Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как в Российской Империи наказывали по религиозным статьям

Оглавление

В Российской Империи уголовный кодекс был строг в отношении инакомыслящих. В том числе это касалось тех, кто не желал принимать участие в церковных таинствах, или вообще не верил в Бога. Особый интерес вызывают наказания, которым подвергались люди, не желающие связывать свою жизнь с Русской Церковью.

Первый уголовный кодекс в России появился в 1845 году и имел название "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". Тогда императором был Николай 1, и к тому времени лозунгом официальной идеологии была триада Сергея Уварова - "Самодержавие, Православие, Народность". На этих трех китах пытался построить новую идейную линию консервативный император, поэтому дух идеологии проник в уголовный закон.

"Уложение" 1845 года включает 2224 статьи, они сгруппированы на 12 разделов. Вопросу веры и религиозно-церковной деятельности полностью посвящен "Раздел 2", его название: "О преступлениях против веры, и о нарушении ограждающих оную постановлении". Раздел содержит 77 статей, поделенных на 5 глав.

Слева титульный лист "Уложения", изданный в 1869 году. Справа оглавление с перечнем названий глав Раздела 2.
Слева титульный лист "Уложения", изданный в 1869 году. Справа оглавление с перечнем названий глав Раздела 2.

Наказания за богохульство

Само собой, что в православных храмах, согласно "Уложению", было запрещено богохульствовать, об этом сказано в самой первой статье - 176. За данное деяние человека могли отправить на каторгу в рудники на 12-15 лет, и плюсом могли лишить всех прав на личную собственность. Также запрещено богохульствовать в публичных местах, за это человека отправляли на 6-8 лет, только уже не в рудники, а на каторгу на завод.

В следующей 177 статье сказано, что если человек богохульствует хотя бы при нескольких людях, то его могли лишить всех прав на собственность и сослать в Сибирь.

Богохульством считали не только критику Бога, Христа, Богоматери и святых, но также критику церкви, священных текстов, таинств, христианской веры.

Выпускать литературу с богохульственными текстами тоже было запрещено, за это у человека отнимали имущество, а затем его отправляли в Сибирь. Но если докажут, что этот человека выпустил богохульственную литературу без злого намерения, то его отправляли тюрьму на несколько месяцев.

Наказания за отступление от веры и церкви

Вторая глава посвящена наказаниям за отступления от веры и церкви. К примеру, 184 статья запрещает нехристианам уводить христиан от христианской веры и церкви, наказание за это - лишение прав на собственность и ссылка на каторгу в крепостях от 8 до 10 лет.

Под христианством понимается не только православие, но также протестантизм и католицизм. Закон дает преимущество именно христианству, православию в большей степени. Если человек нехристианского вероисповедания переходит в христианство, то это хорошо, если наоборот, то его наказывают. Если человек перешел из православия в иную христианскую конфессию, то его наказывают, если наоборот, то все хорошо.

Если родители, которые по закону обязаны воспитывать детей в православной вере, начнут им прививать протестантские или иные формы вероисповедания, то их могли наказать тюремным заключением до 1 года.

Наказаниям подвергались все, кто хоть как-то содействовал неправославному влиянию на православных верующих.

Особенно недолюбливала имперская власть так называемые "ереси": духоборов, иудействующих, молокан. С ними шли и раскольники. Для них выделена целая глава, которая так и называется: "О ересях и расколах". Последователей лишали прав на собственность, могли сослать в Сибирь или в Закавказье, или посадить в тюрьму до 1 года.

Православных тоже наказывали, если они вели себя недостаточно "благочестиво". Если православный начинал придерживаться иноверческих ритуалов, то его отправляли к священнику для исправления. Если православный не принимал участие в церковных таинствах, то священник мог наказать его по своему усмотрению.

В третьей, четвертой и пятой главе приведены наказания за оскорбление святынь, нарушение церковного благочиния, святотатство и лжеприсягу. Святотатство в основном связано с похищением церковного имущества или разграблением могил, поэтому не связана напрямую с религиозными правами и свободами людей. То же самое касается лжеприсяги.

-3

Другое дело с оскорблениями святынь и нарушением церковного благочиния. Этот раздел напоминает современный закон об оскорблении чувств верующих, который запрещает мешать верующим проводить религиозные обряды, и запрещает оскорблять святыни.

Таким образом, закон Российской Империи, касающийся религиозной жизни страны, был репрессивным и нетерпимым по отношению к нехристианским религиям, и в меньшей степени - к неправославным направлениям христианства. Само православие декларировалось не просто государственной религией, но и обязательной для всех, кто был официально причислен к Русской Церкви. "Уложение" просуществовало 1903 года, когда вышло новое "Уложение", где большинство вышеперечисленных норм были отменены.

-4