Найти в Дзене
Болгарские этюды

Болгария. Про хорошую школу

Здравствуйте всем! Вы попали на канал "Болгарские этюды", который веду я, Ольга. Мы с семьей живем в Болгарии с июля 2016 года, а вот такие заметки о школе для нашего канала пишет Олеся - сейчас она учится в седьмом классе болгарской школы. Возможно, кто-то помнит, что в Болгарии в конце 7 класса школьники сдают государственные экзамены - НВО, по результатам которых они далее поступают в гимназии и гимназические классы. Мой вопрос был - что такое хорошая школа. Давайте почитаем, как это видит Олеся. К своему седьмому классу я успела побывать в трёх школах, скоро пойду в четвёртую, и неизвестно, не придётся ли мне поменять её на пятую. И чем больше разных школ, преподавателей, коллективов я вижу, тем чаще я задаюсь следующим вопросом: что такое для меня хорошая школа? Прежде всего, для меня школа состоит из трёх частей: учеников, учителей и оборудования. Именно в таком порядке, от самого важного к самому неважному. Чтобы понять, каким это должно быть в моей идеальной школе, для начала

Здравствуйте всем! Вы попали на канал "Болгарские этюды", который веду я, Ольга. Мы с семьей живем в Болгарии с июля 2016 года, а вот такие заметки о школе для нашего канала пишет Олеся - сейчас она учится в седьмом классе болгарской школы. Возможно, кто-то помнит, что в Болгарии в конце 7 класса школьники сдают государственные экзамены - НВО, по результатам которых они далее поступают в гимназии и гимназические классы. Мой вопрос был - что такое хорошая школа. Давайте почитаем, как это видит Олеся.

К своему седьмому классу я успела побывать в трёх школах, скоро пойду в четвёртую, и неизвестно, не придётся ли мне поменять её на пятую. И чем больше разных школ, преподавателей, коллективов я вижу, тем чаще я задаюсь следующим вопросом: что такое для меня хорошая школа?

Прежде всего, для меня школа состоит из трёх частей: учеников, учителей и оборудования. Именно в таком порядке, от самого важного к самому неважному. Чтобы понять, каким это должно быть в моей идеальной школе, для начала я хочу вспомнить и сравнить всё, что я видела.

Моя первая школа – гимназия №1514 в Москве. Оттуда для своего идеала я беру дисциплину. Русская дисциплина известна в мире, но только увидев болгарскую школу, я поняла, насколько это заслуженно. Ту гробовую тишину, к которой я привыкла, здесь можно наблюдать только во время тестов. Пожалуй, это можно отнести к качествам учителей – умение заставить уважать себя и свой предмет. Причём так, чтобы ученики сами пришли к такому поведению. Другими словами, умение приобрести авторитет среди своей аудитории.

Во вторую школу я пошла уже в Болгарии. Это было Трето ОУ «Димитър Талев» в Благоевграде. Придя в пятый класс с минимальным необходимым знанием болгарского, казавшимся мне, впрочем, весьма солидным (это убеждение подтверждал диплом об уровне А2), я сначала не увидела большой разницы между русской и болгарской школой. Но со временем я смогла выделить довольно важные отличия.

Я помню, что прежде всего меня шокировала вторая смена. Раньше я никогда не училась до темноты. Это нагоняло печаль. К тому же мне вечно не хватало ни на что времени. Утром – домашка, затем школа, вечером возвращаешься домой, ужинаешь и ложишься спать. Круг замкнулся, жизнь как будто превратилась в один вечно повторяющийся день сурка. Моя идеальная школа должна учиться в первую смену. Кроме школы, должно оставаться время и на жизнь.

Затем, что имело куда более далеко идущие последствия – вторую смену мне пришлось терпеть недолго – я поняла, что мои одноклассники знали друг друга не несколько месяцев, а пятый год. Я так и не смогла найти с ними общий язык, но это уже другая история.
Пятый класс быстро научил меня ценить дисциплину. С самого начала я скучала по тишине и порядку. Но самое главное я поняла через год.

Шестой класс. За неделю до начала учебного года я перешла в Седмо СУ «Кузман Шапкарев», пообещав себе не повторять своих ошибок, быть дружелюбной и ничем не отличаться от всех остальных. Тогда-то я и задумалась над тем, чем же я отличаюсь и что делаю не так. В пятом классе меня считали выскочкой. В душе я таковой никогда не была, ну а то, что я себя ассоциировала с Гермионой Грейнджер – это вообще другой вопрос и моего характера не касается. Наверное.

Я пришла к выводу, что поднимать руку каждый раз, когда ты знаешь ответ на вопрос – плохая идея. Вывод этот мне дался отнюдь не легко, поскольку в первые четыре года моего обучения такой образец поведения был для всех непреложной истиной. К тому же сделан этот вывод был слишком поздно, чтобы предостеречь меня от приобретения репутации если не выскочки, то по крайней мере ходячей Википедии. Однако достаточно своевременно, чтобы мне не пришлось писать о моей четвёртой школе прямо сейчас.

