Сложно представить себе более неприветливое и труднодоступное место, чем север полуострова Таймыр. Здесь бесконечная тундра уходит за горизонт, теряясь в морозной дымке, а близость океана дает о себе знать колючими ураганными ветрами. Здесь частые сполохи полярного сияния во время долгой ночи озаряют черное небо, только вот любоваться этой красотой некому — на сотни километров вокруг нет ни малейшего присутствия человека. И в этом царстве суровой арктической природы ледяной стеной возвышаются горы.
Это Бырранга — самый северный горный массив России, Евразии и рекордсмен среди материковых горных систем планеты. Он рассекает один из крупнейших полуостровов мира, защищая хрупкую экосистему континентальной тундры от беспощадной арктической стужи. Это горы малоизученные, труднодоступные, безжизненные, но при этом настолько богатые полезными ископаемыми, что с полным правом могут называться кладовой России.
Царство злых духов
Горная цепь с рокочущим названием Бырранга протянулась от нижнего течения реки Пясины до моря Лаптевых на внушительные 1100 километров. Морфологически она представляет собой несколько параллельных гряд, рассеченных речными долинами, и систему обширных волнистых плато. Место очень неприветливое и мрачное, особенно в северо-восточной, малоизученной части. Там находятся самые высокие точки Бырранга — гора Ледниковая с отметкой 1119 метров и безымянная вершина с высотой 1125 метров.
Трудность их исследования вызвана местоположением — северо-восток Таймыра изучен очень мало. Добраться туда можно только вертолетом в короткий полуторамесячный летний период. Населенных пунктов нет и никогда не было. Даже долганы и нганасаны — коренные жители полуострова — никогда не гоняли своих оленей в эти места. У них горы Бырранга всегда вызывали мистический ужас. Нганасаны верили, что там живут злые духи, а долганы прямо называли горный массив "страной мертвых". Во время захоронения они всегда располагали тела своих соплеменников головой по направлению к горам. «Там царство злых духов, камень и лёд, более ничего. Там гибель», — рассказывали долганы.
Их суеверный ужас по отношению к горам легко можно понять по топонимам Таймыра. Между берегом полуострова и северными склонами Бырранга встречаются сплошь русские названия — озеро Ленинградское, река Юбилейная, мыс Рыбный. А вот южные склоны изобилуют местными именами — Боотанкага, Малахай-Тари, Арылах.
Кстати, о названии. По одной из версий слово "Бырранга" состоит из двух частей — якутского корня "бырран", что означает "холм", и эвенкийского суффикса "нга", что является признаком множественного числа. По другой же версии Бырранга с нганасанского языка переводится как "горы с речными долинами".
Ледники и реки
Рек здесь действительно много. Большинство из них сезонные, образованные таянием ледников на северных отрогах Бырранга. А вот на юго-западной оконечности горной цепи водные потоки уже более основательные. Извилистыми змейками они пробивают себе путь сквозь горные цепи, неся воды к Северному Ледовитому океану. Там же находится крупнейшее озеро Таймыра, носящее одноименное название. Своими причудливо загнутыми заливами оно вплотную подходит к горам, давая начало реке Нижняя Таймырка. Ее узкое русло пройдя сквозь Бырранга, освобождается от каменных оков, и вздохнув полной грудью, расходится вширь по ту сторону горной цепи.
Юго-западная часть Бырранга изучена довольно хорошо. Горы впервые обнаружил еще в XVIII веке полярный исследователь Василий Прончищев во время Великой Северной экспедиции. Позже их нанес на карту Таймыра Харитон Лаптев. А название "Бырранга" горной системе дал другой русский путешественник — Александр Миддендорф в 1843 году.
Следующий этап изучения гор случился почти столетие спустя, когда получила свое развитие полярная авиация. А по-иному в северные районы Бырранга и не попасть. Это в южной их части можно сплавляться по рекам к предгорьям и изучать их за период короткого полярного лета. А вот на севере без вертолета никак. Поэтому самую высокую точку гор определили лишь в 1967 году.
