Джон Уолтер Кристи родился 6 мая 1865 года в Риверэдже, Нью-Джерси.
160 лет назад родился человек, создавший... самые известные советские танки БТ, почти полностью лёгшие в основу конструкции танка Т-34, и волны этого влияния докатились до середины 60-х годов в танках Т-62.
И мне захотелось сделать обзор про его создания.
С 16 лет Дж. Уолтер работал в судостроительных компаниях, одновременно посещая занятия в "Купер Унион". "Политехнической школе" Нью-Йорка.
И закончив обучение стал инженером-консультантом, так сказать "на вольных хлебах". Наиболее известной его работой в этот период стало участие в создании двухярусных башен для американских броненосцев.
И заработав некоторое количество "вечнозелёных" денег, в 1900м году основал собственную компанию "Уолтер Кристи Машинери", производившую механизмы для корабельных башен. В 1901 году создаётся новая компания "Кристи Айрон Воркс", по изготовлению и обслуживанию судовых механизмов и двигателей внутреннего сгорания.
А уже в 1903 году Кристи строит свой первый автомобиль. И тут он развернулся во всю ширь своего таланта. Автомобиль имел 4х цилиндровый мотор расположенный поперёк рамы. Картер двигателя и КПП были отлиты из алюминия для сокращения массы. Машина имела привод на передние колёса, и осью передних колес служил коленвал двигателя. На обоих концах оси-коленвала стояло по сцеплению соединённому со своей 2х ступенчатой планетарной КПП. Эти механизмы сцепления играли роль дифференциалов.
В последующие несколько лет, Кристи спешил реализовать все свои фантастические идеи, создавая гоночные монстры. На фото 100 сильный монстро-мобиль 1907 года. Объём мотора должен быть около 17-20 литров.
И не оставлял без внимания и обычные автомобили для богатых клиентов.
50ти сильный лимузин 1905 года. Двигатель автомобиля имел диаметр цилиндра 5,375 дюйма (137 мм) и ход поршня 7,0 дюйма (178 мм). Мощность 50 л.с. при 1200 об/мин . объём мотора - 10,4 л. Автомобиль имел колесную базу 102 дюйма (2,59 м) и колею 56 дюймов (1,42 м).
Была попытка сделать такси-кэб. Но стоимость такси составляла от 2200 долларов. И попытка успеха не имела. В итоге Дж.Уолтер Кристи хоть и прославился гоночными машинами, большого успеха не снискал.
А в плане постройки обычных авто, успехов не было вообще.
Всего за короткое время Кристи построил более десятка уникальных автомобилей.
Всё изменилось в 1911 году. Когда началась история новой фирмы "The Front Drive Motor Co.", конструктора Дж. У. Кристи.
Конструктор изменил собственное видение устройства и области применения своего изобретения. Он отказался от постройки "ширпотреб.автомобилей". И сосредоточился на производстве специализированной автотехники.
Специализацией компании стали "моторные передки". Это силовой блок с мотором, трансмиссией, органами управления и управляемыми ведущими колесами. К такому передку можно было прицепить любое дополнительное оборудование - грузовую платформу, фургон или пожарный насос как на фото.
И на какое-то время творческий зуд перестал слишком уж беспокоить Уолтера. За несколько лет, 1912-17 годы, было изготовлено более 600 моторных передков, по цене около 4400 долларов.
Но вот началась Великая Война в Европе...
Поначалу Кристи просто предложил военным колесный артиллерийский тягач. Который представлял собой всё тот-же самый моторный передок с 60 сильным 4х цилиндровым мотором. Только теперь вместо гражданского оборудования, телега приклёпанная к "передку", несла военные грузы и сцепку для буксировки полевого орудия.
Машина вызвала интерес у военных, в первую очередь из-за огромной мощности мотора. 60ти сильных колесных тягачей тогда ещё почти не существовало. Самый мощный американский на тот момент мог похвастать только 30-35 л.с. Тем не менее хотя машина не была закуплена, она принимала участие в Мексиканской экспедиции Першинга, по охоте на Панчо Вилью.
Self-propelled wheeled mount for 3-inch anti-aircraft gun, M1917.
Первым полноценным плодом сотрудничества с военными, стала колесная самоходная зенитка. Мощная - и следовательно тяжёлая - 76мм зенитка была установлена на несколько изменённом шасси бывшего тягача. Платформу опустили ниже. Двигателю добавили второй радиатор. Так как один, не справлялся с охлаждением сверх.мощного мотора.
Перед стрельбой установка вывешивалась на 4 откидных станинах по кругу платформы орудия, и 4-х домкратах возле каждого колеса.
Масса: 14.4 т
Скорость: 15 миль в час, около 24-25 км\ч.
Двигатель: 4-цилиндровый, 10.9 литра. мощность 60 лс
Сектор обстрела: 360 градусов
Возвышение: от 0 до 90 градусов (инструкция запрещает больше 85 во избежание травм расчёта)
Начальная скорость снаряда: 2600 футов/с / 792 м/с
Масса снаряда: 15 фунтов / 6.8 кг
Досягаемость по высоте: 8000 ярдов / 8230 м
Всего Кристи продал Армии 5 таких установок, и получил гарантии в продлении заказа на дальнейшую серию. Предполагалась постройка ещё 100-150 таких установок для поставки на фронт. И в 1917 году Кристи прекратил производство успешных гражданских передков, дабы полностью сосредоточиться на выгодном военном производстве. И его место на рынке, тут-же заняла компания AMERICAN LaFRANCE.
Однако заказ был вскоре отменён. Установки посчитали слишком тяжёлыми. А орудия чрезмерно мощными. И все изготовленные самоходки передали в береговую охрану.
Видимо разочарование от этого первого кидалова и вызвали последующие трения Кристи с военными. Хотя он и продолжал сотрудничество с разными военными ведомствами.
На этом сегодня всё.
Ещё немного разного здесь:
Все изображения взяты из открытого интернет.
Спасибо за просмотры, лайки и подписки. Не забывайте комментировать и говорить что Вам интересно!