Продолжение рассказа о драматическом полете корабля "Аполлон-13". Начало в части первой статьи:
Авария на борту корабля.
Мы оставили экипаж "Аполлона-13" (в первой части статьи) в момент непонятного "хлопка" и поступления сигнала тревоги на пульт. После этого на экранах всех мониторов Центра управления замигал тот же сигнал тревоги. В первые минуты ни на борту, ни в Хьюстоне ещё не осознавали масштаба аварии. На пультах вспыхивали новые "тревоги", навигационный компьютер самостоятельно "пошел на перезагрузку". Корабль вращался, а двигатели малой тяги не работали. Напряжение шины В восстановилось лишь на минуту, а затем упало до нуля. Хейз обнаружил, что нет подачи компонентов в питающую её батарею топливных элементов №3. Ещё через минуту стало падать напряжение на шине А: батарея №1 тоже разрядилась. Работала только батарея №2.
В Т+56 час 9 мин Ловелл доложил, что из двигательного отсека истекает газ, по-видимому кислород, и создает импульс, разворачивающий корабль по крену. В T+56 час 19 мин сменный руководитель полета Юджин Кранц распорядился начать отключение систем командного модуля, а Ловелл и Хейз, по указанию руководителей полета, перешли в лунный модуль и включили его бортовые системы.
Из статьи научного литсотрудника журнала "Америка" Джона Холуэя "Спасение в космосе" (журнал "Америка" №167 за сентябрь 1970 года):
Нил Армстронг сидел дома и слушал радио. Услыхав неожиданное
известие, он побежал к дому миссис Хейз, которая уже слышала тревожную
новость. Туда же поспешил и Алан Бин, четвертый лунопроходец, чтобы
переводить на человеческий язык насыщенные техническими терминами
переговоры Центра с кораблем. (В домах у всех астронавтов установлены
"квакалки", то есть репродукторы, соединенные с Центром наземного
управления, и семьи астронавтов могут слышать все переговоры Земли с
космосом.) Жена Хейза, ожидавшая вскоре появления на свет четвертого
ребенка, уложила детей в спальнях наверху и выглядела гораздо спокойнее
всех, кто примчался успокаивать ее. Она первым делом позвонила матери
Фреда и уверила ту, что все кончится благополучно.
Жена Ловелла в это время сидела, как прикованная, у своей "квакалки", сохраняя самообладание несмотря на сильное волнение. Недавно она, против желания мужа, посмотрела фильм "Затерянные в космосе" об
аварийном полете космического корабля. Она сообщила тревожную новость
своим двум дочерям и отослала их спать. Четырехлетний Джефф к этому
времени уже спал. Чарлз "Пит" Конрад примчался на красном мотоциклете со своей женой Су, чтобы провести с миссис Ловелл эти трудные часы.
Мать Джека Суайгерта в Денвере была ошеломлена известием. "Она,
можно сказать, выбыла из строя", - сообщил ее муж. Он уложил жену, а сам
остался слушать поступающие сообщения.
Командному модулю оставалось 15 минут жизни: после этого ресурсы
электроэнергии должны были исчерпаться. Хейз и Ловелл принялись
"накачивать" электроэнергию в самостоятельную электросистему лунного
модуля. Суайгерт оставался в командном модуле, уже лишившемся собственного освещения. Он, как мог, стабилизировал корабль двигателями малой тяги командного модуля и обеспечил отключение бортовых систем модуля, в частности химических батарей, ресурс которых необходимо было сохранить на период входа в атмосферу Земли.
В 23:00 по времени Хьюстона Кранц со своей выбившейся из сил "белой" сменой диспетчеров закончил дежурство, вскоре должна была прийти "черная" смена Глинна Ланни. Во время полёта "Аполлона-13" на дежурстве находились четыре группы. Они обозначали себя цветными терминами: "бордовая"
группа Милтона Уиндлера, "белая" группа Джина Кранца, "чёрная" группа Глинна Ланни и "золотая" группа Джерри Гриффина.
Кранц, будучи прямым начальником Ланни, мог остаться на дежурстве. Но он предпочел не вмешиваться. Он решил передать все дела целиком, чтобы свежим людям смогли придти в голову новые идеи.
В 23:05 на ночном экстренном совещании в ЦУПе Джин Кранц произнес: "Мы никогда не теряли американца в космосе и не собираемся терять сейчас. Этот экипаж вернется домой".
