Найти в Дзене

Почему крестьяне не любили священников в Российской империи

Оглавление

Современные православные публицисты продвигают миф, будто в Российской империи существовала гармония между светской и духовной властью, и именно к этому должна стремиться наша страна. Однако исторические документы и события прошлого говорят об обратном.

Советская карикатура об отношении духовенства к крестьянам.
Советская карикатура об отношении духовенства к крестьянам.

Состояние духовенства

Духовенство в 19 веке и накануне революции 1917 года находилось в системном кризисе. В период 1867-1891 гг. количество желающих учиться в семинария и прочих духовных заведения сократилось с 53 тысяч до 50 тысяч человек. В 1863 году семинаристам разрешили учиться в университетах, что привело к тому, что через десять лет 46% университетских студентов были бывшими семинаристами. Дети из священнических семей теряли интерес к пастырству и выбирали светские профессии, становясь инженерами, адвокатами и учеными.

Также падал уровень образованности священнослужителей. В Пермской епархии процент священников с полным богословским образованием снизился с 80% (1900-е) до 30% (к 1917 году). Сельские священнослужители нищенствовали, в отличие от столичных и иерархов. Императрица Александра Федоровна отмечала малообразованность священников, которых знала лично.

Священник (в шляпе), Пермская губерния, 1910-е.
Священник (в шляпе), Пермская губерния, 1910-е.

Отношение крестьян к священникам

Крестьяне составляли свыше 80% населения в Российской империи. Это было низшее сословие, и представители более высших сословий относились к крестьянам соответствующим образом.

Во время Революции 1905-1907 гг. со стороны крестьян наблюдались случаи притеснения духовенства. Чуть более чем за год с начала революции они убили 31 священника, разорили 12 церквей и 2 монастыря.

Представители духовенства в 1907 году писали:

"Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живется. Там священнику не хотят совершенно платить за требы, тут оскорбляют его всячески. Тут приходится закрывать церковь и причт переводить в другой приход, потому что крестьяне решительно отказались содержать свой причт; есть еще прискорбные факты - это случаи убийств, сожжения священников, случаи различных грубых издевательств над ними".
Из журнала "Христианин", 1907 год, выпуск 1.
-3

Среди крестьян распространялось представление, что духовенство является эксплуататорским классом, который специально удерживает трудящихся в невежестве, угнетении и нищете.

Крестьян смущал вопрос о церковно-монастырских землевладении. В период первой революции крестьяне выступали против церкви как крупного землевладельца, который требует высокие поборы при совершении треб и таинств. Были случаи, когда священники отказывались венчать молодоженов за недоплату услуги. За исповедь требовали по 12 копеек с человека.

Также крестьянам не нравилось, что духовенство поддерживало помещиков в их правах на землю.

Однако именно поборы духовенства служили главной причиной недовольства крестьян:

"Священники только и живут поборами, берут… яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, и деньгами: умер - деньги, родился - деньги, исповедовался - деньги, женился - деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли".
Революция 1905–1907 гг. в России. Документы и материалы. 1957 год.
Василий Перов, "Монастырская трапеза".
Василий Перов, "Монастырская трапеза".

Священники В. Рюминский и М. Левитов в брошюрах времен первой революции писали, что разговоры о "народе-богоносце" не имеют ничего общего с реальностью:

"Ценность набожности крестьянства оказалась сомнительной, а его добрые сыновния отношения к священнослужителям скорее иллюзией, чем фактом. Эти отношения, не приближавшиеся никогда к идеальным, в последние годы обострились до крайней степени".
Появление духового лица в вагоне, наполненном простонародьем, для нашего брата истинное несчастие… В крестьянском сознании духовный сан и деньги настолько срослись, ассоциировались, что сделались почти синонимами.

Рюминский отмечал, что крестьяне, словно на базаре, торгуются со священниками при совершении церковных услуг.

Архиепископ Тихон (будущий патриарх) и император Николай, 1913 год.
Архиепископ Тихон (будущий патриарх) и император Николай, 1913 год.

Фольклорист Александр Афанасьев в собранных "Заветных сказках" отмечал, что самые непристойные сказки связаны со священниками, их женами и дочерьми. Сам Александр Пушкин в "Сказке о попе и его работнике Балде" подшучиваем не только над священником, но и над его семьей:

Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей...

Рюминский видел причину нелюбви крестьян к духовенству в том, что священники постоянно потакали преступлениям властей. Рюминский призывал разорвать "нечестивый союз" власти и церкви.

Императрица Александра Федоровна отмечала, что духовенство не понимает ни церковно-государственных отношений, ни настоящей веры народа и его потребностей.

Подписывайтесь на Премиум, чтобы читать больше статей и знакомиться с непривычными темами из мира религий.