Похоже, что для журналистов, работающих в автомобильной тематике, посещение выставок по типу Kazan Expo Truck постепенно превращается в один надежных источников информации. Есть шанс, что высокопоставленные гости мероприятия что-нибудь поведают о грядущих новинках.
Так, например, Максим Соколов, президент АвтоВАЗа, во время пребывания на Kazan Expo Truck, сообщил, что старый двигатель Нивы (Легенды и Тревел) на 1,7 л и 83 л.с., будет замещен более новым и современным мотором, объемом 1,8 л. Новый двигатель, как и ожидалось, сделают на базе последней модели 1,8 EVO. Вот только мотор на 1,8 л будет иметь восемь клапанов вместо шестнадцати и развивать 90 л.с. вместо 122 л.с.
Первой новый мотор получит Niva Trevel, а с третьего квартала 2025 г двигатель будут ставить на Ниву Легенду
И еще пару нюансов от Максима Соколова – у обеих моделей Нива управление трансмиссией сделают одним рычагом, а не двумя. Возможно, для того, чтобы хоть как-то повысить надежность трансмиссии. А кроме того, новый мотор для Нивы будет сделан под увеличенный крутящий момент при гораздо меньших оборотах. Переводя на технический язык, сместят максимум тяговой характеристики в область оборотов 2200–2500 об/мин. Чтобы Нива лучше тянула на низах.
С трансмиссией как бы все ясно, от второго рычага нужно было давно уходить. Но это требовало переделки самого техпроцесса. Объем выпуска Легенды и Трэвел исчисляется максимум несколькими тысячами в год. Работа на сборке почти вся ручная, и никаких проблем с доработкой не было. Просто руки не доходили. А кроме того, сама Нива считалась бесперспективной - главный кандидат на уход с конвейера. Но вот вдруг спрос на внедорожник быстро пошел вверх. Сделали даже Ниву Спорт, с мотором ВАЗ-21127-95, рабочим объемом 1,6 л, мощностью 122 л.с., с крутящим моментом 151 Н*м и одним рычагом (вместо двух).
Этот мотор изначально разрабатывался для скоростной Гранта Спорт
Какой бы ни была Гранта, но это седан, а в спортивной версии гораздо более динамичный и спортивный, чем «квадратная» Нива. То есть, шестнадцать клапанов были лишними, и обороты, которые мог поднять «шестнарь», явно были больше, чем могла переварить трансмиссия внедорожника.
А просто поставить на «21127» восьмиклапанную головку тоже нельзя. Вся тяга у мотора появляется на средних и высоких оборотах, с 8-ю клапанами все упадет до 85 л.с. и 120 Н*м. Вот и пришлось искать способ, как переделать самый большой по кубатуре мотор ВАЗ21179 EVOна увеличенный крутящий момент и более низкие обороты. А по-другому - никак. Можно, конечно, попытаться поставить на Ниву оригинальный 21179 EVO на 1,8 л без переделок. С шестнадцатью клапанами и фазорегулятором на впуске. Он сможет работать на малых и средних оборотах без перегрузки трансмиссии. А заодно потреблять бензин, как ГАЗ-69 и стоить, как Лада Веста.
Так что Максим Соколов озвучил вполне разумное решение
Вопрос только: как именно переделают 1,8 EVOв мотор для Нивы? На этот счет довольно много мнений, но большинство знающих людей утверждают, что проектировщики АвтоВАЗа пойдут по самому простому пути. Скорее всего, просто откажутся от большинства полезных нововведений, реализованных на оригинальном ВАЗ21179 EVO. Для начала сделают новую головку на восемь клапанов. Уберут фазорегуляцию, охлаждение поршней и цилиндров, оставят новые без втыковые поршни, чтобы сохранить прежнюю степень сжатия под бензин А-95. С поршневыми маслосъемными кольцами тоже можно особо не экспериментировать и вернуть старые. Так как обороты предполагается сделать относительно небольшими, то «масложора» особого не будет и хватит обычных жигулевских колец. Все это делается для того, чтобы максимально удешевить новый мотор для Нивы.
Он и так будет довольно дорогим, так как блок цилиндров придется делать такой же, как для ВАЗ21179 EVO. И еще, новый двигатель нужно будет пересчитать по работе системы смазки. По крайней мере, нужен новый масляный насос с более высоким выходным давлением масла.