Найти в Дзене

ТАКТИКА ГУТЬЕРА

Немецкие Stoßtruppen (штурмовики), поднимающиеся из окопов в атаку, с сумками-мешками для гранат
Немецкие Stoßtruppen (штурмовики), поднимающиеся из окопов в атаку, с сумками-мешками для гранат

Смертоносное скорострельное оружие, поступившее на вооружение армий в конце XIX – начале XX вв. уже в ходе первых месяцев Первой мировой войны внесло радикальные перемены во все сферы военной жизни.

Так, господствовавшая столетием ранее линейная тактика ведения боя (т.е. стрелковая цепь - равномерное распределение войск по всей линии фронта через определённые интервалы и постепенное «продавливание» противника в штыковой атаке) вынуждена была безвозвратно уйти в прошлое. Подобные методы ведения боя базировались, прежде всего, на «магии числа», а уж этим Россия выгодно отличалась от всех стран Европы. Имея самое большое гражданское население, гигантская империя могла запросто диктовать свои условия и на поле боя. К этому добавлялись, естественно, моральный элемент и фактор местности, но в целом, «большие батальоны», как говорил Наполеон, в 99% случаев решали судьбу боя.

Штурм окопов производился за счет наплыва большой массы людей в ближнем бою, но с появлением пулемёта и внедрением артиллерии с гидравлической отдачей этот способ более эффективно не работал. Генеральные штабы многих европейских армий уже во 2-й половине XIX века искали пути преодоления этой проблемы.

Необходимым условием успешных боевых действий было, безусловно, наступление. Невозможно было выиграть кампанию, отсиживаясь в обороне. Действия пехоты, которые должны были вести к победе – огонь и продвижение только вперёд, не считаясь с собственными потерями и численностью противника. К слову, именно этот ложный взгляд в итоге привёл Францию к катастрофическим потерям в начале Первой мировой войны.

Внедрение в войска оружия массового поражения нивелировало самое большое преимущество России, а, вместе с ним потребовало изменить и саму тактику боя. Для того, чтобы продвигаться вперёд, успешно наступать, необходимо было 1) подавить огонь обороняющейся стороны и 2) применять соответствующие порядки, т.е. совместить наименьшую поражаемость атакующих частей с силой их удара.

Генерал пехоты Оскар фон Гутьер является одним из самых успешных немецких генералов Первой мировой войны. И воевал он на Восточном фронте, где, как считается, и был собран весь «цвет» германской армии. На других театрах военных действий немецкий генералитет выглядел не столь блестяще.

Генерал фон Гутьер
Генерал фон Гутьер

Анализируя собственный опыт и изучая тактику, использованную другими подразделениями по прорыву позиционного фронта, Гутьер разработал новую стратегию, которая смогла вывести германскую армию из тупика позиционной войны. Эта тактика оказалась настолько успешной, что германская армия использовала её в 1917 и 1918 годах, а французы дали ей название «тактика Гутьера», хотя сейчас чаще используется термин инфильтрация.

Гутьер с апреля 1915 года командовал корпусом на Восточном фронте, а в апреле 1917 года принял командование 8-й армией, наступавшей на рижском направлении. В сентябре 1917 года он в считанные часы обратил в бегство 12-ю русскую армию, чему в немалой степени способствовали разложение в рядах противника и применение тактики, впоследствии названной его именем.

Тактика Гутьера заключалась в использовании штурмовых групп, вооружённых пулемётами, огнемётами и миномётами, вступавших в бой после короткого ураганного артобстрела. Они пробивались в тыл противника и захватывали ключевые точки обороны, например, артиллерийские позиции. Артобстрел с применением химических снарядов позволял нейтрализовать оборону обороняющихся, которых затем добивала обычная пехота.

-3

После Рижской операции тактика Гутьера применялась в октябре 1917 года под Капорето и при наступлении при Камбре, в котором Гутьер командовал 18-й армией. Армия, под командованием Гутьера добилась успеха во время наступления в марте и на первых этапах наступления в июне 1918 года. Гутьер изложил суть своей тактики в книге «Атака в позиционной войне» (1918). В ней он поставил тем наступления в зависимость от скорости продвижения пехоты и подчёркивал важность прикрытия её подвижным огневым валом.

Правда, некоторые с этим категорически не согласны, считая, что Гутьеру все лавры приписала французская пресса. Впоследствии и вовсе оказалось, что генерал не имел к этой тактике никакого отношения, а родилась она задолго до Гутьера и вовсе не в Германии.

Так, ещё в 1915 году капитан французской армии Шарль-Виктор-Андре Лафарг (1892 – 1994), находясь в госпитале после ранения, опубликовал брошюру «Атака в окопной войне», основанную на его боевом опыте в том же году.