Перед сменой Ланни в первую очередь встал вопрос: как возвратить астронавтов домой? Ланни мог использовать последний топливный элемент, чтобы резко повернуть корабль и направить его к Земле. Но при этом пришлось бы израсходовать много драгоценной электроэнергии, столь необходимой для
будущего маневра: точного введения корабля в земную атмосферу. Вдобавок,
на этой стадии полета гораздо проще было предоставить "Аполлону"
долететь до Луны: там сила лунного притяжения должна была его повернуть
на траекторию возвращения.
После этого НАСА официально объявило, что высадка на Луну отменяется, и корабль будет возвращен на Землю после облета Луны. ЦУП между тем лихорадочно созывал всех своих сотрудников, а руководство НАСА создало специальный комитет, который собирался каждые 8 часов при пересменке персонала ЦУПа.
После перехода двух астронавтов в лунный модуль люки переходных туннелей-лазов были оставлены открытыми, с тем чтобы кислород, подаваемый системой жизнеобеспечения лунного модуля, проникал и в командный модуль, где находился третий астронавт.
Если бы подобная авария произошла на обратном пути от Луны к Земле, когда лунный модуль был уже отделен от основного блока, то астронавты неминуемо погибли. Проведенные расчеты показали, что ресурсов лунного модуля при экономном расходовании должно было хватить до сближения корабля с Землей, что в зависимости от выбранной траектории, могло произойти через 3 - 4 суток. Особенно остро обстояло дело с электроэнергией. На посадочной ступени лунного модуля находились четыре химических батареи емкостью по 400 А-час, а на взлетной ступени - две батареи емкостью по 296 А-час. Были выключены все системы, потребляющие электроэнергию, кроме самых необходимых. Требование экономить электроэнергию и воду заставило, в частности, выключать систему наведения лунного модуля после проведения каждой коррекции и снова выставлять гироплатформу по небесным ориентирам (Солнце, Луна, звезды, Земля) перед следующей коррекцией. При этом осколки, летающие вокруг корабля, и истекающие в космос потоки газа отражали солнечные лучи и очень затрудняли навигационные наблюдения звезд.
Аварийное возвращение астронавтов на Землю.
Чтобы обеспечить возвращение астронавтов на Землю, в первую очередь, необходимо было провести коррекцию и перевести корабль с гибридной траектории на траекторию, обеспечивающую возвращение на Землю (после облета Луны).
Из статьи научного литсотрудника журнала "Америка" Джона Холуэя "Спасение в космосе" (журнал "Америка" №167 за сентябрь 1970 года):
Однако, если бы Ловелл с друзьями подлетел к Луне, не меняя направления, Луна могла бы слишком долго задержать корабль в поле своего притяжения, а затем отбросить его не туда, куда нужно, на тысячи миль в сторону от Земли. Это означало бы верную гибель. Дабы избежать этой опасности, необходимо было по другую сторону Луны провести коррекцию траектории.
Суайгерт не соглашался с этим планом. Скорректировать траекторию
нужно раньше, до ухода за Луну, настаивал он. Тогда двигателю придется
меньше работать, и, следовательно, расход ограниченных ресурсов будет
тоже меньшим. Ланни начал совещание с диспетчерами. Все это были люди
его возраста или даже моложе - многие еще учились в средней школе, когда
был запущен первый спутник. Теперь на их плечи легла забота о самом
серьезном ЧП в космосе. В различных точках земного шара 10 000 человек -
участники самой крупной спасательной операции в истории - стояли
начеку, ожидая решения Хьюстона. После двухчасового совещания Ланни
радировал, что план Суайгерта одобрен.
Немедленно астронавты, остававшиеся на Земле, приступили к
практической проверке этого маневра, используя наземные тренажеры
лунного отсека - устройства, в точности моделирующие поведение лунного отсека в космосе. Такие тренажеры имеются в Хьюстоне, на мысе Кеннеди и на калифорнийском заводе, изготовившем "Водолей". Поскольку "Водолей" не был предназначен для выполнения такого маневра, проверка была совершенно необходима. Можно ли это сделать? Справится ли "Водолей"? Поспеют ли Ловелл, Суайгерт и Хейз освоить новый маневр заблаговременно?
