Воевода Георгий явно был чем-то озабочен. Его обычно спокойное лицо, сейчас было напряженным. Встревоженный его видом Юрий нетерпеливо спросил, как только они остались одни:
-Чего стряслось? Здоров ли Мстислав?
-Мстислав-то здоров, но вот что братья твои промеж себя решают, мне не нравится!
-Чем не угодили они тебе, воевода? - спросил Юрий, зная, что Георгий понапрасну не стал бы беспокоить его.
-Говорят братья твои, Мстислав и Ярополк, сговорились не допустить до Киева меньших братьев и их потомков, тех кои не от княгини Гиты рождены!
-Покуда они сами живы, ни мне, ни Андрею Киева и так не видать! С чего такие разговоры?
-На будущее решили, коли не станет кого из них, в Переяславле своих сыновей сажать будут!
Переяславское княжество считалось в ту пору тем местом, где находился следующий в очереди на киевский стол. А по утвержденному порядку, наследовал Киевский стол старший в роду. За Мстиславом наследовал Ярополк, за ним Вячеслав, а уж потом шла очередь Юрия, потому озабоченность воеводы была Юрию не понятна.
-Братья живы и здоровы! Чего ты переполошился?
-Наперед смотри, Юрий! У Ярополка детей-то нет! Если чего с ним приключится, Вячеслав, по праву, Переяславль отдать дать должен будет, а по их уговору получается, что может там сесть старший сын Мстислава.
-Коли так, я за свое право поборюсь! Силой возьму то, что батюшкой завещано!
-Я про то и толкую! Готовиться надо загодя! Хватит ли теперь у тебя рати, чтобы Переяславль взять, да отбить подмогу, которая из Киева неизбежно придет?
Юрию до сего дня не приходило в голову, что однажды, ему возможно придется сразиться в одиночку против врага. Пока он участвовал в походах лишь в составе войска отца и прекрасно знал, что число ратников определяет ход сражения. У него самого войска было мало, лишь отбить набеги степняков, да удержать оборону при нападении до прихода подмоги.
-Готовься, князь, загодя!
-Где же я новых ратников найду?
-Оглянись вокруг! Землицы то вокруг Ростова и Суздаля сколько пустует! А рать людом полнится! Людей на свои земли приманивай - обрастешь силой!
В словах Георгия была правда. Что Ростов, что Суздаль, были населены людьми густо, вокруг них жались друг к дружке селения земледельцев. А дальше шли бескрайние леса, дикие поля, где на много верст не встречалось человеческого духа. Глаза Юрия загорелись, в нем вспыхнула какая-то доселе ему не знакомая жадность рачитого хозяина. Ведь не только людьми прирастет, а и урожаями, и пушниной, которую ему, как князю должны будут платить те, кто поселится на его землях.
-И вот еще что... - прервал его размышления Георгий, - Мстислав меня к себе звал, сказал, чтобы ты к свадьбе готовился. Мол негоже князю долго вдоветь!
-Ты сказал, что я уже женился?
-Сказал! Мстислав недоволен остался...
-Его беда! - отмахнулся Юрий, мысли которого полностью были поглощены тем, как привлечь людей к себе.
Ярина ждала Юрия с тревогой. Воевода Георгий никогда не поднимал напрасной суеты, и уж если так срочно захотел держать отчет перед князем о своей поездке, то дела были плохи. Прибежала Устинья, которой успели рассказать о возвращении и мужа, а он все не шел.
-Что стряслось, княгиня? - спросила Устинья у Ярины.
-Не знаю, сама извелась! Сядь, не стой! Вместе ждать станем! - Устинья снова была в тягости и живот уже заметно выпирал, как ни старалась она его спрятать под просторными юбками.
Ярина послала одну из прислужниц покараулить и сообщить им, когда мужчины выйдут. За год женщины успели сдружиться.
-Скоро ли? - спросила Ярина, кивая на живот Устиньи.
-Две луны еще носить! - сказала Устинья, - Повитуха говорит по всем признакам сын будет!
-Хорошо это! - сказала Ярина, опуская глаза, чтобы подруга не увидела в них тоску, щемившую ее сердце.
Но Устинье не нужны были слова, чтобы угадать боль, таившуюся в душе Ярины. Она немного помолчала, потом решилась и спросила:
-Повитуха тебя смотрела? Может травы какие попить надобно?
Ярина усмехнулась. Травы она и сама разумела, пила целебные отвары, из трав, которые сама отбирала и смешивала, под неодобрительные взгляды челядниц, в головах которых сразу всплывали сплетни о том, что княгиня нынешняя - ведьма.