Кладовая Земли
Десятилетия спустя стало ясно, что Бырранга скрывает в своей горной толще много ценных полезных ископаемых. В первую очередь это золото, представленное в северо-восточной части цепи россыпными месторождениями. Центральная часть богата полиметаллическими рудами, содержащими большое количество свинца, цинка, меди и серебра. А вот юго-западная часть Бырранга таит в своих недрах крупные запасы бурого и каменного угля. Кроме этого в горах обнаружили следы урана, но оценить его запасы пока не представляется возможным.
Дело в том, что все исследования гор можно проводить только в короткий период арктического лета. Хотя применительно к горам Бырранга стоит говорить не о лете, а о поздней весне и ранней осени. И в самом деле — весна в горах как-то неожиданно сменяется осенью, так как снег неохотно сходит в конце июня, а в сентябре арктический ветер его приносит вновь, сковывая льдом ненадолго оттаявшие вершины. Самый теплый месяц в горах — это август, средняя температура которого редко поднимается выше +5°С. Именно в эту пору горы Бырранга наиболее доступны для изучения и покорения их туристами.
Однако слово "покорение" — весьма условное. Забраться на горные кручи, хоть они и невысокие, довольно сложно неподготовленному человеку. Склоны большинства долин круты и покрыты осыпями курумников, образующих каменные "реки" и "моря". Так что туристические маршруты в Бырранга часто ограничиваются сплавом по реке Нижняя Таймырка с выходом на просторы болотистой тундры пор ту сторону горного хребта. Да и стоит это удовольствие весьма недешево (от 300 000 рублей), так как для заброски и вывоза с конечной точки маршрута используются вертолеты.
Кто в теремочке живет
Зимой горы Бырранга производят мрачное впечатление. Голые, почти отвесные черные каменистые стены кое-где покрытые шапками ледников кажутся настоящей стеной, а полярная рефракция приподнимает их — явление, обычное в Арктике. Иногда по очертаниям они напоминают трапецию, иногда ящик, стоящий особняком среди белого безмолвия. Писатель Леонид Платов в своей книге "Страна семи трав" так описал Бырранга:
Какие же они мрачные, эти горы, — чёрные, угловатые, безмолвные! Ощущение тревоги, зловещей неопределённой опасности исходит от них. И вместе с тем от гор не оторвать взгляда…
Зато в августе они расцветают. Природа словно стремится наверстать упущенное в студеную пору, и у подножия гор во всей красе предстают взору цветущие участки тундры, подсвеченными светлыми пятнами ягеля. Есть тут и деревья, а точнее кустарники — самые северные в мире. Это полярная ива и карликовая береза. В распадках там где протекают реки, их заросли достигают в высоту 2 метра. Особенно богат на растительные виды южный склон Бырранга. Летом он и оттаивает быстрее, да и защищен от безжалостного арктического ветра. Тут встречаются эндемики Таймыра и растет реликтовый северный папоротник.
А вот на северных склонах и высотах 500–700 метров господствует разряженная арктическая тундра, которая сменяется арктической же пустыней и ледниками. Про эти места с уверенностью можно сказать, что там никогда не ступала нога человека.
Ну и пара слов о животном мире. Южный склон Бырранга приютил у себя большую популяцию леммингов, зайца-беляка, песцов, полярного волка, северных оленей и овцебыков, завезенных в эти места в 70-х годах. А северный склон представлен только птицами. Из них стоит отдельно отметить пуночку (она же арктический воробей), которая единственная из всех пернатых гнездится в Бырранга в верхнем поясе — на высоте 400 метров.
Вот такие они, горы Бырранга — самая северная материковая твердь Земли, которая привлекает своей угрюмой красотой и открывается взору путешественника задолго до подхода к ней. Горы, умудренные веками и подпирающие океан надежным каменным форпостом. Если и существует в природе "край Земли", то он должен быть именно здесь.
А вообще Таймыр, приютивший у себя Бырранга, сам по себе полуостров множества рекордов, где полно природных и географических достопримечательностей с эпитетом "самый" 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: moiarussia.ru; dudinka.online-city.ru; trekking.ru; gfhome.ru)