Алан Шепард и Эд Митчелл, которым предстоит лететь на Луну в
"Аполлоне-14", засели в хьюстонский тренажер и принялись включать
двигатель, проверяя его работу с помощью компьютера. Дик Гордон из
экипажа "Аполлона-12" проделывал то же самое на мысе Кеннеди. В
Калифорнии подняли с постели двух инженеров и засадили их в тренажер.
Тройная проверка привела к одному выводу: "Водолей" не подведет.
Двигатель посадочной ступени лунного модуля был включен T+61час 29 мин 43 сек (14 апреля) и проработал около 30 сек. В результате этой коррекции корабль перешел на траекторию, обеспечивающую возвращение на Землю с посадкой в Индийском океане близ острова Мадагаскар. Но это было нежелательно, поскольку в Индийском океане не было поисково-спасательных средств США, кроме того, полет по этой траектории продолжался бы сравнительно долго, что при ограниченных ресурсах было опасно. Поэтому было принято решение провести ещё одну коррекцию, чтобы обеспечить посадку на 9 часов раньше и не в Индийском океане, а в Тихом, ближе к штатному месту посадки (был ещё вариант с посадкой в Атлантическом океане, но от него почти сразу отказались).
Первоначально планировалось провести эту коррекцию в момент прохождения корабля на минимальном расстоянии от Луны, но потом решили отсрочить её до возобновления связи с кораблем, после того, как он, облетев Луну, направится к Земле.
После коррекции Ловелл отправил Хейза отдыхать в командный модуль, а сам остался со Суайгертом в лунном модуле. Раз в час командир разворачивал корабль на 90 град., чтобы Солнце равномерно обогревало его.
Все коррекции решили проводить с помощью двигателя посадочной ступени лунного модуля. Этот двигатель был рассчитан только на одно длительное включение, и тот факт, что с его помощью удалось провести в общей сложности три коррекции, показал его высокую надежность. Если бы этот двигатель отказал, то в принципе оставалась возможность сбросить посадочную ступень и использовать двигатель взлетной ступени. Однако и он был рассчитан только на одно длительное включение, не говоря уже о том, что сброс посадочной ступени сразу лишил бы астронавтов большей части ресурсов лунного модуля. На самый крайний случай оставалась возможность воспользоваться маршевым двигателем служебного модуля, хотя это было и слишком опасно, потому что в результате взрыва кислородного бачка двигатель мог тоже пострадать.
14 апреля в Т+77 час 09 мин корабль зашел за Луну и через 9 минут прошел на минимальном расстоянии от её поверхности (около 250 км).
После того, как корабль вышел из-за Луны и восстановил связь с Землей в Т+79 час 27 мин 39 сек была произведена вторая коррекция после аварии. Двигатель посадочной ступени проработал 5 сек на 10% полной тяги, 21 сек на 40% полной тяги и 234 сек на полной тяге, обеспечив приращение скорости 265 м/сек. однако, после коррекции выяснилось, что корабль в результате маневра пройдет на расстоянии 165 км от Земли и выйдет на второй виток эллиптической геоцентрической орбиты с апогеем в несколько тысяч километров. Пока корабль, двигаясь по этой орбите, снова сблизится с Землей, астронавты неминуемо погибнут. Поэтому на 15 апреля была назначена дополнительная третья коррекция траектории.
Диспетчеры "черной" смены уже клевали носом у пультов. Вот-вот должна была прийти третья смена - "золотая". "Самая долгая ночь" (по утверждениям "черной" смены) подходила к концу.
Вертолетоносец "Иводзима", выделенный для спасения астронавтов корабля "Аполлон-13", отправился в новый расчетный район посадки. Ряд стран, в том числе Советский Союз, Великобритания и Франция выделили корабли для спасения астронавтов в случае посадки в районе, где не было спасательных средств США.
Но астронавтов поджидал ещё один неприятный сюрприз. 15 апреля парциальное давление углекислого газа в атмосфере корабля достигло опасного уровня 15 мм рт. ст. Это произошло потому, что патроны поглотителя (гидроокись лития) в системе жизнеобеспечения лунного модуля не были рассчитаны на столь длительную работу, тем более при наличие трех, а не двух астронавтов. Необходимо было подключить поглотители в командном модуле, не включая при этом вентиляторов в отсеке, чтобы не расходовать ресурса химических батарей. Дело осложнялось ещё и тем, что поглотители лунного модуля были круглой формы. а поглотители командного модуля - квадратной. После тщательной отработки на Земле астронавтам был предложен следующий способ. От вентиляторов в лунном модуле протягивается шланг ко входу поглотителя в командном модуле, а второй шланг протягивается от входа поглотителя в лунный модуль. Используются шланги, отсоединенные от скафандров. Крепятся они к поглотителю с помощью пластмассовых мешочков из под пищи и липкой ленты. На сборку фильтра и написание инструкции в ЦУПе затратили чуть более часа.