-Ничего не помогает, Устинья! Как тут говорят - на все воля Божья!
-А может тебе на храм жертву дать, у митрополита молебен заказать?
О том, что Ярина продолжает придерживаться старой веры, кроме Юрия не знал никто. Не могла открыться Ярина даже Устинье. Да и слишком далеко зашла та ложь, в которой она невольно окружила себя. "Может и правда это нам наказание за неправедный наш брак?!" - подумала Ярина в очередной раз.
Отвечать на вопрос подруги ей не пришлось - прислужница сказала, что князь с воеводою разговор окончили и теперь Георгий ждет жену, чтобы с нею воротиться домой. Женщины поспешили на встречу мужьям. Любо дорого было смотреть на них. Обе пары излучали такую любовь и нежность, что все разговоры и вымыслы прощались княжеской чете, а воевода с женою и вовсе были любимы в Суздале так, как могут быть любимы люди с чистой совестью, готовые протянуть руку помощи любому нуждающемуся.
Раскланявшись с князем и княгиней, воевода с Устиньей ушли. Юрий взял Ярину за руку, притянул к себе.
-Плохие вести привез Георгий? - спросила Ярина, отстраняясь от мужа, и глядя ему в глаза.
-Страшного ничего нет! - поспешил он успокоить жену, - Правда брат мой, Мстислав, хотел жену мне подыскать!
При этих словах в глазах Юрия заиграли озорные огоньки. Ярина поняла, что беды нет, а муж просто дразнит ее.
-А еще что?
Юрий пересказал ей разговор с воеводой.
-Вот теперь думаю, чем людей завлечь к себе!
-Справедлив будь, да щедр! Что еще надо человеку для жизни!
-А твои не пойдут ли под мою руку? - спросил Юрий и Ярина поняла, что он толкует о селении, в котором она выросла, и в котором скрывалась от Юрия долгие десять лет.
-Не знаю... Там наши Боги, корни!
-И все же пошлю я к ним гонца, может кого приманим!
-Заодно и про Фросю справься! Очень я по ней тоскую! Вот бы ее с семьей поближе выписать!
-И в другие земли пошлю! Защиту сулить буду, земли щедрые.
-А в замен чего попросишь?
-Готовности при надобности постоять за эти земли!
-Справедливо!
Ярина заметила, как воодушевился Юрий, порадовалась за него. Она давно чувствовала в муже какую-то пустоту, которую ни она, ни дети не могли заполнить. Теперь он выглядим целым, словно встала на место недостающая деталь. Чувствовал это и сам Юрий. В порыве душевного подъема, он подхватил Ярину на руки, закружил.
За этой сценой следил из-за двери княжич Ростислав, кусал от досады губы. Он нес мог привыкнуть к присутствию в тереме этой женщины, не мог принять ее. Считал, что она отнимает у него, у его братьев и сестер любовь отца, его внимание. "Точно ведьма!" - зло шептал он, только сделать ничего не мог, - "Ну ничего! Придет мое время и ты за все заплатишь!" Он развернулся и пошел прочь, хоть явился к отцу, так же как и Ярина, желая узнать новости. Но ведьма, в очередной раз, опередила его! Он сплюнул, перекрестился, заперся в своей ложнице, давая себе время остыть.
План Юрия, мало по малу, приносил свои результаты. Понемногу приходили люди, оседали на плодородных землях. Росли, как грибы после дождя, селения. Юрий велел провести учет всех, кто теперь находился под его рукой, и со сладостным замиранием сердца, каждый новый месяц, отмечал прирост в своих владениях.
Вернулся гонец и из селения Ярины. Как она и думала, те велели кланяться князю, за милость благодарили, но покидать насиженное место не захотели. Ярина получила весть от Фроси. Та говорила, что если найдется времечко, прибудет она с мужем повидать душевную свою подругу, можно сказать сестру, но покидать родные места Дарен, муж ее, не согласен и за то прощения у княгини ростовской и суздальской просит! На другое Ярина и не рассчитывала.
В тот день она гуляла в саду, вместе с младшими детьми Юрия. Дети резвились в зеленой траве, стараясь поймать порхавших над редкими еще цветами, бабочек. Борис и Глеб, в стороне от остальных, сражались на деревянных мечах, снисходительно поглядывая на "малышню" и баб, чувствовали себя совсем взрослыми. Скоро уже должны были получить по дядьке-воспитателю и уйти наконец от этой женской заботы, в которой, как считали они сами, уже не нуждались.
Самая младшенькая дочь княгини Анны, Мария, топталась у ног Ярины, что-то подбирая в траве, как вдруг громко заверещала, разразилась плачем. Ярина первая подскочила к девочке, подхватила на руки, оглядывала, стараясь найти причину плача ребенка.
Прямо у нее на глазах, на пухлой щечке Марии, вздувалась красная опухоль. Мария тянула ручку к щеке, норовя почесать зудевшее место.
-Оса или шмель укусили! - поняла Ярина.
Она знала, что укусы эти были болезненными, но для большинства людей не опасными. Иные же от укуса раздувались и могли даже умереть. Ярина испугалась, что малышка Мария из их числа, растерялась было, но быстро взяла себя в руки.
-Вина кислого живо несите, да тряпицу чистую! - велела она, стараясь одновременно рассмотреть, не осталось ли в щеке жало, однако девочка вертелась, не давалась.
Старшие братья и сестры Марии бросили свои игры, сбились в кучку, глядели, как бьется в руках мачехи их меньшая сестра.
От терема бежали бабы с кувшином вина и тряпками, а за ними Ростислав и Андрей. Ярина приказала смочить вином тряпицу, приложила ее к щеке девочки, прижав крепко, чтобы она не смогла оттолкнуть.
-Отойди от нее! - вдруг крикнул Ростислав.
Он подбежал к мачехе, стараясь вырвать Марию из ее рук.
-Стой, Ростислав! Ее шмель укусил, скоро станет легче! - Ярина старалась говорить спокойно.
-Это ты нас извести хочешь! С Марии начала!
-Мне вас изводить не зачем! А Марии я лишь помочь пытаюсь...
-Лгунья! Подлая ведьма! Отца у нас украла! Может это ты на мать порчу навела...
Ростислав потерял над собой контроль и выплескивал на мачеху все, что накопилось в его душе. Андрей дергал брата за кафтан, мол замолчи, но он не слышал. Младшие дети испуганно таращились то на брата, то на мачеху, которую Ростислав обвинял сейчас в страшных вещах. Ярина больше не перебивала его, видела, что Ростислав сорвался и потерял контроль.
Даже Мария перестала кричать, то ли от испуга на странное поведение брата, то ли способ Ярины подействовал и жгучая боль отступила. Ярина осторожно отняла тряпицу от ее щеки, обрадовалась. Опухоль спадала, хоть краснота еще и сохранялась. Это значило, что удушье малышке не грозит.
Ростислав, высказав все, что думал, замолчал, глядя за действиями Ярины. "Теперь отцу нажалуется!" - подумал он. Ему даже стало обидно, что Мария благополучно отделалась от боли и уже почти замыла о ней, с интересом оглядывалась по сторонам, выискивая себе новое занятие.
-Пошли отсюда! - шепнул ему на ухо Андрей и потянул в сторону терема. Ростислав подчинился.
-Что на тебя нашло? - спросил Андрей, как только они скрылись с глаз мачехи.
-Сам не знаю! За Марию испугался!
-Отец и так серчает из-за мачехи, а ты еще словами бросаешься!
-Надоело молчать! Надо будет и ему все выскажу!
Однако, когда князь Юрий позвал к себе старшего сына для разговора, его обуял неподдельный страх. Говорить так с женщиной, тем паче с женою отца, было недопустимо и сам Ростислав прекрасно о том знал.
-Рассказали мне нынче, как ты за сестру испугался! - начал князь, совершенно без злобно и Ростислав осторожно поднял на отца глаза. Он то ждал взбучки.- Вижу совсем ты стал взрослый, а потому надо тебе самостоятельности учиться, да о собственной семье подумать!
Ростислав зарделся, словно отец угадал его тайные видения, посещавшие все чаще под утро и заставляя тело наливаться жаром, избавиться от которого было очень трудно. Видя перед собой крепкую, хохотливую челядницу, Ростиславу хотелось прижать ее в темном уголке, посмотреть что же прячет она там, под одеждами, но он останавливал себя.
-Нет ли у тебя на примете дщери боярской какой, на которой жениться желаешь? - спросил Юрий, решивший что женить силой своих сыновей не станет.
Ростислав покачал головой отрицательно.
-Ну ладно, это мы решим еще! А пока хочу тебя сын в Ростов отправить! Поживешь там, привыкнешь решения сам принимать! Глазами и ушами моими там будешь!
Ростислав чуть не запрыгал от радости. Отец доверял ему свой второй по величине город, признавал его за взрослого, готового к самостоятельности. Он даже про ненавистную мачеху забыл, не догадываясь, что только благодаря ей наказание обернулось для него наградой. Когда отец отпустил его, вприпрыжку помчался к брату Андрею, похвалиться, и долго не спал той ночью, представляя себе свою новую жизнь.
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву!
Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)