Ровно 155 лет, 16 (4) апреля 1870 года, на только что выстроенную станцию «Бежецк» прибыл украшенный флагами паровоз. На нем приехали члены правительственной комиссии: чиновники, строители, инженеры. Собравшаяся на перроне многолюдная толпа приветствовала их криками «Ура!». Городское духовенство отслужило торжественный молебен и возгласило многолетие царствующему императору Александру II. Так было открыто железнодорожное движение от станции Бологое до города Бежецка.
Без всякого преувеличения можно сказать, что это событие изменило историю Бежецка. Соединенный железной дорогой с Москвой, Петербургом и Рыбинском, город получил мощный импульс к экономическому развитию. Всего за несколько десятилетий тихий провинциальный Бежецк превратился в один из крупных центров международной торговли льном. Почти в два раза выросло его население.
В этом материале я хочу поделиться подборкой публикаций столичных и местных газет того времени, освещавших строительство железной дороги от Рыбинска до Бологова. Они позволяют погрузиться в гущу событий более чем полуторавековой давности, узнать о подробностях грандиозной стройки, торжественном открытии станции «Бежецк» и о дальнейших непредвиденных трудностях.
За открытие железнодорожной ветки бежечане должны сказать спасибо рыбинским купцам
Во второй половине XIX века город Рыбинск называли хлебной столицей России. Местные купцы скупали хлеб из плодородных регионов нижнего течения Волги. Во время навигации через Рыбинскую биржу проходило до 1 млн пудов зерна. Естественно, богатые рыбинские коммерсанты были заинтересованы в быстрой и безопасной доставке товара в столицу, а оттуда и на международный рынок. Еще в середине 1850-х годов они обратились к правительству с инициативой построить железнодорожную линию от Рыбинска до Николаевской ветки, соединявшей Москву и Петербург. Однако тогда правительственная комиссия признала этот проект невыгодным.
Наконец, летом 1868 года, инициатива была одобрена правительством и лично императором Александром II. Концессию на постройку железной дороги получил гвардейский полковник А. А. Киреев. Возглавлял работы русский инженер П.А. Борейша. Активно привлекались иностранные специалисты: основные работы выполняла фирма «М. и А. Левстам и Ко», в разработке проекта принимали участие несколько французских инженеров.
В том, что дорога пойдет через Бежецк, сомнений не было. Город был важным центром, имевшим крепкие торговые связи с Рыбинском. Достаточно сказать, что практически все зерно на рыбинских пристанях насыпалось в холстинные мешки, которые шили жители Бежецка и уезда. На протяжении десятилетий крупнейшими поставщиками таких мешков были бежецкие купцы Черновы-Тырановы.
Рыбинско-Осеченская или Рыбинско-Бологовская?
Строители дороги долго не могли окончательно выбрать место стыковки ветки с Николаевской железной дорогой. Первоначально предполагалось протянуть «чугунку» от города Рыбинска кратчайшим путем, до станции Осеченка Николаевской железной дороги. Поэтому открытое 12 июля 1868 года акционерное общество получило название «общество Рыбинско-Осеченской железной дороги».
Летом того же года начались обследования первого участка дороги, от Рыбинска до Бежецка. Первоначальный этап работ подробно освещала петербургская политическая и литературная газета «Голос». В номере от 29 сентября 1868 года было перепечатано сообщение московской газеты «Биржевые ведомости»:
Подробныя изыскания от Рыбинска до Бежецка совершенно окончены; остальныя по линиям до Осеченки и до Бологое будут выполнены в последней трети этого месяца. Устройство телеграфнаго сообщения по линии, по контракту, заключенному 7-го августа, передано 1-й гильдии купцу Гребнеру, имьющему таковой же контракт на орловско-елецкой дороге. Первый участок земляных работ сдан санктпетербургскому 1-й гильдии купцу барону Г. Ф. Тазенгаузену (строителю александровскаго рынка в Петербурге) по контракту, заключенному 10-го сентября. Работы эти сданы ему с тем условием, чтоб были начаты немедленно, потому что строители хотят воспользоваться, оставшимся еще осенним временем для скорейшаго окончания земляного полотна между Рыбинском и имеющим быть построенным значительным мостом через реку Волгу. Оба вышеназванные контракта обеспечены надлежащими залогами. Наконец, заключены еще условия на поставку лесных материалов и бутоваго и тесаннаго камня для волжскаго моста; по возвращении вз Петербург, предположено, не медля, приступить к раздаче по контрактам всех остальных работ и заказов.
Как видно, для выполнения работ были приглашены проверенные крупные столичные подрядчики.