В Т+90 час 9 минут инструкцию по сборке фильтра зачитали экипажу. Час ушел на сбор материалов для фильтра (обложки документации, пластиковые мешки, клейкая лента) и ещё час - на изготовление двух фильтров. Один из них тотчас подключили к пульту вентиляции скафандров, и сразу уровень СО2 пошел вниз.
В этот день (15 апреля) астронавтов преследовали и другие неприятности. Температурный датчик одной из химических батарей лунного модуля послал аварийный сигнал о перегреве батареи. Срочно проведенное моделирование на Земле показало, что неисправен сам датчик, а батарея работает нормально. Значительно ухудшилась связь с кораблем: истекающий газ закручивал корабль и затруднял наведение остронаправленной антенны на Землю. По просьбе НАСА для связи даже был задействован радиотелескоп в Парксе (Австралия).
В T+105 час 18 мин 28 сек (15 апреля) астронавты провели запланированную коррекцию. В период работы двигателя корабль должен был быть очень точно стабилизирован, поэтому астронавты заняли точно те же места, что и при предыдущей коррекции. Двигатель посадочной ступени лунного модуля проработал 4,7 сек и снизил скорость корабля на 2,3 м/сек, затем с помощью двигателей системы ориентации лунного модуля была произведена "доводка" на 0,1 м/сек. Эта коррекция должна была обеспечить вход в атмосферу Земли под требуемым углом.
Для экономии электроэнергии нагреватели не включались, и температура в командном модуле упала до 11 град. Цельсия, а в лунном модуле - до 15,6 град. Цельсия. Падение температуры объяснялось, в частности, и тем, что корабль не удавалось ввести в штатный режим закрутки, что должно было обеспечить равномерный нагрев Солнцем всех участков корпуса.
После устранения "углекислотной" угрозы на астронавтов навалилась усталость – они почти не спали более полутора суток. Один из астронавтов должен был дежурить в лунном модуле, постоянно поворачивая каждый час корабль и переключая антенны. Остальные пытались отдохнуть.
Сон астронавтов был беспокойным. Вначале астронавты отдыхали в командном модуле, причем они вынуждены были из-за холода надеть второй комплект нательного белья, а Ловелл даже спал в ботинках для выхода на Луну. Однако скафандры астронавты не надевали. Позже в командном модуле стало настолько холодно, что все три астронавта находились все время (и в период отдыха) в лунном модуле.
Из статьи научного литсотрудника журнала "Америка" Джона Холуэя "Спасение в космосе" (журнал "Америка" №167 за сентябрь 1970 года):
Четверг, 16 апреля.
У астронавтов появился новый враг: леденящий холод. Экономя
электроэнергию, они выключили нагреватель, и теперь "Водолей" и
"Одиссей" превратились без малого в холодильники. Температура упала
почти до нуля. Астронавты надели куртки и теплое нижнее белье. Ловелл
натянул даже свои "луноходные сапоги". Со стенок стекала осаждавшаяся
влага, и Суайгерт промочил ноги да так, что потом два дня не мог их
отогреть. В лунном отсеке было тесно, и астронавты спали только
урывками. Тела их постепенно теряли воду - Ловелл за эти дни похудел на
шесть килограммов. Сказывалось физическое и нервное переутомление:
астронавты сердились на диспетчеров и порой путали полученные по радио инструкции. Дважды они включали не то, что следовало, так что в конце концов Слейтон посоветовал им принять возбуждающие пилюли, чтобы мобилизовать остаток сил перед спуском.
Следует сказать, что бодрствовали не только астронавты. Ночью все здание ЦУПа было освещено - не было ни одного темного окна. "Белая" смена Кранца и операторы, не занятые в этой смене, решали энергетическую проблему. Перед посадкой три аккумуляторные батареи командного модуля (из них одна наполовину разряженная) должны были проработать втрое дольше обычных 45 минут. Поэтому из систем командного модуля отбирали те, без которых вход в атмосферу и посадка были абсолютно невозможны, и составляли инструкцию по включению командного модуля. Отрабатывал эту инструкцию на тренажере Томас Маттингли - бывший член этого несчастливого экипажа.
