Часть 1 Старое фото. Сёстры
Часть 2 Старое фото. Две матери
1948 год.
- Мы уезжаем, - заявил Павел, войдя в дом.
- Куда? - Шура резко вскочила.
- В Карелию, в лесхоз. Я не хотел тебе раньше ничего говорить, боялся, что не выйдет ничего из этой затеи. Но сегодня в городе я подписал бумагу и мы отправимся на год на заработки. Ты, кстати, будешь там поваром.
Шура смотрела на мужа очень сердито. Как он мог вот так всё за неё решить? Почему он даже не спросил, хочет ли она этого? А потом усмехнулась. Муж... Только по бумагам, а на самом деле чужие люди.
- Чего ты так смотришь? Хочешь и дальше свинарники чистить? Для этого ты училась? Или, думаешь, что все забудут, что твоя сестра в лагерях сидит?
- А если она вернется и нас тут не будет?
- Мы успеем вернуться к тому времени. на крайний случай я оставлю адрес соседям. Собирайтесь, через неделю выезд.
Они уехали в Карелию и вскоре Шура поймала себя на мысли, что ей нравится здесь. Здесь не было осуждающих взглядов, здесь была работа, которая приносила ей удовольствие. Павел трудился на лесозаготовках, Таечка посещала ясли, им выдали жилье. Правда, комнату в бараке, маленькую, с двумя кроватями. Одну побольше принесли для супругов, другую детскую, для Таечки. Из остальной мебели были только три стула, небольшой стол и шкафчик.
Первый раз, поняв, что им с Павлом придется спать вместе, Шура готова была от смущения провалиться сквозь землю. Но вскоре это уже не имело значения - они оба так уставали, что едва добравшись до кровати, проваливались в сон.
А однажды, спустя месяц после приезда в Карелию Шура поняла, что Павел будит её посреди ночи не просто так...
В ту ночь она полностью отключила разум и чувства взяли вверх. Как бы не было стыдно признаться в этом, но ей был небезразличен Павел. Да и как можно было сдерживать свои чувства, если они уже больше года жили вдвоем под одной крышей, вместе вели хозяйство и вместе воспитывали Таечку?
Только наутро Шура поняла - он видит в ней Татьяну... Она плакала тихо и беззвучно, кляня себя на чем свет стоит.
Но спустя время всё повторилось и в конце концов они стали жить как настоящие муж и жена. О том, что будет в будущем, не говорили. Оба избегали этого разговора.
1951 год.
Они остались жить в Карелии. Так как у Шуры и Павла родился сын Степан в 1949 году, им выдали квартиру в деревянной двухэтажке. Две комнаты и крохотная кухня, но это было большой радостью после комнатки с клопами.
Но вскоре все же прошлое напомнило о себе - приехала Татьяна.
Её было трудно узнать - похудела, подурнела, некогда нежные руки, привыкшие только к работе с бумагами, были шершавыми, с грязью под ногтями. Не было красивых длинных кос, вместо этого была короткая стрижка "под мальчика".
- Я вернулась, - она плакала, протягивая руки к Таечке, которой вот-вот исполнится шесть лет. - Иди к маме, дочка.
- Ты не моя мама, вот моя мама, - девочка прижалась к Шуре, которая тоже плакала, глядя на сестру.
- Как же так, Шура? -Таня подняла на неё свои глаза.
- Прости, мы с Павлом... - лепетала Шура и тут к ним подбежал двухлетний мальчишка. Только взглянув на него, Таня всё поняла - это сын Павла, он ведь копия его.
- Значит, у меня больше нет семьи? Ты всё у меня забрала? - прошептала Таня. - Теперь мой муж - твой, моя дочь - твоя дочь, так? Небось, и документы сделала на неё?
- Так было лучше, Таня.
- Лучше? Для кого?
- Для твоей дочери. А теперь у нас с Пашей настоящая семья, -Шура погладила свой живот, который уже был заметен.
Таня с болью посмотрела на сестру и на свою дочь, которая жалась к своей тетке, считая её родной матерью. Она поняла, что бороться бесполезно - кто вернет ей ребенка? Павел не уйдет теперь от Шуры, ведь она носит уже второго их совместного ребенка.
Таня, ни слова ни говоря, развернулась и пошла прочь. Шура кричала ей вслед, пыталась догнать, но Таня лишь ускорила шаг, перейдя на бег.
А вечером Шура рассказала Павлу, что приезжала Татьяна, да, увидев Степана и её беременную, узнав, как у них обстоят дела, уехала.
В тот день Павел сильно напился. Он понимал, что возврата к прошлому нет, что Таня не простит его, что он не бросит Шуру, которая ждет ребенка, которая родила ему сына и заменила Таечке маму.
***
С тех пор он часто думал об этом предательстве, винил себя и это сказалось на его здоровье, стало шалить сердце.
Но и Шура при этом тоже испытывала душевные муки. В конце концов они довели её до болезни. В 1957 году она умерла от рака, осиротив детей - Таечку, которая так и считала её мамой, забыв про ту странную женщину, Степана, которому было 8 лет и шестилетнего Дениску.
А спустя несколько лет двадцатилетняя Таечка нашла снимок, который Шура хранила и теперь у неё возникло много вопросов.
****
1966 год
- Веня, ты и правда меня любишь и хочешь на мне жениться? - хитро спрашивала девушка.
- Правда, - кивнул Вениамин. Он был хорош в милицейской форме, трудно глаз было отвести от такого красавца. Таечка очень его любила и готова была сказать ему заветное "да", но всё же решила сперва получить желаемое.
- А можешь ты ради меня кое-что узнать?
- Это что же?
- Я не знаю, откуда родом моя мама, эта тема почему-то всегда была под запретом. К тому же я нашла вот это фото, - она показала снимок. - Выходит, у мамы есть сестра-близнец.
- Ну что же, я попробую узнать. Ты знаешь девичью фамилию матери?
- Липкина, - ответила она. Наверное, это была одна из немногих информаций, которую она знала.
А спустя месяц она сидела перед Вениамином и недоуменно его слушала. Как же так? Разве это возможно?
Вениамин узнал, что в Светличном и правда жили две сестры-близняшки, обе были замужем. У Александры муж погиб, а Татьяны пришел с победой в сорок пятом. Потом одну посадили за хищение социалистической собственности, а другая с мужем уехала в Карелию. Но что странно, у Татьяны, которую посадили, была дочь Таисия. Больше ничего он узнать не смог.
****
И уже через несколько дней поезд вез Таисию туда, откуда родом её мама.
- Скажите, Синицыны и Липкины где жили? -она остановила пожилую почтальонку, та смерила её удивленным взглядом и вдруг произнесла:
- Сколько уж воды утекло, а я будто на два десятка лет назад вернулась. Будто вновь вижу перед собой одну из сестер Липкиных. Только это их девичьи фамилии, после они замуж вышли.
- Так вы их знали?
- А как же. Да и знаю до сих пор. Татьяна по-прежнему живет в родительском доме. Бедная баба, вот уж испытания выдались на её жизнь.
- Подскажите, где этот дом? - в нетерпении переминалась Тая с ноги на ногу.
- А вон, четвертый от колодца по левую сторону, - почтальонка протянула руку вперед.
Тая подошла к дому, тихонько вошла во двор и увидела женщину, до боли похожую на её покойную мать.
Женщина вскинула голову, посмотрела на вошедшую девушку и вдруг заплакала.
- Дочка...
Вскоре они сидели за столом и Тая слушала свою родную мать, глядя на неё через пелену слёз. Она слушала и в ней боролись смешанные чувства. С одной стороны Шура, которая была на самом деле ей родной тётей, растила её как дочь родную. Но с другой стороны она лишила родную сестру дочери и мужа.
- Ты ж только не вини никого, кроме меня никто в этом не виноват, - словно угадав её мысли, произнесла Татьяна. - Если бы я не подписала ту чертову бумагу, проверила всё и вовремя сообразила, вышло бы по другому. Если бы отец не осудил меня прилюдно и не согласился на развод - отобрали бы этот дом. Кто знает, что было бы с тобой. И у тебя все эти годы была мама.
- Но они так с тобой поступили...
- Я сама ушла, я поняла, что не могла поступить иначе.
- Как же ты теперь живешь?
- Нормально, - вздохнула Татьяна. - Полы мою в сельском клубе, мне на жизнь хватает.
- Я приеду за тобой, слышишь, мама! Приеду! - обещала Таечка, через два дня прощаясь с матерью.
****
А вернувшись домой, она узнала страшную новость - её отец умер на работе от сердечного приступа. Он узнал, куда поехала его дочь и сердце не выдержало.
ЭПИЛОГ
Тая забрала мать к себе в город. Татьяна поселилась в родительской квартире и на правах тёти воспитывала племянников-подростков Степана и Дениса. Так как они уже подросли, им рассказали всю правду. Тая решила, что хватит в их семье тайн.
Спустя год после смерти отца она вышла замуж за Вениамина. Глядя на мать, она часто думала о том, как же судьба-злодейка жестоко пошутила над сестрами. Когда-то Шура воспитывала Таю, а теперь Татьяна заменяет её сыновьям мать. Но сколько боли было пережито и слез пролито. Она же сделает всё, чтобы её дети не познали такой судьбы.
Спасибо за прочтение.