Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Выставка в усадьбе «Останкино»: Как возрождают архитектурную жемчужину Москвы

На территории усадьбы «Останкино» проходит выставка, которая рассказывает о процессе комплексной научной реставрации знаменитого Останкинского дворца, долгие годы скрытого от нас под строительными лесами. Выставка организована Центром реставрации и хранения усадьбы «Останкино» и её, безусловно, стоит посетить всем, кому небезразлична судьба знаменитой усадьбы Шереметевых, одного из старейших и достойнейших родов России. Деревянный дворец, в котором из дерева сделано всё, кроме каминов и печей, был построен в 1790-х и пережил московский пожар 1812 года и все последующие события нашей бурной истории. В нём сохранились подлинные парадные интерьеры с аутентичной отделкой и единственный в России деревянный театр 18 века. Николай Петрович Шереметев построил дворец-театр как летнюю увеселительную резиденцию. Это было его признание в любви Прасковье Жемчуговой, любимой жене и талантливой актрисе. Театр был оснащён по последнему слову техники. До наших дней сохранилось большинство механизмов
Оглавление

На территории усадьбы «Останкино» проходит выставка, которая рассказывает о процессе комплексной научной реставрации знаменитого Останкинского дворца, долгие годы скрытого от нас под строительными лесами.

Выставка организована Центром реставрации и хранения усадьбы «Останкино» и её, безусловно, стоит посетить всем, кому небезразлична судьба знаменитой усадьбы Шереметевых, одного из старейших и достойнейших родов России.

Останкинский дворец признание в любви

Деревянный дворец, в котором из дерева сделано всё, кроме каминов и печей, был построен в 1790-х и пережил московский пожар 1812 года и все последующие события нашей бурной истории. В нём сохранились подлинные парадные интерьеры с аутентичной отделкой и единственный в России деревянный театр 18 века.

Николай Петрович Шереметев построил дворец-театр как летнюю увеселительную резиденцию. Это было его признание в любви Прасковье Жемчуговой, любимой жене и талантливой актрисе.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы,героини оперы Андре Гретри "Самнитские браки". Усадьба Кусково.
Прасковья Жемчугова в роли Элианы,героини оперы Андре Гретри "Самнитские браки". Усадьба Кусково.

Театр был оснащён по последнему слову техники. До наших дней сохранилось большинство механизмов, при помощи которых осуществлялся спуск задников с написанными на холсте декорациями, акустические машины, создававшие звуковые эффекты грома, дождя, ветра.

А каких гостей здесь принимали! 30 апреля 1797 прибыл Павел I (они с Николаем Петровичем были друзьями детства, но, не смотря на дружбу, Павел не позволил Шереметеву жениться на Прасковье, чтобы не создавать прецедент).

В 1798 Шереметев дал Прасковье вольную, 6 ноября 1801 они тайно обвенчались. Но семейное счастье Шереметевых длилось всего два года.

В театре состоялось всего четыре представления. В 1803 Прасковья скончалась. Граф был безутешен. Он распустил труппу, праздники здесь больше не устраивали. Шереметев пережил любимую жену всего на шесть лет. После его кончины дворец опустел, наследники хранили его, как драгоценную семейную реликвию.

«Deus conservat omnia» Бог сохраняет всё

В качестве названия выставки выбран девиз Шереметевых, изображённый на их родовом гербе:

Реставраторы уверены: он является своеобразной охранной грамотой, долгие годы оберегающей шереметьевские усадьбы и коллекции.

Выставка состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящён определённому виду реставрационных работ.

Первый раздел представляет нам архитектурные и инженерные особенности здания, при строительстве которого всё было продумано до мелочей.

Внешне дворец производит впечатление каменного. На самом деле он сложен из брёвен, обшитых досками и дранкой, оштукатурен и затем покрашен. Внутри стены вентилируются. Воздушная прослойка создаёт эффект термоса. «Слоёный пирог» дышащего фасада на выставке показан в разрезе:

-5

Поэтому так хорошо сохранились обои, штукатурка, золочёная резьба – материалы очень хрупкие и недолговечные. Да и само дерево недолговечно: оно горит, подвержено гниению и биологическим поражениям. Сырости грунтовых вод и капризам погоды деревянный дворец противостоит уже более двух веков.