Следующей ответственной операцией было отделение служебного модуля. Хотя этот модуль во время полета после аварии совершенно не использовался, его решили возможно дольше не отделять, на тот случай, если все-таки придется воспользоваться маршевым двигателем, а также чтобы не усложнять стабилизацию и терморегулирование корабля.
17 апреля в Т+136 час 11 мин Свайгерт перешел в командный модуль и начал тихонечко включать его системы по инструкции, подготовленной на Земле.
Предстояла ещё одна коррекция двигателями малой тяги лунного модуля, чтобы задать правильный угол входа в атмосферу: 6.5°. Уставшие астронавты стали допускать ошибки, но Земля четко контролировала их действия. Двигатель включили в T+137 час 39 мин 48 сек. Коррекция продолжительностью 21.5 сек прошла успешно.
Служебный модуль отделили 17 апреля в T+138 час 01 мин 48 сек за 5 часов до расчетного момента приводнения командного модуля. На Земле опасались, что при взрыве кислородного бачка могли быть повреждены пиротехнические устройства, обеспечивающие разрыв связей между командным и служебным модулями, однако эти устройства сработали нормально.
Увод командного и лунного модулей от отделившегося служебного был осуществлен с помощью двигателей ориентации лунного модуля. После увода корабля от служебного модуля астронавты сфотографировали служебный модуль, чтобы получить представление о характере и масштабах его повреждения. Оказалась вырванной целая панель корпуса (длина 3,9 м, ширина 1,68 м). Кислородные бачки видны не были. По докладу астронавтов, им показалось, что повреждено и сопло маршевого двигателя. А у остронаправленной антенны висело "хаотическое нагромождение поврежденного оборудования".
После отделения служебного модуля корабль свыше трех часов совершал полет в нерасчетной конфигурации (командный и лунный модули), в отношении которой были опасения, что она может оказаться неустойчивой, поскольку никаких испытаний подобной конфигурации никогда не проводилось. Однако затруднений со стабилизацией не возникло.
Перед отделением лунного модуля его батареи были использованы для подзарядки батареи командного модуля, ресурс которой частично уже был израсходован. Все три астронавта перешли в командный модуль, закрыли люк, Суайгерт подорвал пиропатроны и в T+141 час 30 мин остатки воздуха в переходном туннеле с большой силой отбросили лунный модуль от командного.
Слежение наземных средств за отделившимся лунным модулем продолжалось почти до момента входа командного модуля в атмосферу. Это было связано с тем, что в лунном модуле находилась капсула с радиоизотопом для энергетической установки SNAP-27, и надо было убедиться, что радиоизотоп попадет именно в океан (если не сгорит в атмосфере).
На период посадки корабля во избежание радиопомех ряд стран, в том числе СССР, Великобритания и Франция, объявили радиомолчание на тех частотах, которые используются для связи с командным модулем.
17 апреля в T+142 час 40 мин 46 сек "Одиссей" вошел в земную атмосферу. Ожидание казалось бесконечным, хотя "блэкаут" – зона отсутствия сигнала – длился всего 6 минут. В T+142 час 54 мин 41 сек – командный модуль "Одиссей" приводнился почти прямо над намеченной точкой - то был один из самых безукоризненных спусков в истории космонавтики, при этом командный модуль установился на плаву сразу в расчетном положении (днищем вниз). Приводнение корабля и операции по эвакуации астронавтов демонстрировались по телевидению, причем удалось показать спуск командного модуля на парашютах. Спасателей, открывших люк "Одиссея", обдало облаком морозного воздуха.
В Центре управления все, как один человек, с радостными возгласами
поднялись на ноги. Кранц и Ланни, стоя плечом к плечу, сияли от восторга
и, не щадя ладоней, аплодировали голубому экрану.
Медицинский осмотр астронавтов после полета показал, что Ловелл и Суайгерт здоровы, а у Хейза, по-видимому, из-за переохлаждения, наблюдаются урологические расстройства и повышенная температура. Все астронавты были очень утомлены. Они потеряли в весе 2,3 - 4,5 кг.
