Когда я впервые увидел СУ-57 на авиасалоне, первое, что пришло в голову — эта машина не летает, она дышит небом. И сердце этого зверя — двигатель АЛ-41Ф1, больше известный среди инженеров как «Изделие 117».
Сегодня мы заглянем под обшивку нашего истребителя пятого поколения и разберемся, почему этот мотор заставляет нервничать западных военных аналитиков, и чем он уступает своему наследнику — загадочному «Изделию 30».
Титановое сердце с цифровым мозгом
Представьте, что у вас в гараже стоит автомобиль, способный разогнаться до 300 км/ч за несколько секунд. Впечатляет? А теперь помножьте это на десять. Именно такую мощность выдаёт АЛ-41Ф1 — турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, способный развивать тягу в 12500 кг.
— Многие не понимают, что такое 12,5 тонны тяги, — рассказал мне на одной из выставок инженер ОКБ имени А. Люльки. — Это как если бы десять легковушек одновременно тянули самолёт вперёд. Только вместо десяти машин у нас компактный агрегат, который при этом сам умеет думать.
И действительно, «мозг» этого двигателя — полностью отечественная цифровая система управления типа FADEC, первая такого рода в нашей авиации. Эта система адаптивно управляет работой двигателя во всех режимах, делая его не просто мощным, но и умным.
На грани возможного: как АЛ-41Ф1 толкает СУ-57 к пределам физики
Что такое сверхманёвренность? Это когда истребитель выполняет фигуры высшего пилотажа, которые, казалось бы, противоречат законам физики. И АЛ-41Ф1 делает это возможным.
Недавно на полигоне я наблюдал, как СУ-57 выполнял «кобру Пугачёва» — манёвр, при котором нос самолёта задирается вверх на 90-120 градусов при сохранении направления полёта. Двигатель при этом работает на грани своих возможностей, обеспечивая машине стабильность в условиях, когда обычный истребитель давно бы свалился в штопор.
— Как в бане пар, так в небе нужна тяга, — с улыбкой заметил один из лётчиков-испытателей. — А с этим мотором её хватает с головой. Чувствуешь себя не пилотом, а наездником, который пытается усидеть на норовистом скакуне.
Тяговооружённость СУ-57 с АЛ-41Ф1 действительно впечатляет. Но есть одно «но» — и это серьёзный камень преткновения для первых серийных машин.
Горячее сердце: почему АЛ-41Ф1 «светится»
Для истребителя пятого поколения малозаметность — это не просто приятный бонус, а обязательное требование. И вот здесь АЛ-41Ф1 показывает свои слабые стороны. Двигатель, созданный ещё в прошлом десятилетии, слишком «ярко» проявляет себя в радиолокационном и инфракрасном спектрах.
Проще говоря, он «светится» в тепловизоры противника как новогодняя ёлка. Особенно явно это проявляется при работе на форсаже. А без форсажа, увы, АЛ-41Ф1 не может обеспечить крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости — ахиллесова пята первых серийных СУ-57.
— Это всё равно что прийти на маскарад в костюме ниндзя, но прицепить на спину неоновую вывеску «Я здесь», — образно объяснил мне один из специалистов по малозаметности. — Хотя, если сравнивать с двигателями предыдущих поколений, прогресс колоссальный.
И вот тут на сцену выходит загадочное «Изделие 30» — новый двигатель, о котором ходило множество слухов.
От «Изделия 117» к «Изделию 30»: революция вместо эволюции
Помните, в детстве нам всегда хотелось иметь игрушку круче, чем у соседского мальчишки? В мире военной авиации всё примерно так же, только ставки гораздо выше. И «Изделие 30» — это не просто улучшенная версия АЛ-41Ф1, а полностью новый двигатель с тягой до 17,5-19,5 тонн.
Совсем недавно, 14 ноября 2023 года, «Ростех» официально подтвердил, что СУ-57 с «Изделием 30» уже проходит испытания. И это меняет все правила игры.
Представьте автомобиль, который может ехать со скоростью 200 км/ч, при этом экономя топливо как при спокойной езде по трассе. Именно такой скачок эффективности обещает новый двигатель, позволяя СУ-57 развивать сверхзвуковую скорость без включения форсажа.
— Это как перейти с дедовского «Запорожца» на современный спорткар, — объяснил один из инженеров. — Только дедовский «Запорожец» в нашем случае — это уже мощнейший АЛ-41Ф1, а новый мотор просто выводит нас в другое измерение.
По словам представителей «Ростеха», часть из 76 самолётов СУ-57, заказанных Министерством обороны до 2027 года, уже получат новые двигатели. И это значит, что наш истребитель пятого поколения станет самым быстрым в своём классе.
Бой невидимок: как АЛ-41Ф1 сравнивается с аналогами
А теперь давайте немного отвлечёмся на сравнение. Многие любят проводить параллели между нашим СУ-57 и американским F-22 Raptor или китайским J-20. Но сравнивать нужно не только самолёты, но и их сердца — двигатели.
Двигатели F119-PW-100, установленные на F-22, обеспечивают примерно такую же тягу, как и АЛ-41Ф1. Но американцы достигли более высокой степени малозаметности в инфракрасном диапазоне. С другой стороны, наш двигатель обеспечивает лучшую манёвренность и имеет больший ресурс.
Но все эти сравнения станут неактуальными, когда на сцену полномасштабно выйдет «Изделие 30». Этот двигатель не просто догонит, а перегонит зарубежные аналоги по ключевым параметрам.
— В гонке технологий нельзя останавливаться, — сказал мне один из конструкторов. — Сегодня ты впереди, завтра — догоняешь. Но с новым двигателем мы обеспечиваем задел минимум на десятилетие вперёд.
Заглядывая в будущее: наследие АЛ-41Ф1
Какой бы совершенный ни был новый двигатель «Изделие 30», важно понимать: АЛ-41Ф1 — это не просто временное решение, а важный шаг в эволюции российского авиадвигателестроения. Многие технические решения, впервые применённые в нём, найдут своё место и в следующих поколениях моторов.
Система FADEC, новые жаропрочные сплавы, особая геометрия лопаток компрессора — всё это технологическое наследие, которое будет использоваться и в будущем. АЛ-41Ф1 — это своего рода подготовительный класс перед поступлением в академию сверхзвуковых технологий.
Да, он не идеален. Да, «Изделие 30» во многом превосходит его. Но без АЛ-41Ф1 не было бы и «Изделия 30». Как говорится, нельзя перепрыгнуть через ступеньку, не оступившись.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? АЛ-41Ф1 — мощный, технологичный двигатель, который, несмотря на некоторые ограничения, вывел российскую боевую авиацию на новый уровень. Он обеспечивает СУ-57 впечатляющие характеристики манёвренности и тяги, хотя и уступает своему наследнику — «Изделию 30» — в экономичности и малозаметности.
Но самое главное — и АЛ-41Ф1, и «Изделие 30» подтверждают, что наши инженеры могут создавать технологии мирового уровня, которые по многим параметрам превосходят зарубежные аналоги. А СУ-57 с новым двигателем, судя по всему, станет самым быстрым истребителем пятого поколения в мире. И это повод для гордости, не так ли?
Если статья была для вас полезной или интересной, подписывайтесь на канал и делитесь своими мыслями в комментариях. Расскажите, какие ещё темы из мира военной авиации вам интересны? Может быть, в следующий раз мы заглянем под капот «Арматы» или расшифруем тайны гиперзвуковых ракет? Решать вам!