Найти в Дзене

В. Беллини – Норма, МАМТ, реж А. Шапиро, дирижер К. Кнапп

Билет на эту оперу покупала в подарок себе на день рождения, очень хотелось наконец послушать Хиблу Герзмава живьем. Еще в прошлом году покупала, на старте продаж, билет казался мне весьма дорогим, но все познается в сравнении: ценовая политика главных музыкальных театров в этом году вообще угнетает. Так что мой «дорогой» билет к февралю уже показался мне сказочным подарком. Кроме того, заранее интересовала сама постановка А. Шапиро, о которой много слышала. На сцене МАМТ «Норма» поставлена впервые, премьера состоялась в мае 2023 г, впрочем, и в других российских музыкальных театрах опера - нечастый гость: партия Нормы считается одной из самых трудных в репертуаре сопрано. Классическое либретто: друиды ведут борьбу с завоевателями-римлянами в I веке до нашей эры. Их предводитель – Оровезо (Ф. Кудрявцев) подогревает ненависть к врагам, его дочь Норма (Х. Герзмава) – верховная жрица - должна совершить обряд жатвы, что станет знаком к подъему восстания. Однако Норма не торопится с тем
"Норма", сцена из спектакля, фото с официального сайта МАМТ
"Норма", сцена из спектакля, фото с официального сайта МАМТ

Билет на эту оперу покупала в подарок себе на день рождения, очень хотелось наконец послушать Хиблу Герзмава живьем. Еще в прошлом году покупала, на старте продаж, билет казался мне весьма дорогим, но все познается в сравнении: ценовая политика главных музыкальных театров в этом году вообще угнетает. Так что мой «дорогой» билет к февралю уже показался мне сказочным подарком. Кроме того, заранее интересовала сама постановка А. Шапиро, о которой много слышала.

На сцене МАМТ «Норма» поставлена впервые, премьера состоялась в мае 2023 г, впрочем, и в других российских музыкальных театрах опера - нечастый гость: партия Нормы считается одной из самых трудных в репертуаре сопрано.

Классическое либретто: друиды ведут борьбу с завоевателями-римлянами в I веке до нашей эры. Их предводитель – Оровезо (Ф. Кудрявцев) подогревает ненависть к врагам, его дочь Норма (Х. Герзмава) – верховная жрица - должна совершить обряд жатвы, что станет знаком к подъему восстания.

Однако Норма не торопится с тем, чтобы возвестить о наступлении, она провозглашает, что пока должен быть мир, а Рим погубит сам себя, утонув в пороках. Дело в том, что у Нормы запретная любовь с римском проконсулом Поллионом (К. Матвеев) и даже двое детей от него, ей не хочется гибели любимого человека. Однако Поллион в разговоре с другом Флавием ( Д. Малых) делится сокровенным: он остыл к Норме и страстно полюбил молодую жрицу Адальжизу (П. Шароварова).

Юная жрица понятия не имела, что у Нормы и Поллиона какие-то отношения. Она в смятении: встретив однажды в лесу римлянина, она влюбляется в него, хотя понимает, что это против законов ее народа. Проконсул клянется девушке в любви и просит бежать с ним. Подумав, она соглашается, но перед побегом решает открыться своей подруге Норме и просит, как наставницу, освободить ее от обета целомудрия. Норма приняла горячее участие к чувствам девушки и помогла ей, однако не подозревала, что возлюбленный Адальджизы - отец ее собственных детей.

Но тайное становится явным: Норма в бешенстве. Она желает отомстить изменнику. Адальджиза же, узнав о том. как ее любимый поступил с Нормой, отвергает его.

Сцена из спектакля. Норма - Хибла Герзмава, фото с официального сайта МАМТ
Сцена из спектакля. Норма - Хибла Герзмава, фото с официального сайта МАМТ

Вечер и так не был томным, при таком повороте сюжета - и вовсе перестал. Конфликт между долгом и чувствами, сопереживание обеим женщинам не могут не тронуть слушателя и в наши дни. Возможно «Норма» - одна из тех редких опер, где не надо ничего придумывать, чтобы актуализировать сюжет, он – вне времени.

Соригинальничать можно разве что в концепции постановки, что и попытались сделать режиссер А. Шапиро и художник М. Трегубова.

Частично это получилось. Мне, к примеру, очень понравились декорации. Хотя только ленивый не упомянул 50 оттенков серого в связи с этой постановкой, однако доминирование монохрома, как по мне, придавало сцене очень выразительный тип места действия: несколько весьма зловещих картин состояний тишины.