Принятие этого факта было для меня довольно болезненным и пошатнуло все мои убеждения о том, каким должен быть ученик. В этот же год я научилась ценить людей, честно выполняющих свою работу – самостоятельно и в срок. Мне никогда не приходило в голову списывать или делать шпаргалки. Я думала, что это всеобщее естественное состояние, пока постепенно не поняла, что единственный человек в моём классе, который никогда не списывает – это я. Сие озарение совпало с моментом, когда моя уже основательно пошатнувшаяся вера в моих сверстников как людей окончательно упала. Вскоре после этого и был мною себе задан вопрос, на который я сейчас пытаюсь ответить.

Я не сказала, что была и ещё одна школа, где я училась, впрочем, всего неделю. Из-за краткого срока я не считаю её в моём послужном списке.

Это было после четвёртого класса, в Москве. Я прошла первый, письменный тур поступления, вторым туром была пробная неделя учёбы в первых числах июня. Школа называлась Интеллектуал. За эту неделю, хотя я этого долго не понимала, я получила представление о том, каким должен быть мой класс. Мои одноклассники были детьми, которые умели и любили учиться, слушали на уроках, поднимали руки, делали задания самостоятельно. Все эти качества я тогда считала самими собой разумеющимися, теперь же такие люди для меня своего рода интеллигенция. Как я осознала позднее, это была первая и единственная школа, где я была на месте. Это был дом.

Вспоминая про три составляющих школы - ученики, учителя и оборудование - я хотела бы сказать, что, по моему мнению, первого достаточно для хорошей школы; первого и второго – для идеальной школы; третье не важно, оборудование есть только приятный бонус; и никакая сила на свете не заставит меня признать, что школа имеет хоть какой-то шанс стать моим домом, если ученики этой школы не такие, как те, кого я видела за ту неделю.

Если бы только где-нибудь был такой коллектив, я пошла бы туда, не задумываясь. Но ведь мы хотим идеальную школу, так что нужно поговорить и про учителей.

В моём представлении идеальный учитель – прежде всего человек. Человек, который следует правилам и призывает других им следовать не словами, но собственным примером. Человек, который, однако же, мыслит самостоятельно и понимает, когда эти правила можно нарушить. Человек, который уважает других людей, какими бы они ни были, и в известных пределах им доверяет.

Как я уже говорила, учитель должен уметь завоевать авторитет среди своих учеников. Только тогда они признают его главенство. И, конечно, учитель должен любить свой предмет, свою работу, своих учеников, иначе ему не хватит энергии быть таким, как я описала.

Учитель должен быть наставником.

Вы скажете, что у меня слишком много претензий к учителям, а попробовала бы я сама соответствовать этим качествам, когда… Мало ли этих когда? Но нет, у меня есть уже частично высказанные претензии и к ученикам, давайте же соберём их воедино.

Если задача учителя – заинтересовать ученика своим предметом и дать интересу возможность развиться, то задача ученика – быть открытым и готовым к тому, чем его пытаются заинтересовать, уважать своих учителей (ведь, согласитесь, учителя, которого я описала, есть за что уважать), выполнять свою работу честно и качественно, наконец, быть достойным такого отношения. Что значит быть достойным?

Я не сказала ещё, что, придя в пятый класс, я была глубоко оскорблена тем, что на время уроков у нас забирают телефоны. До этого мой телефон всегда был у меня в рюкзаке или даже на парте экраном вниз. Мне никогда не приходило в голову пользоваться им во время урока, и такое недоверие казалось мне обидным и беспричинным. Теперь я понимаю, чем оно вызвано, и считаю его весьма справедливым. Посмотрев на то, что делают мои бывшие и нынешние одноклассники, если по какой-либо причине телефоны бывают нам оставлены, я понимаю, что никто из них не ответственен достаточно, чтобы не трогать телефон сорок минут. Вот такую ответственность я считаю одним из важнейших показателей того, достоин ли ученик описанного выше отношения учителей. Ему должно быть можно доверять.

Лично я, как я уже сказала, потеряла веру в моих сверстников и не надеюсь, что смогу найти такую школу – а ведь я знаю, что такие школы есть. Поэтому я откладываю свои надежды до университета. Но если вы в моих описаниях увидели черты каких-то знакомых вам людей, знайте, что такие люди – ценность, и лучше примите это на веру, потому что доказать вам это может только собственный опыт. А вы не захотите такого опыта, обещаю.

Вопросы Олесе вы можете задавать прямо здесь, найдем и попросим ответить :)

Спрашивайте - с удовольствием отвечу как отдельным новым материалом, так и полезными ссылками по вашему запросу.

Если вам интересно общаться со мной - приглашаю подписаться на мой канал, поделиться статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.

Другие мои статьи о Болгарии: