Найти в Дзене
Справочник Таксиста

Вези меня, извозчик!

Алексей, успешный таксист из Санкт-Петербурга заглянул в историю и приглашает вас посмотреть на фото, прочитать историю зарождения такси в России и узнайте себя в Ваньках, Голубчиках, ломовых или Лихачах! Всем привет! Несколькими постами ранее я предложил автору в Справочнике Таксиста Галине, которая создала замечательный пост о Чекерах, окунуться еще глубже в историю. Что то, она не проявила никакого энтузиазма. Что же, давайте это сделаю я. Не так давно, на просторах интернета, мне попалась небольшая заметка о извозчиках. Прочитав ее, я заинтересовался этой темой более основательно. Ведь действительно, это предтеча современного такси. А сколько там моментов, напрямую перекликаются с настоящим временем. Возможно вы узнаете себя, в этом историческом экскурсе.))) Но для начала, давайте поймем: почему извозчик, а не ямщик является «старинным таксистом». Вроде и те и другие занимались перевозками. Ямщик – это служивый человек на казенной службе. Их назначали для выполнения ямской повиннос

Алексей, успешный таксист из Санкт-Петербурга заглянул в историю и приглашает вас посмотреть на фото, прочитать историю зарождения такси в России и узнайте себя в Ваньках, Голубчиках, ломовых или Лихачах!

Всем привет! Несколькими постами ранее я предложил автору в Справочнике Таксиста Галине, которая создала замечательный пост о Чекерах, окунуться еще глубже в историю. Что то, она не проявила никакого энтузиазма. Что же, давайте это сделаю я.

Не так давно, на просторах интернета, мне попалась небольшая заметка о извозчиках. Прочитав ее, я заинтересовался этой темой более основательно. Ведь действительно, это предтеча современного такси. А сколько там моментов, напрямую перекликаются с настоящим временем. Возможно вы узнаете себя, в этом историческом экскурсе.)))

Но для начала, давайте поймем: почему извозчик, а не ямщик является «старинным таксистом». Вроде и те и другие занимались перевозками.

Ямщик – это служивый человек на казенной службе. Их назначали для выполнения ямской повинности. Ямщики на Руси появились еще в XVII веке. В их обязанности входили почтовые перевозки, перевозки чиновников, казенных грузов и прочих государственных нужд.

Вот мчится тройка почтовая…
Вот мчится тройка почтовая…

А что же извозчики?

А извозчик – это кучер или возница гужевой повозки, предоставляющий услугу частного извоза. Появились они только при Петре I. Изначально это были исключительно возницы, занятые в армии в обозной службе. Но постепенно извозчики стали появляться и на городских дорогах. Кстати, как до этого осуществлялись перевозки, инфы не нашел. Может, кто то добавит?

Извозчик, отвези меня родной...
Извозчик, отвези меня родной...

Ну а с появлением последних, предоставляющих услугу перевозки за плату, почти сразу и вызвало их деление на группы, объединения, касты… Можете сами подобрать подходящее название. По месту работы они делились на городских и  путевых или обозных.

Обозные занимались загородными и междугородними перевозками. И не только пассажиров, но и грузов. Городские, в свою очередь подразделялись на ломовых, перевозящих грузы и легковых.

«Шаланды полные кефали,
В Одессу Костя приводил.
И все биндюжники вставали,
Когда в пивную он входил»

А кто же они эти биндюжники? А это те самые ломовые извозчики, которые занимались грузоперевозками в портах. Как ни парадоксально, но данное название у меня лично почему то, ассоциируется только с той самой Одессой!

Таким образом, ломовой извоз – это аналог тарифа Грузовой в известном вам уважаемый читатель Яндекс Такси. Да, они в то время делились на тех, кто возил мебель, кто – кирпич, кто – отходы, помните золотарей из книги Гиляровского, это о них, кто – воду водовозы значит а кто и – продукты по магазинам. Последние всегда стремились договориться с хозяином и работать на постоянной основе. Соответственно «ломовики» имели свою лошадь, свою повозку, и работали более-менее на постоянной основе.

Ну а кто же работал «легковыми» извозчиками?

В то время, это была большей частью сезонная работа. На зимний период в город стекалась какая-то часть крестьян что бы хоть что-то заработать. У последних но далеко не у всех, лошади, еще были. А уж об экипажах, пригодных для перевозки людей, и говорить не приходилось. И вот, представляете себе, уже в то время можно было найти в аренду и лошадь и повозку!

Эти крестьяне были самым нижним звеном в среде извозчиков. Называли их «Ваньками». Они не имели постоянного места «отстоя», поджидали пассажиров, где придется. За проезд «Ваньки» брали от 30 до 50 копеек. Естественно, основная доля их заработка уходила на проживание и аренду повозки с лошадью.

Выше, в иерархии находились биржевые извозчик. К ним относились те, кто работал постоянно и имел не только повозку, но и одну или даже пару лошадей. Такие имели свои «отстойники» в злачных местах, а еще и по заказам работали. По количеству лошадей в упряжке, а также наличию рессор в повозке, последние делились на «Лихачей» и «Голубчиков».

У «Голубчиков» стоимость проезда составляла от 1 до 3 рублей, а «Лихачи» могли запросить и до 10 рублей, хотя обычная такса оставляла 2-5 рублей.

Если вы думаете, что в те времена, в извозном деле была полная анархия, то вы глубоко заблуждаетесь. Деятельность извозчиков регулировалось Думой. В 1887 году были установлены сборы с извозного промысла, сбор не мог превышать 10 рублей в год с одной лошади. С 1892 года даже появились ограничения на использование экипажей и регулирование цен. В зависимости от города, сборы, количество и качество экипажей могли отличаться.

С наступлением XX века. Конкуренцию извозчикам стали составлять конки, а позднее и механический транспорт.

конка
конка

Давайте посмотрим динамику уменьшения извозчиков в Москве. Уже тогда, данная сфера деятельности требовала лицензию! И данные, именно по количеству лицензий.

Число извозчиков в Москве с 1917г. по 1939г.
Число извозчиков в Москве с 1917г. по 1939г.

Последний извозчик, в Москве, исчез в начале 50-х годов.

А, что же ломовые?

На начало XX века, в столице, но не забываем, что это была не Москва, а Санкт-Петербург, работало порядка 25’000 ломовиков. Плата за перевозки зависела от расстояния и величины груза. Но, уже и тогда существовали скидки, если удавалось найти перевозки на постоянной основе. В остальном – данных найти не удалось.

Ну, вот можно сказать, что так зарождалось такси в старые времена.

Узнали себя в «Ваньках», «Голубчиках» или «Лихачах»? Интересно было бы услышать ваше мнение! Скажу сразу: по данным меркам я не «Ванёк», но и до «Лихача» я не дотягиваю! А что думаете вы о себе? А много ли нашли аналогий, в сравнении, что было раньше, и что теперь? Жду ваше мнение в комментах!

А теперь:

Новости такси – короткой строкой

  • Новые «лужи» в городах миллионниках. Заметил тенденцию от Яндекса: изменения, для последних, Яндекс начинает обкатывать именно в Ростове;
  • Депутаты отклонили увеличение лимита для СМЗ, оставив прежние 2,4 млн.;
  • Замена прав с электронной медицинской справкой. Для профессиональных водителей, даже она не требуется. Мы, таксисты, в эту категорию не попадаем;
  • Поминутная оплата парковки в Москве. Через то же приложение, в котором можно оформить ЭПЛ. В прошлом посте я дал ссылку. Но админ данного сайта, ее срезал. В разговоре: это реклама стороннего «проекта». Мое мнение: это не реклама, а помощь таксистам, Что же? Ищем сами!
  • Новый агрегатор на рынке! Вайлдберриз вступает в игру! Правда, пока актуально только для республики Беларусь! Но кто скажет, что будет через год?!
  • И, последнее! Хотел давать новости без комментариев, но тут не получится! Итак: всероссийская забастовка таксистов в марте месяце! Об этом уже давно «гудит» весь интернет. Но, наконец то определились с датами: 7,8,9 марта. Реклама идет и на ютубе и на телеграмм каналах. Почему данную новость не могу оставить без коммента? Все просто! Водители разобщены! Для того, что бы забастовку заметил Яндекс, необходим невыход на линию минимум 75% водителей. Ну хотя бы, в одном, конкретном городе-миллионнике. Но, такого не будет! Тогда… а к чему все это? Но, если вам интересно и как это не парадоксально, я поддержу данную «забастовку», уж больно хорошо дни совпали, ведь 7 марта празднуем день рождения внука, с 8 марта – тут и так все понятно! А вот 9 марта, после двух дней «возлияния» (нет, я не святой, и сорокоградусную уважаю, но и НИКОГДА, не позволяю себе сесть за руль, после такого!) Алкоголь и руль – это совершенно несовместимые вещи!!!

Все, на сегодня.

Всем удачи, пятихаток без сдачи и ни гвоздя, ни жезла!
Всем удачи, пятихаток без сдачи и ни гвоздя, ни жезла!

PS Нашли ошибку в моём тексте? Неверно расставил знаки препинания? Глупость в буквах автора по теме? Немедленно пишите об этом в комментариях! Автор должен узнать это и как можно скорее!

telegram канал Справочника Таксиста
telegram канал Справочника Таксиста

Полезные ссылки по теме:

ВАЖНО: В прочитанном вами тексте автор статьи, не продаёт и не навязывает вам платные или условно-бесплатные услуги. Не агитирует за Советскую власть и агрегаторов. Не подключает к паркам. Не присылает вам код для подключения к Яндексу в качестве самозанятого. Не рекламирует товары для работы в такси. Только личный опыт автора и его личное мнение. Больше ничего. Вы можете не соглашаться с автором - ваше право. Можете возражать автору - Ваше право. Но при всём при этом, убедительно прошу вас: старайтесь оставаться Человеком, не скатывайтесь в хамство и оскорбления, ведь по большому счёту, от этого ничего не изменится.