30 октября того же года газета «Голос» поместила официальное сообщение от правления общества Рыбинско-Осеченской железной дороги – «Сведения о ходе работ по устройству дороги, с 19-го августа по 25-е октября 1868 г.»:
Земляныя работы до проектной высоты окончены на протяжении 7 верст от Рыбинска.
Телеграфные столбы установлены между Рыбинском и Бежецком. Телеграфная проволока привезена из-за границы, аппараты приготовляются, и действие телеграфа, на этом протяжении, откроется чрез два с половиною месяца.
Роются котловины для береговых устоев мостов также между Рыбинском и Бежецком.
Камень и лестные материалы, на этом же протяжении, весьма успешно заготовляются для мостов и станций; главное внимание обращено на заготовку гранитных камней для волгскаго моста.
Сделаны приспособления к безостановочному производству каменнотесных работ на волгском мосте в зимнее время.
Поперечины (шпалы) заподряжены на всемь протяжении дороги.
Рельсы и скрепления для протяжения между Рыбинском и Бежецком заказаны, и прибудут с первою навигациею 1869 года.
Товарные вагоны и платформы для всей дороги заказаны в Москве; из них 200 платформ и 100 вагонов для развозки балласта будут доставлены на линию в 1869 году.
Одни из приглашенных инженеровь оканчивають изыскания от Бежецка до соединения с николаевскою железною дорогою, на двух предположениях: на станцию Осеченку и Бологое; другие же инженеры заняты составлением детальных проектов зданий, мостов и расположения станций.
Правление общества помещается на Невском Проспекте, близ Адмиралтейской Площади, в доме Шишмарева, Nº 3-й.
21 января 1869 года окончательно был утвержден проект, по которому дорога должны была быть проведена до станции Бологое. Соответственно изменилось и название: отныне это была Рыбинско-Бологовская дорога. Общая протяженность линии составила 280 верст. На ней запланировали 12 станций, 167 мостов, 191 переезд.
Шаг за шагом, ударными темпами
Размах строительства был впечатляющим: летом 1869 года на грандиозной стройке работали десятки тысяч человек. Однопутная дорога строилась высокими темпами, с насыпью под два пути. Второй путь планировалось уложить позже, с ростом доходов правления железной дороги.
Весной 1870 года работы уже близились к завершению. О том, как шло строительство дороги в районе Бежецка, сообщала на своих страницах столичная газета «Новое время». В выпуске от 11 марта 1870 года было помещено такое сообщение:
«Русское Телеграфное Агенство» сообщают из Бежецка, что 8-го марта утром жители нашего города приветствовали окончание укладки рельсов от Рыбинска к Бежецку по рыбинско-бологовской железной дороге. Таким образом в настоящее время Бежецк отстоит от Волги только на шесть часов пути. Для соединения Бежецка со станциею Бологое, на николаевской дороге, осталось положить рельсы на промежутке в 40 верст. Надеются, что чрез 10–12 дней Бежецк будет соединен непрерывным с рельсовым путем с С. Петербургом.
8 марта был железнодорожный путь от Рыбинска до Бежецка был полностью проложен. Спустя 4 дня состоялось тестирование пути: по дороге проехал первый грузовой поезд, о чем сообщала та же газета «Новое время» 17 марта:
«Русское Телеграфное Агенство» сообщают из Бежецка, что 12 марта, вечером прибыль в Бежецк с Волги первый поезд по железной дороге, нагруженный разными материалами. Сегодня, при большом стечении народа, праздновалось здесь окончание укладки пути от Рыбинска к Бежецку. Между Бежецком и станциею Бологое, на Николаевской дороге, осталось неуложеннаго рельсами пути 36 верст.
Эта важная веха в строительстве дороги была отмечена бежечанами. Но путь до станции Бологое еще не был достроен. Это произошло очень скоро, в конце марта. В выпуске «Нового времени» от 3 апреля читаем:
БЕЖЕЦК, 31 марта, вторник. Сегодня окончилась укладка рельсов на всем протяжении рыбинско-бологовской железной дороги. Вследствие того установлено непрерывное сообщение рабочих поездов между Бологое и Волгою. Здесь ожидают прибытия из Петербурга правительственной комиссии для осмотра дороги.
К концу марта по дороге уже начали ходить технические составы. Бежечане и все строители, конечно, находились в ожидании исторического момента.