На следующие сутки астронавты были доставлены вертолетом в Паго-Паго (о-ва Самоа), а оттуда самолетом в Гонолулу (Гавайские острова). Президент Никсон встретился там с астронавтами и вручил им "Медаль свободы" - высшую гражданскую награду США. Такая же медаль была вручена президентом и в Хьюстоне наземным службам, обеспечивающим спасение корабля "Аполлон-13".
Заключение.
Полет корабля "Аполлон-13" оказался первым и единственным аварийным пилотируемым полетом в рамках программы "Аполлон". Ни одна из задач полета третьей лунной экспедиции выполнена не была, за исключением организации падения на Луну последней ступени ракеты-носителя "Сатурн-5".
Для расследования причин аварии корабля "Аполлон-13" была назначена комиссия во главе с Эдгаром Кортрайтом, директором Научно-исследовательского центра Ленгли. Комиссия, представившая свой доклад руководству НАСА 16 июня 1970 года вскрыла "необычайное сочетание ошибок в комбинации с непростительными конструктивными дефектами". Оказалось, что изначально для нагревателей в кислородных бачках служебного модуля было предусмотрено напряжение 28 В, которое в 1965 году было заменено на 65 В. Однако, при этом модификацию термостатов, рассчитанную на 65 В не предусмотрели. Это несоответствие не было замечено ни специалистами НАСА, ни специалистами фирм-изготовителей оборудования. Испытания также не смогли выявить этого несоответствия, так как не предусматривали замыкания и размыкания контактов под нагрузкой (при предстартовой подготовке предыдущих кораблей "Аполлон" контакты термостатов были замкнуты и без повреждений пропускали ток напряжением 65 В. В октябре 1968 года кислородный бачок №2 для двигательного отсека "Аполлона-13" уронили с небольшой высоты (около 5 см) и при этом, по-видимому, был поврежден продувочный штуцер. Этот факт не был доведен до сведения лиц, ответственных за предстартовую подготовку. Во время репетиции запуска 27 марта 1970 года из-за этого поврежденного продувочного штуцера не удалось вытеснить кислород из бачка №2. Тогда решили включить нагреватели, чтобы перевести кислород в газообразное состояние. К нагревателям был подведен ток напряжением 65 В, что привело (при размыкании контактов) к электрической дуге, которая вызвала сварку контактов, замкнув их. В итоге термостаты перестали выполнять свою роль, а температура в бачке продолжала повышаться, что привело к отслоению изоляции на проводах, ведущих к моторам вентиляторов. 13 апреля 1970 года, на третьи сутки полета при включении вентиляторов произошло короткое замыкание оголенных проводов, а от искры в кислородной атмосфере произошло возгорание тефлоновой изоляции.
Пламя по изоляции достигло головки бачка, где в него входил жгут проводов, и в результате было выжжено отверстие, куда устремился кислород, находящийся под высоким давлением. Газ сорвал панель отделения №4 и повредил кислородный бачок №1.
Комиссия представила рекомендации по устранению отмеченных недостатков, включающие модификацию систем, дополнительные испытания и ужесточение производственного контроля. Затраты на модификацию следующего корабля ("Аполлон-14") составили 15 млн. долл.
А теперь ставшая уже традиционной информация о дальнейшей судьбе некоторых героев данной статьи (и не только астронавтов).
Никто из чудом спасшегося экипажа корабля "Аполлон-13" больше в космос не летал.
Джеймс Ловелл оказался единственным из астронавтов, кто два раза летал к Луне, но не разу не высадился на её поверхность, однако это не помешало включить его в Зал славы астронавтов. В 1971 году он был назначен заместителем отдела науки и прикладных исследований в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне. В 1994 году, вместе с журналистом Джеффри Клугером, Ловелл выпустил книгу "Потерянная Луна: опасное путешествие Аполлона-13", которая легла в основу экранизации "Аполлона-13" 1995 года с Томом Хенксом в роли Ловелла.
25 марта 2025 года Джеймсу Ловеллу исполнилось 97 лет (так держать, ветераны).