Лафарг утверждал, что его «тактика проникновения» должна состоять из нескольких волн, первая из которых должна обнаружить труднодоступные оборонительные сооружения противника и оценить их, а затем отступить без боя. В задачу же последующих волн должны входить непосредственно атака и уничтожение. Однако его теория не будет применена на практике ни самими французами, ни их союзниками.

Немецкий штурмовик
Немецкий штурмовик

Считается, что опубликованная брошюра попала в руки немцев и те, ознакомившись с советами врага, уже сделали соответствующие выводы. Тем не менее, к этому моменту у немцев уже были свои наработки, причём более изощрённые и продуманные. Так, в частности, Лафарг рекомендовал использовать волны пехоты для атаки, невзирая ни на какие людские потери.

У Германии в этом плане была своя история. Ещё в мае 1915 года Военное министерство приказало 8-й армии сформировать Штурмовой отряд под командованием майора Кальсова (SA Calsow). Это было первое экспериментальное штурмовое подразделение, концепция которых дорабатывалась ещё полгода.

8-го сентября 1915 года командиром отряда стал гауптман (капитан) Вилли Рор (1877 – 1930), сражавшийся в начале Первой мировой войны в составе 3-й роты Гвардейского стрелкового батальона на реке Эна, в Шампани и на горе Хартманнсвайлер.

Капитан Вилли Рор, командир 5-го штурмового батальона
Капитан Вилли Рор, командир 5-го штурмового батальона

Он много экспериментировал со снаряжением бойцов (щиты, бронежилеты) и пришёл к выводу, что успех зависит только от скорости передвижения. Облечённое снаряжение – вот главный секрет! Таким образом, фактически единственным средством защиты солдат-штурмовиков стал штальхельм (нем. Stahlhelm, стальной шлем). Позже он стал стандартом во всех немецких подразделениях к концу войны и использовался на протяжении всей Второй мировой войны.

Вооружённые гранатами мобильные небольшие отделения должны были быстро проникать в окопы противника и забрасывать его ручными гранатами. Эта тактика была впервые опробована в октябре 1915 года во время успешного штурма французской позиции в горах Вогезы.

Со временем одежда и вооружение штурмовых групп модернизировались: появилась более лёгкая обувь, кожаные нашивки на локти и колени, чтобы было лучше ползать, винтовки заменены карабинами и т.п.

В русской армии также обратили внимание на штурмовые группы.

Так в приказе по 31-му Сибирскому стрелковому полку № 713 от 14-го июля 1917 года, говорилось:

«… Настоящая война показала, до чего сильно противник заплетается проволокой и укрепляется. Укрепившись, таким образом, немцы, оставляя на участке фронта малое количество войск и пулемёты, остальные свои части перебрасывают на угрожающие участки и легко отражают наши атаки.
Дружный прорыв немецкой позиции может дать богатые результаты, но для этого прорыва требуются отлично подготовленные средства, которые действуют строго по заранее обдуманному плану. Если немцам нас отразить не удаётся и нами бывает достигнут успех, немцы стараются увлечь нас вглубь с целью подвести нашу штурмующую часть под окружение своими резервами. Дабы этому противостоять, надо подразделить участвующие в операции войска на две группы: прорывающую и маневрирующую.
Прорывающая группа – это и есть штурмовая группа, которая выполняет самую ответственную работу – делает дверь для остальных маневрирующих, давая им возможность уничтожить то, что осталось сзади прорвавшейся штурмовой роты и прийти в порядок для выполнения своих боевых задач, имея впереди как завесу, штурмовую роту. Придя в порядок, маневрирующие части могут отразить обход противника и тем самым не дать возможности отрезать противнику захватить наши части, находящиеся впереди это именно штурмовую роту.
При такой планомерности действий частями, где задачи их будут определённые, нам придётся каждому делать только своё дело и не бояться за фланги, как самые опасные места. Наши маневрирующие части, т.е. роты, которые, имея впереди обеспечение – штурмовую роту, легче отражать противника, который задумал нанести удар во фланг.
Штурмовым ротам предстоит большая задача в отношении обучения, сплочённости и взаимодействия, почему они должны научиться действовать в связи друг с другом, как отличному бомбометанию, так и применении пулемётов, таких, которые будут наступать вместе с штурмовыми ротами.
Командиру штурмовой роты разработать программу занятий согласно инструкции, приняв во внимание, что занятия предстоят усиленные, почему желательно в штурмовой роте иметь состав, который может перенести всю трудность подготовки и предстоящей задачи.
Программу занятий представить.
Командующий полком подполковник Дмитриев…»