Найти в Дзене
Олег Платонов

Оскар 2025. Субстанция. В здоровом теле не всегда бывает здоровый дух

"Субстанция" – это социальные ужасы с нечеловеческим лицом, или как ее еще называют, провокационный боди-хоррор с глубоким подтекстом. Раньше чего-то не припомню, чтобы картины этой категории отличались социальщиной. Главная фишка фильма заключается в том, что он поднимает острые вопросы о стандартах красоты в шоу-бизнесе, возрастной дискриминации актрис, навязанных обществом идеалах внешности и цене, которую женщины платят за попытки соответствовать этим идеалам. В центре сюжета - Элизабет Спаркл (Деми Мур и ей сейчас 62), некогда успешная голливудская актриса, а ныне 50-летняя ведущая программы по аэробике. После увольнения она решается на экспериментальное омоложение с помощью препарата "Субстанция", который создаёт из её ДНК молодую версию - клона Сью (Маргарет Куолли). Система работает по принципу: неделя живет копия, неделя – обычное тело. То есть, неделю трудишься в этой жизни, неделю находишься в анабиозе. Как утверждают хозяева вакцины, здесь не два человека ведут свою жизнь,
Оглавление

Эстетически очень непростое кино про красоту и уродство. На что готовы женщины, лишь бы ублажать своим молодым и подтянутым телом мужские алчные взоры. Это первые ужасы с глубоким социальным подтекстом. В чем тут веяние Советского Союза и почему публика его не оценила?

Не лучшая копия себя

"Субстанция" – это социальные ужасы с нечеловеческим лицом, или как ее еще называют, провокационный боди-хоррор с глубоким подтекстом. Раньше чего-то не припомню, чтобы картины этой категории отличались социальщиной. Главная фишка фильма заключается в том, что он поднимает острые вопросы о стандартах красоты в шоу-бизнесе, возрастной дискриминации актрис, навязанных обществом идеалах внешности и цене, которую женщины платят за попытки соответствовать этим идеалам.

В центре сюжета - Элизабет Спаркл (Деми Мур и ей сейчас 62), некогда успешная голливудская актриса, а ныне 50-летняя ведущая программы по аэробике. После увольнения она решается на экспериментальное омоложение с помощью препарата "Субстанция", который создаёт из её ДНК молодую версию - клона Сью (Маргарет Куолли). Система работает по принципу: неделя живет копия, неделя – обычное тело. То есть, неделю трудишься в этой жизни, неделю находишься в анабиозе.

Как утверждают хозяева вакцины, здесь не два человека ведут свою жизнь, а одно целое. Просто ваша копия может быть не лучшей копией вас, как это в принципе и случилось. Для поддержания красоты нужно соблюдать баланс. В противном случае, если вы превысите дозу инъекций, тело, которое находится в анабиозе, начинает стареть.

Тут, конечно, еще можно усмотреть, как человек борется с внешними пороками. Ну, к примеру, вместо вакцины могли бы ьыть наркотики, и разрушение личности могло бы происходить примерно по такому же сценарию.

Голые женщины не помогли

Эстетически «Субстанцию» очень тяжело смотреть. Я, если честно, в Криминальном то чтиве» кое как могу смотреть, как Мии Волес в грудак шприцем ударяют. А тут всякие медицинские подробности с уколами прямо смакуются. Но не только поэтому смотреть «Субстанцию» противно, хотя в фильме много показывают обнаженное красивое женское тело. Ну или в крайнем случае, красивое женское тело в облегающем купальнике на ТВ-шоу по аэробике.

-2

Сразу вспомнились эти передачи во времена излета Советского Союза. Тогда они смотрелись прям очень живо. И далеко не потому, что я как-то любил или интересовался спортивными ритмичными танцами…

"Субстанция" - это не просто хоррор, а глубокое высказывание о современном обществе, где возраст женщины приравнивается к инвалидности, а красота становится единственным мерилом ценности. Но только способ, каким достигается этот эффект, я бы поставил под сомнение. Особенно в конце, когда фильм вроде как безжалостно высмеивает как потребителей красоты, так и тех, кто пытается ей соответствовать любой ценой. В ярко кровавых тонах.

Прокатили старушку

Может быть я ужасы просто давно не смотрел, и происходящее на экране нормально для данного жанра, но извините. Я отвык от такого. И из 10 возможных поставил оценку «6», что означает, что я не рекомендую это кино к просмотру.

-3

И все-таки радует, что все равно победило шовинистическое мужское общество. На Оскар за главную женскую роль претендовала Дими Мур, у которой это была, возможно, единственная возможность так высоко взобраться на пьедестале. Однако, ее обошла какая-то Майки Мэдисон, сыгравшая в «Аноре» девушку с низкой социальной ответственностью

В Каннах фильм получил приз за лучший сценарий, а игра Деми Мур, которая не стесняется показывать свою героиню во всех состояниях, получила особую похвалу критиков.

На Оскаре в этом году картина номинировалась как Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Деми Мур), «Лучший режиссёр» (Корали Фаржа), «Лучший сценарий» (Корали Фаржа) и «Лучший грим и причёски». Именно последняя номинация и сыграла, получила главную премию киноакадемиков.

Читайте также

Лайкайте и подписывайтесь. А вы какие фильмы, которые в этом году выдвигались на Оскар смотрели?