Джон Суайгерт был среди астронавтов, готовившихся к полету "Союз-Аполлон", однако он был исключен из их числа из-за причастности к скандалу с филателистическими материалами "Аполлона-15". Понимая, что его карьера в космосе, скорее всего, подошла к концу, Суайгерт взял отпуск в НАСА в апреле 1973 года и отправился в Вашингтон, чтобы стать исполнительным директором Комитета по науке и астронавтике Палаты представителей США. В конце концов Суайгерт окончательно покинул НАСА и комитет в августе 1977 года, чтобы заняться политикой. В 1978 году он баллотировался в Сенат США, но в сентябре потерпел сокрушительное поражение на республиканских праймериз от конгрессмена Билла Армстронга (который был гораздо более известен), после чего ушел в бизнес. В феврале 1982 года Суайгерт покинул пост в компании International Gold and Minerals Limited, чтобы баллотироваться в Конгресс США по недавно созданному 6-му округу от Республиканской партии. Когда у него обнаружили злокачественную опухоль в правом носовом проходе, астронавт-политик рассказал об этом избирателям. Врачи сказали ему, что он закончит курс лучевой терапии 15 июня и полностью выздоровеет. Однако в августе у Суайгерта начались боли в спине, и ему поставили диагноз "рак костного мозга". 2 ноября 1982 года он получил на выборах 64% голосов избирателей, однако 27 декабря 1982 года скончался в возрасте 51 года, так и не успев занять этот пост.
Фред Хейз после полета "Аполлона-13" был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Аполлон-16" и командиром основного экипажа корабля "Аполлон-19", но этот полёт был отменён. 24 февраля 1976 года он был назначен командиром одного из двух экипажей, проводивших в 1977 году испытательные полёты на шаттле "Энтерпрайз" в атмосфере при сбрасывании с самолёта Боинг -747. Именно Фред Хейз вместе с пилотом
Чарльзом Фуллертоном выполнили первый свободный полёт на шаттле
"Энтерпрайз" 12 августа 1977 года. Выполнил он также третий и пятый свободный полёты.
17 марта 1978 года Хейз был назначен командиром экипажа третьего испытательного полёта шаттла во время которого первоначально
предполагалось доставить на станцию "Скайлэб" двигательную установку для подъёма орбиты станции. Но, не дождавшись полёта, в июне 1979 года, он ушёл из НАСА. После этого работал в корпорации "Грумман". Сейчас ветерану космоса 92 года.
Томас Маттингли, "так и не заболевший краснухой", но отстраненный от полета на "Аполлоне-13" по вине Чарльза Дьюка, по иронии судьбы в апреле 1972 года полетел вместе с ним и Джоном Янгом к Луне в качестве пилота командного модуля. Второй космический полёт он совершил летом 1982 года командиром миссии "Колумбия STS-4" (последний испытательный полет шаттла). Третий полет в космос - "Дискавери STS-51С" в январе 1985 года также в качестве командира экипажа. В 1989 году Маттингли ушёл в отставку из НАСА и ВМС США (в ранге контр-адмирала). Он умер 31 октября 2023 года в возрасте 87 лет.
Джин Кранц оставался руководителем полётов вплоть до миссии "Аполлон-17", а затем в 1974 году был назначен заместителем директора по управлению космических миссий НАСА, а в 1983 году стал директором этого направления деятельности НАСА. Он уволился из НАСА в 1994 году после успешного завершения миссии STS-61 к телескопу Хаббл в 1993 году. Сейчас Джину Кранцу 92 года.
Гленн Ланни, через год после полета корабля "Аполлон-13" был назначен техническим директором программы "Союз-Апполон". В качестве технического директора он совершил несколько поездок в Советский Союз, вырабатывая соглашение, которое регулировало бы выполнение миссии. Он также принимал участие в рабочих группах в Хьюстоне, занимавшихся техническими деталями проекта. Сообщалось, что он даже брал уроки русского, чтобы лучше подготовиться к своей роли. В 1973 году Ланни стал менеджером Управления программы космических кораблей "Аполлон", и эта должность возложила на него ответственность за космические корабли "Аполлон", используемые во время миссий "Скайлэб" и в проекте "Союз-Апполон". После завершения миссии "Союз-Аполлон" Ланни стал менеджером программы интеграции и разработки полезной нагрузки "Спейс шаттла", а в 1981 году стал менеджером программы "Спейс шаттл". В 1985 году Ланни решил покинуть НАСА, чувствуя, что программа "Спейс шаттл" утомила его физически и морально, и занял должность в корпорации "Рокуэл Интернейшнл", где и оставался до выхода на пенсию в 1999 году. Скончался 19 марта 2021 года в возрасте 84 лет.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.