Редкий человек, побывавший в горах Сибири, Урала и Забайкалья, не обращал внимание на характерный вид ландшафта — россыпи камней, которые устилают все вокруг. Они самой разной формы — от небольших булыжников до валунов величиной с вагон. Бывает, такие россыпи простираются на несколько сот метров, а могут и уходить за горизонт на километры. И если присмотреться к ним, приходит на ум сравнение с окаменевшей рекой.
И подобно тому, как «обычная» река несет свои воды, вспениваясь барашками волн, каменный поток никогда не находятся в застывшей неподвижности. Круглый год «барашки» его валунов перемещаются и движутся. Как будто это каменные волны невесть откуда взявшегося в тайге необычного водоема, состоящего из одной только тверди.
Чудо из камней
Это курумы — скопления остроугольных глыб, рассыпанных на склонах гор. В научной литературе их называют по-разному: «каменным морем», «глыбовым шлейфом», «обломочными накоплениями», но чаще всего резким словом «курум», в котором слышится глухой рокот перекатывающихся камней. Впервые его употребил в 1913 году геолог Яков Макеров, описывая горные террасы Сибири. Родом слово из тюркского языка, а обозначает «россыпь камней». Увлекающиеся историей люди могут вспомнить столицу Монгольской империи, куда в XIII веке за ярлыком на княжение ездили русские князья — город Карокорум, чье имя переводится как «черные камни».
Курумы могут брать свое начало прямо с вершины горы нешироким ручейком, а потом к подножию растекаться на сотни метров. А могут встретиться «текущими» параллельно горному кряжу. Бывают целые массивы курумов неправильной формы, и тогда это место вполне научно называется каменным морем. Формы у курумников разные, но вот суть появления одна: воздействие природной среды.
Курумы всегда рождаются там, где есть горы. Собственно, они и являются «родителями» окаменевших рек. Процесс появления на свет происходит так. Выходящие на поверхность горные породы тысячелетиями подвергаются воздействию резких перепадов температур. Из-за этого в монолитах появляются трещины, в которые попадает вода. Она то замерзает, то оттаивает, расширяя эти трещины. И вот в результате такой настойчивой «работы» от горной породы откалываются крупные куски, которые скользят вниз по склону.
С какой скоростью обломок будет катиться к подножию, зависит уже от других факторов — крутизны склона, дождей, землетрясений и прочих условий. Со временем таких валунов становится все больше, и они образуют настоящие реки из камней. «Помогает» им в этом еще и холодный климат, когда камни выдавливаются из грунта морозным пучением.
Двигаясь вниз, курумы «захватывают» новые площади, давя на своем пути растительность. Единственное, что их может остановить — естественные складки местности — бугры или большие скалы. Столкнувшись с ними, каменная река вздымается на ребро, образуя эффектные конструкции. Но застывает она ненадолго — проходит время (небольшое по геологическим меркам — 100, 200, 300 лет), и каменный поток оживает, обходит или поглощает препятствие и медленно, но верно продолжает свой путь.
С каменными морями ситуация другая — находясь на горизонтальной поверхности, они, подобно квашне, расползаются в разные стороны, подминая под себя деревья и изгоняя животных. Особенно много таких морей на Фолклендских островах — там для их распространения сложились идеальные условия: каменистое плато, резкие перепады суточных температур и сильный ветер.
Что касается России, то курумники у нас встречаются повсеместно. Там, где есть горы, там обязательно будут каменные реки, рассекающие «зеленое море тайги». Особенно славится курумниками Урал — Большая каменная река в национальном парке Таганай на Южном Урале считается самой длинной в мире. Ее «русло» протянулось на шесть километров в длину, и от средних значений в 100–200 метров ширины она местами достигает 700 метров в поперечнике.
Кто в теремочке живет
Несмотря на такой простор и завораживающую каменную красоту, курумы малообитаемы. Деревья, понятное дело, расти среди постоянно движущихся камней не могут. Из растений есть только мхи и лишайники, которым нипочем каменная почва. Бывает, можно встретить меж валунов можжевельник, который невесть как приспособился к существованию среди каменных волн.
Там, где нет растительности, там нечего делать и животным. Хотя отдельные представители фауны чувствуют себя в курумах очень даже уютно. Это мелкие грызуны — бурундуки, мыши, в также забавные пищухи из отряда зайцеобразных. Все они вполне вольготно живут промеж камней, в которые не полезет ни один хищник. Родным домом курумы считает и кабарга — небольшое оленевидное животное, обитающее в Забайкалье. Она с легкостью скачет по камням, недоступная своему главному врагу — волку.
Но там, где животное может спокойно покорять каменные реки курумов, человеку приходится быть очень осторожным. Почти каждый камень курумов нестабилен. Он может казаться основательным со стороны, но малейшее давление на его поверхность приведет к опасному раскачиванию, а то и перевороту. Поэтому передвигаться по курумникам можно лишь при хорошей физической подготовке. Ну или если родился и вырос в этих местах.
Как, например, герои знаменитого советского телесериала «Вечный зов», которые без опаски ходили по россыпям крупных камней, затерянных среди хвойного леса. Конечно, это всё придумки режиссеров фильма, которые снимали его в Башкирии, где курумников пруд пруди. А на самом деле действие романа происходит в Новосибирской области, которая отродясь курумов не видела, ибо находится на Западно-Сибирской равнине.
Курумы — не уникальное образование, характерное для редких регионов. Урал, конечно, вне конкуренции, но каменные реки «текут» и на Алтае, и в Кузнецком Алатау, и в Восточном Саяне. Причем, в последнем курумники находятся в условно спящем состоянии. Промежутки между валунами там заполнены почвой, на ней растут деревья и селятся животные. Это говорит о том, что саянские курумы уже давно не двигаются. Но такое спокойствие обманчиво. Достаточно небольшого землетрясения в этом районе, и каменный поток может вновь пробудиться, и сметая всю растительность на своем пути, устремиться в путь.
Есть курумы и в Забайкалье на Становом нагорье, местами встречаются на Кавказе, есть даже в таких труднодоступных местах как остров Врангеля. А уж по миру каменных рек полным-полно. Северные Альпы, Анды, Аляска, Свентокшиские горы в Польше и даже курортная Майорка в Средиземном море — всего не перечислишь.
А самые северные курумные реки Земли располагаются в составе малоизученной горной системы, которая по совместительству еще и самый северный горный массив Евразии. Место труднодоступное, суровое и безжизненное настолько, насколько это можно представить 👇: