На Новой Басманной много прекрасных старинных зданий. Ведь когда-то здесь проходила царская дорога из Кремля в царские резиденции на Яузе. И в Немецкую слободу. Головины, Куракины, Нарышкины, Лопухины строят здесь свои дворцы. И одно из самых красивых зданий – это дворец Демидовых, памятник эпохи классицизма. Сейчас здание находится на реставрации и закрыто фальшфасадом:
Все интерьеры, увы, утрачены. Внутри особняка практически ничего не сохранилось, кроме старинных стен и сводов. Но и они прекрасны. Эти залы художники наполнили произведениями современного искусства, которые помогают знакомить посетителей со сложной судьбой здания и иллюстрируют рассказ экскурсовода. Многие экспонаты были созданы специально для этой выставки, которая наверняка станет очередной страницей в истории этого старинного дома.
Эта история начинается в 1755, когда граф Николай Александрович Головин, тайный советник и внук петровского генерал-фельдмаршала Фёдора Головина, скупает несколько участков и строит на них деревянные хоромы.
В 1770-х усадьбу Головина приобрёл Никита Никитич Демидов, внук основателя знаменитой династии горнозаводчиков. На месте деревянных хором строит трёхэтажный дворец в стиле классицизма, строгий и монументальный, в соответствии с принципами нового «регулярного» градостроительства. Вот он изображён на картине художника Антона Чумака «Основание» – классический дворец с 14 колоннами (его увеличенное изображение мы уже видели на баннере снаружи):
Этот весьма характерный образец раннего классицизма часто приписывают Матвею Фёдоровичу Казакову, он много строил в этом районе Москвы. Но был это он сам или кто-то из его учеников, – неизвестно, хотя, конечно, это очень заманчиво – назвать имя великого архитектора.
Главный усадебный дом разместился своим парадным фасадом по красной линии Новой Басманной улицы, а дворовыми службами усадьба простиралась вглубь квартала, на юг, до самой Старой Басманной. Правда, Н.Н. Демидов во дворце почти не жил. Он построил себе дворец в Петербурге, там и жил, когда не инспектировал заводы.
После его кончины в 1805 усадьбу приобрёл Михаил Петрович Голицын, и наш дворец начинает новую жизнь. Голицыну, с его богатейшей художественной коллекцией, стало тесно в усадьбе на Старой Басманной 15, расположенной рядом. Он не достиг высот на государевой службе, вышел в отставку и проводил лето в своей подмосковной усадьбе Пехра-Яковлевское, а зиму – в Москве, в этом своём новом дворце, который москвичи прозвали «Малым Эрмитажем».
В 1812 перед нашествием французов коллекция была вывезена из Москвы. Каменный дом в московском пожаре выстоял (единственный во всей округе, благодаря толстым кирпичным стенам), хотя, конечно, пострадал, внутри он полностью выгорел. Отсюда легенда про «дом-сейф», будто Демидов, владелец уральских заводов, в том числе и знаменитого Каслинского, обшил стены своего дома железом. Но это, конечно, легенда.
Интерьеры были восстановлены, а затем многократно перестраивались под приют, под больницу...
В конце 1820-х Голицын разорился: картины, книги, дом и усадьба ушли с молотка. Такой была в 19 веке судьба многих «дворянских гнёзд»: поколение блестящих вельмож екатерининского века уходило, а новые хозяева были не в состоянии содержать роскошные дворцы, которые переходили в руки государства и в них размещали больницы и учебные либо благотворительные заведения.
Нашу усадьбу приобрели на торгах для Сиротского дома. К торцу здания была пристроена домовая церковь. В полукруглой апсиде размещался алтарь. Во времена больницы в этом помещении находилась лаборатория. Теперь здесь выстроились полукругом наполненные водой аквариумы с плавающими в них и тикающими песочными часами:
Произведение Сергея Катрана «Кристаллы времени» должно вызывать у нас, по замыслу автора, размышление о необратимости времени.
Не понимаю я такое современное искусство. Да и искусство ли это?
Итак:
- деревянные хоромы Н.А. Головина;
- усадьба Н.Н. Демидова;
- дворец князя Голицына, несгораемый дом-сейф;
- сиротский приют для мальчиков из дворянских семей;
- Басманная больница для чернорабочих;
- военный госпиталь;
- городская клиническая больница №6 –
такова краткая история этого дома, которому уже более 250 лет.
Мемориальная доска сообщает о том, что с первых дней Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии. С 2015 опустевшее здание ветшало. Недавно оно закрылось на реставрацию и у него появилась надежда на новую жизнь.
Сегодня внутри можно полюбоваться помимо первоначальных сводов первого этажа, изящным входным вестибюлем с парными колоннами, поддерживающими своды. Он создан в 1830-х, когда дом уже не был частным владением. Это что-то невероятное:
Невероятно красивое. Лишённые штукатурки стены рассказывают нам историю дома и всех его перестроек: на них «читаются» заложенные арки и оконные проёмы, отпечатки менявшихся уровней перекрытий.
В одном из залов представлены огромные караваи ржаного хлеба «басман», выпеченного специально для выставки, попробовать его нельзя, но аромат ещё чувствуется:
Название Басманного района происходит от татарского слова «басма», что значит оттиск: жители слободы занимались дублением и тиснением кожи, которая использовалась для царских экипажей и переплетов книг, и ювелирным делом (тиснением по золотым и серебряным пластинам). Здесь также пекли дворцовый, или казённый хлеб «басман», особый хлеб для царского стола - на нём тоже ставили особую печать.
А это камин-обманка, он сделан не из камня, а из пенопласта. Его можно легко поднять одной рукой! Но топить его нельзя. Дотрагиваться тоже:
Этот арт-объект символизирует наши мечты. Здесь небо соединяется с землёй, а обугленное веретено - с нежной белизной облака из шерсти. Шерсть привезли с Кавказа. Мечты, планы – это облако, и вот постепенно они воплощаются:
При всём моём непонимании современного искусства, мне здесь понравилось. Посмотрите ещё короткое видео:
Экскурсии в бывшем особняке Н.Н. Демидова проводятся до 25 апреля. Экскурсии бесплатные, необходимо только зарегистрироваться на сайте (ссылка – в комментарии). Ближайшая регистрация откроется 31 марта, также на главной странице сайта появляются места, если кто-то отказался от билета.
Адрес: Москва, Новая Басманная, 26.
Статья о П.А. Демидове, который Никите Никитичу приходился дядей: