиановичем Жуковским (1873 -1944), который посещал мастерскую Исаака Левитана. В его ученической работе тоже есть и нежная зеленая листва, и аромат цветущей сирени, и прозрачный воздух. Картина получила очень высокие оценки и была приобретена для Третьяковской галереи.
Символист Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) в своем стихотворении «Весенний дождь» все природные явления наделяет своими символическими значениями, где дождь выступает в качестве очищения природы, а человек предстает лишь маленьким цветком перед величием природы.
Валерий Брюсов
Весенний дождь
Над простором позлащённым
Пёстрых нив и дальних рощ,
Шумом робким и смущённым
Застучал весенний дождь.
Ветер гнёт струи в изгибы,
Словно стебли камыша,
В небе мечутся, как рыбы,
Птицы, к пристани спеша.
Солнце смотрит и смеётся,
Гребни травок золотя…
Что ж нам, людям, остаётся
В мире, зыбком как дитя!
С солнцем смотрим, с небом плачем,
С ветром лугом шелестим…
Что мы знаем? что мы значим?
Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!
Над простором позлащённым
Пёстрых нив и дальних рощ,
Шумом робким и смущённым
Прошумел весенний дождь.
1908
И словно весенний дождь прошел на картине Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (1872–1957). Художник вместе с Жуковским посещал уроки в мастерской Исаака Левитана и выезжал на этюды в Тверскую губернию, где позже и поселился. Ему удалось найти свой стиль в живописи. Так он при помощи очень спокойной и даже ограниченной цветовой палитры создавал необыкновенно естественные лирические пейзажи. Такую нежную и полную свежего дыхания весны цветовую гамму мы видим и в его поздней работе «Голубой весной».
Ну, а о чем может писать женщина весной? Конечно, о любви. Тем более такая, как Мария Александровна Лохвицкая (1869-1905), всё творчество которой посвящено этому нежному чувству. А уж особенно весной, когда природа вновь цветет, опять «мечты уносят вдаль».
Мирра Лохвицкая
Весна идет, Весна цветет!...
Весна идет,
Весна цветет!
И жизнь, и свет!
И смерти нет!
Уже цветы
Раскрылись вновь…
Мою любовь
Поймешь ли ты?.
Поймешь ли зной
Горячих дум
И что весной
Тревожит ум?
Когда мечты
Уносят вдаль, –
Мою печаль
Поймешь ли ты?.
Каких забот
На сердце гнет,
Как велика
Моя тоска,
О чем грущу,
Чего ищу,
Мои мечты
Поймешь ли ты?.
1895
Такие же прекрасные чувства вызывает и пейзаж Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964). Будущий основатель русского авангардизма тоже обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Исаака Левитана, а также Валентина Серова и Константина Коровина. И ещё до того, как в его творчество пришел примитивизм, и он создал свой лучизм, художник, как и многие его коллеги того времени, увлекся импрессионизмом. В этом жизнерадостном стиле и выполнена его работа «Сад весной (Весенний пейзаж)».
«Еще в полях белеет снег…» – строки всем хорошо знакомые со школьной поры. А знаете ли вы, что написал их Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) в Германии. Поэт тосковал по родине и утешение искал в природе, находя общие черты в смене времен года в России и Германии.
Федор Тютчев
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
1830
А Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) в конце марта 1904 года увидел весенние воды в имении Дугино, где гостил у своего приятеля Николая Мещерина. На его картине «Вешний поток» мы найдем сразу три времени года: и прошлогоднюю пожухлую листву, и остатки белого снега, и бегущий в дугинском овраге ручей. Динамичность картине обеспечивает быстрый импрессионистический раздельный мазок, который художник активно использовал в своем творчестве в этот период.
Стихотворение «Весна» Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973) написал ещё до того, как стал известным и всенародно любимым поэтом-песенником. Но уже в нем мы чувствуем ту удивительную певучесть, которая присуща всей лирике Исаковского.
Михаил Исаковский
Весна
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту,
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.
По всем дворам – где надо и не надо –
С утра идет веселый перестук,
И на лужайке принимает стадо
Еще зимою нанятый пастух.
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
1927
Такую же спокойную весеннюю картину простой деревенской жизни мы можем увидеть в произведении Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Как настоящий ученик Саврасова, художник находит в простом и будничном незаметную на первый взгляд красоту. Голубая вода и деревенские постройки вдалеке, небольшой перелесок с берёзками на переднем плане, нежная молодая травка на лугу, которой лакомятся лошади – всё создаёт умиротворенную картину привычной сельской жизни. И это – «Ранняя весна», написанная в начале прошлого века.
Но пока у нас, в Средней полосе России весна только начинается, на юге нашей страны она уже «все обильнее цветами, благоуханьем и теплом», как писал в своем произведении Великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915). Надо сказать, что именно Крым вдохновил юношу на написание стихов, здесь он сочинил первое своё опубликованное стихотворение «Задремали волны…» в 1879 году. И в конце жизни он продолжал вдохновляться крымскими красотами.
К.Р. (Константин Романов)
В Крым
Княгине З. Н. Юсуповой
Навстречу птицам перелетным
На дальний юг стремились мы
Из царства северной зимы
К весны пределам беззаботным.
Небес полдневных глубины
Чем дальше, тем ясней синели;
Алмазней звезды пламенели
Среди полночной тишины.
И все обильнее цветами,
Благоуханьем и теплом
Весна дарила с каждым днем,
Лаская нежными лучами.
Пустынных гор последний кряж
Нас отделял еще от цели;
Вдали ворота зачернели,
Все ближе, ближе... О, когда ж!
Мы трепетно переступали
Порог скалистый... Наконец!..
В нас сердце замерло... Творец!
Не сон ли это, не мечта ли?
У наших ног обрыв крутой,
А впереди – неизмеримый,
Безбережный, необозримый,
Лазоревый простор морской.
Неописуемое море,
Лицом к лицу перед тобой,
Пред этой дивной красотой
Не всякое ль забудешь горе!
Кореиз, 27 апреля 1911
А картина «Весна в Крыму, Массандра», написанная приблизительно в то же время, что и стихотворение Романова, петербургским пейзажистом Иосифом Евстафиевичем Крачковским (1854-1914), наглядно нам показывает, как хороша крымская весна. Посетив впервые Крым в 1890-е годы, художник влюбился в яркие краски южной природы и все следующие вёсны и осени проводил в Крыму, поэтому у него так много красочных картин цветущей природы.
Такая разная и такая прекрасная весна уже заходит и на наши улицы, звеня ручьями и радостными голосами птиц, открывая нам красоту и романтичность окружающего мира, продолжая вдохновлять поэтов, живописцев и композиторов.
И в День поэзии, я желаю вам открыть своё сердце навстречу этой красоте. Как писал Николай Некрасов: «…в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией…». Так давайте позволим ему открыться, пусть стихи сопровождают нашу жизнь.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где я выкладываю анонсы всех своих новых статей –
Моя прошлогодняя статья к Всемирному дню поэзии
Про необычный фильм «Патерсон», о том, как поэзия звучит в воздухе
Стихи и картины вы найдете в подборке публикаций «Живопись в поэтическом сопровождении»