Часть 1.
Савва Иванович Мамонтов — явление в русской истории исключительное: создатель важнейших железнодорожных артерий, крупный предприниматель, выдающийся меценат, художник, основатель Абрамцевского художественного кружка. Мы открываем цикл публикаций, в котором будем рассказывать о его биографии, опираясь на экспонаты нашего музея.
Первый такой экспонат — «сорочка» иконы, подаренной С.И. Мамонтову при рождении — поступил в музей сравнительно недавно. «Сорочка», «рубашка» — это ткань, которой обтягивали тыльную сторону иконы. Её в 2016 году передал в наш музей Николай Александрович Щельцын, правнук С.И. Мамонтова.
«Рубашка» содержит ценную информацию о рождении ребёнка, крещённого впоследствии в честь святого Саввы Сторожевского. На ткани написано: «1841 Года Родился Октября 3 числа въ 1 часъ по полуночи въ Ялуторовске Сынъ Савва. [Далее неразборчиво, возможно: Служили Молебен Спасителю] 3 Октября — день именин [утрата текста] Декабря Саввы Звенигородского. Крещон Савва Октября [утрата текста] дня: [утрата текста]».
Эта надпись, несмотря на то что плохо сохранилась, помогла разрешить одну загадку, связанную с биографией С.И. Мамонтова. Дело в том, что в метрических книгах Вознесенской церкви г. Ялуторовска, где родился Савва, датой рождения указано 2 октября. Сам же Мамонтов в автобиографии называл днём своего появления на свет 3 октября. И вот из записи на «сорочке» нам стало известно, что он родился в этот день близко к полуночи. Вероятно, этим и были вызваны разночтения.
В 2016 году, когда «сорочка» поступила в наш музей, она была сильно смята, загрязнена, имела много разрывов. Перед тем, как выбрать способ очистки ткани, наши музейные реставраторы провели пробы на текучесть чернил, которые, к счастью, оказались устойчивы к водной обработке. Это старинные, самые распространённые в те времена железо-галловые чернила, которые делались из галлов — шариков-наростов на листьях дуба. Такими чернилами писали наши предки с XII по XIX век.
Затем реставраторы провели кропотливую щадящую механическую очистку ткани от поверхностных загрязнений. После чего «сорочку» очистили водным раствором на вакуумном столе. В результате была полностью устранена деформация ткани, ушло загрязнение, ткань посветлела, текст стал более читаемым.
Для этого ценного экспоната наш реставратор Юлия Махасевич изготовила паспарту. А сама «рубашка» была продублирована специальной тканью, которая должна предотвратить в дальнейшем деформацию и разрыв ткани.