От каждой из декораций веяло глубинной тревогой, хотя выглядело все как будто бы спокойно: сумеречный лес с мчащимися в небе оленями, окраина города, словно бы осыпанного пеплом ядерной зимы, совершенно чумовая ночная планета (или Луна), качающаяся на волнах за спинами солдат, лаконичный интерьер дома Нормы, отсылающего к стилистике черно-белых фильмов Хичкока. Самым минималистичным и экспрессивным решением стала сценография для финальных картин: почти условно обозначенный жертвенник.

Каждая из этих статичных картин завораживала, детали были выполнены реалистично, иногда выглядели странно, но очень стильно.

Сцена из спектакля. Фото с официального сайта МАМТ
Сцена из спектакля. Фото с официального сайта МАМТ

Непонятно, как та же самая художница «населила» свои столь интересные миры действующими лицами в столь дурацких и давно уже неоригинальных костюмах. Друиды были в «штатском» ( плащи и шляпы а-ля нуар) и в современной военной форме с касками. Оровезо зачем-то усадили в инвалидное кресло и нелепо катали. Сделать его значимость меньше, чем значимость религиозной власти его дочери? Да и так все понятно. Римлян обрядили в кожаные плащи, сапоги и перчатки (ну сколько же можно этих отсылок к фашистам/чекистам или кто там еще у нас всегда в коже).

Понятно, что люди в состоянии войны, но какие бы можно было придумать футуристичные костюмы к столь фантастическим декорациям! Особенно хотелось всех переодеть на фоне планеты в воде, такой диссоснас! Хотя и олений полет мог вдохновить на что-то поинтереснее шляп и касок.

Хорошо смотрелись только женские персонажи. У Нормы/Хиблы было три перемены платьев: красное ( когда она безмолвно ступает по диагонали сцены, в связи с упоминанием о ней, фактически еще не включенная в действие), опять же серое ( когда она общается с Адальджизой, одетой в тех же тонах) и белое (когда становится на тропу мести).

Малое количество цветовых оттенков на мой взгляд способствовало важному: ничего не мешало музыке и пению. Кому-то, возможно, хотелось большей выразительности для развития характеров или сюжета, однако у меня после «Ванессы» с тысячей акцентов, как-то наоборот легло на сердце отсутствие цветового шума.

Музыка Беллини так красива, арии и дуэты интересны и выразительны настолько, что дополнительные спецэффекты не так уж и нужны. Тем более, что пели все в тот вечер замечательно. Настолько это прекрасно, когда ты просто слушаешь оперу - и наслаждаешься, ничье исполнение не возмущает слух. Даже уж бог с ними, с этими плащами и касками.

Хибла Герзмава восхитительная! Как в сольных партиях (не люблю выделять хитовые арии, но Casta diva была исполнена безупречно!!!), так и в дуэтах. Особенно понравились дуэты Нормы с Адальджизой даже по замыслу: героини совершенно равноценны, никто не доминирует, не оказывается на вторых ролях. Для капризных див, мне кажется, петь Норму равноценно ходьбе по тонкому льду, ибо женское соперничество тут очень достойное, не подлое, фатальное. Надо иметь характер, чтобы не затребовать (уже в музыкальной ревности) на партию юной жрицы кого-то послабее. Очень понравилась Полина Шароварова, прекрасный голос!!!

В этом смысле еще больше уважаешь Хиблу Герзмава, она - настоящая благородная дива: честно и без перетягивания внимания на себя работает с другой, очень талантливой исполнительницей. Искренне и душевно выглядел, слушался этот дуэт между «старшей и младшей» как в либретто, так и на сцене.

Норма ( Х. Герзмава) и Адальджиза ( П. Шароварова), фото с официального сайта МАМТ
Норма ( Х. Герзмава) и Адальджиза ( П. Шароварова), фото с официального сайта МАМТ

Вообще ко всему составу нет претензий. Мужские партии не так запомнились, но все пели хорошо! Чуть больше прислушивалась к Феликсу Кудрявцеву, все же петь все время сидя - отдельное испытание, но качество исполнения совсем не пострадало.

Оркестр под управлением Кристиана Кнаппа во время увертюры, по задумке постановщиков, исполнил своего рода трюк: нижний уровень с музыкантами медленно поднимался до уровня сцены и затем медленно опустился снова в яму. Начали, по совести сказать, слишком громко, вступительный хор было слышно не очень хорошо, но все достаточно быстро выровнялось, далее музыка звучала как надо.

Всем любителям оперы от души советую увидеть и услышать версию в МАМТе

Норма. Поклоны
Норма. Поклоны