Первоначально он был возведён без фундамента, это было летнее, временное сооружение. После Отечественной войны 1812 года под него подвели фундамент из деревянных свай. Фрагмент опорного бруса фундамента можно увидеть в одной из витрин:

-6

В начале 19 века вместо дерева для фундамента применяли камень. При нынешней реставрации специалисты подводят в фундамент дополнительные каменные блоки.

На выставке мы знакомимся с технологиями строительства 18 века и строительными материалами того времени. Вот, например, колона из искусственного мрамора:

Искусственный мрамор позволял украсить помещения большим количеством колонн, какой же дворец без них! Это было совершенно невозможно сделать, используя натуральный мрамор, деревянные перекрытия дворца этого бы не выдержали. К тому же искусственный материал давал возможность имитации различных тонов и текстур мрамора.

Выставка демонстрирует работу реставраторов по принципу «было – стало». Например, одна створка окна подточенная и подгнившая, показывает, каким было окно до реставрации. Вторая створка уже отреставрирована:

Преимущественно реставраторы работают по историческим технологиям. Краски, воски составляются по рецептам тех времен, когда строился дворец. Есть даже такие экзотические материалы, как клей из рыбьего пузыря, именно он лучше всего скрепляет паркет.

Паркет требовал тщательной реставрации. Паркеты создавались для каждого помещения разные. Сначала – из простых пород деревьев: берёзы, сосны, дуба. Позже добавились более экзотические и дорогие породы: самшит, палисандр.

Иногда реставраторы используют даже более дорогие материалы, чем расточительный Шереметев. Но это вовсе не прихоть, а вынужденная необходимость. Например, двери с искусной деревянной резьбой в Египетском павильоне (створка справа):

-10

Изначально резные деревянные элементы были покрыты серебром. Но оно быстро окислилось и почернело, и уже при Николае Петровиче было закрашено белой краской. Реставраторы бережно сняли остатки краски и покрыли резные элементы белым золотом, которое не почернеет. Шереметев был бы доволен.

Продвигаясь по выставке, мы как будто проходим по дворцу и рассматриваем его внутреннее убранство, в котором практически в неизменном виде сохранились лепнина, искусственный мрамор, паркеты, предметы столярного мастерства. Сохранились и такие казалось бы недолговечные материалы, как бумажные обои:

Это невероятно, но эти французские обои выбирал Николай Петрович Шереметев, они сохранились, краски за двести с лишним лет не потускнели.

В следующем зале – ткани, которыми был отделан будуар: английские вощеные ситцы, очень долговечные. Они прекрасно сохранились, и реставраторы их не заменяют, только устраняют мелкие дефекты:

Роль реставратора в сохранении культурного наследия – эта тема является сквозной и проходит через всю выставку. В каждом разделе, посвященном определенному виду реставрационных работ, представлены инструменты реставратора, а также небольшое видео, демонстрирующее процесс работы.

Выставка очень интересная. Она наглядно показывает нам процесс и результат комплексной научной реставрации всем, кто с нетерпением ждёт открытия Останкинского дворца.

Но самое важное – она показывает во всём блеске, какой профессиональный подвиг совершают реставраторы, чтобы возродить эту жемчужину для будущих поколений.

Реставрацию планируют закончить в 2028. А уже в сентябре 2025, на День города, обещают открыть Египетский павильон.

В комплекс усадьбы Останкино входит помимо дворца ещё и парк:

А также чудесный храм Живоначальной Троицы, построенный в 17 веке и украшенный узорочьем и разноцветными изразцами:

Видео о том, как проходит реставрация дворца:

Адрес выставки: 1-я Останкинская ул., стр. 5, Центр реставрации и хранения усадьбы «Останкино».

Подборка о Шереметевых:

Славный род Шереметевых | Москва, любовь моя | Дзен