Исторический момент: Бежецк встречает первый паровоз
И вот солнечным днем 4-го апреля 1870 года, в Бежецк прибыла комиссия для приемки работ. Встреча первого пассажирского состава превратилась в настоящий народный праздник. Репортаж из Бежецка был помещен в том же «Новом времени»:
Из Бежецка пишут в «Саратов. Спр. Листок»: сегодня, 4-го апреля, прибыл сюда, по рыбинско-бологовской железной дороге, из Бологова первый экстренный поезд, на котором прибыли лица правительственной инспекции, осмотревшия дорогу, председатель правления, строители дороги, управляющий работами и друге инженеры, а также директор эксплуатации с начальниками отдельных частей дороги. Поезд, украшенный флагами, быль встречен в Бежецке приглашенным духовенством и многочисленною толпою народа, при восторженных криках ура. Духовенство отслужило соответственное нынешнему дню благодарственное молебствие с коленопреклонением и многолетием за здравие Государя Императора. Великолепная погода благоприятствовала торжеству. До поздней ночи не умолкали на станции веселыя песни народа и рабочих.
Этот исторический момент можно считать началом пассажирского железнодорожного сообщения в Бежецке. Правда, следует отметить, что регулярное движение пассажирских поездов по Рыбинско-Бологовской дороге было открыто только спустя два месяца, 4-го июня 1870 года.
Первый бежецкий вокзал был выполнен по типовому проекту. В нем располагались два зала ожидания, телеграф, кабинет начальника станции, багажная и билетная кассы. В станционный комплекс также входили паровозный сарай, мастерские, водонапорная башня, нефтекачка, водокачка. О том, как выглядела станция «Бежецк» в 1870-е годы, можно судить по замечательной гравюре Ю. Барановский.
Непредвиденные трудности: недовольные рабочие и крестьяне-бунтари
Уже давно отшумели торжества по случаю открытия Рыбинско-Бологовской дороги, а в Бежецке оставались дожидаться расчета сотни рабочих. Система субподрядов, когда крупные подрядчики нанимали на местах мелких – «рядчиков», – сыграла злую шутку. Из-за запутанной системы квитанций окончательных расчетов пришлось дожидаться до зимы 1870 года.
Обиженными оказались также многие землевладельцы, как помещики, так и крестьяне, чьи земельные участки были заняты под железнодорожные сооружения. Все они ждали выплат от правления Рыбинско-Бологовской дороги. Сложившуюся ситуацию красочно описывает «Новое время» в номере от 8 декабря 1870 года:
На днях, как сообщают «Петербургских Ведомостях», на улицах Бежецка, в особенности около вокзала железной дороги, заметно было необычное оживление. Оно вызвано было приездом из Петербурга комиссии от министерства путей сообщения, которая рассчитывала многочисленных рабочих (из разных концов России), зазимовавших здесь, благодаря неполучению трудовых денег от подрядчиков, строивших Рыбинскую дорогу.
Уже с июля месяца окрестные мировые судьи были осаждаемы толпами рабочих; им выдавались исполнительные листы, но получать было не с кого – так ловко вели это дело подрядчики. Непосредственно от себя они не нанимали рабочих, а предоставляли это дело мелким рядчикам, которые, сработав на несколько тысяч рублей, получали от инженеров квитанции; когда эти квитанции предъявлялись подрядчикам для уплаты, последние отказывались, объясняя отказ тем, что квитанции не проверены, и потому-де нужно подождать. А ждать рядчикам было затруднительно: у них не хватало денег на покуку хлеба рабочим; к тому же приходилось держать на своих хлебах не мало рабочих только потому, что нечем было рассчитать их для отправки на родину, так как работы уже окончены. Мировой судья выдал рабочим исполнительный лист на рядчика, а с того взять нечего, потому что все, что было либо продано, либо заложено; много квитанций пошло по полтиннику за рубль к кредиторам-мясникам и хлебникам. Обратился рядчик к строителям и получил в ответ: подождите. Приезд комиссии, при таких обстоятельствах, разумеется, был манной небесной для многих бежецких обывателей и пришельцев.
Слухи о комисси прошли дня за два или за три до ея приезда. К приходу поезда собрались в воксал, по этому поводу, кроме рабочих и рядчиков, некоторые местные землевладельцы, с претензиями на гг. Левестамов, у некоторых крестьян и помещиков брали, во время постройки дороги, песок, и не заплатили за него; большинство не получало до сих поры денег за отчужденный под дорогу земли, как по Тверской, так и по Ярославской губерниям. Ходить слух, что по злобе, или, вернее, по превратному, пониманию своего права на забранную бесплатно землю, крестьяне не позволяют подвозить товары к некоторым станциям, не обращают внимания на то, что их скот пасется чуть не около самых рельсов железной дороги, подкладывают камни на рельсы т.п.
К числу недовольных дорогой принадлежат и мелкие подрядчики, увозившие в последнее время песок по два рубля за сажень; они ропщут на то, что работа отдана недавно новому оптовому подрядчику; за крупный песок, который они с выгодою поставляли бы по цене от трех и до семи рублей за сажень, тот же оптовый подрядчик берет с правления железной дороги по двадцати пяти рублей.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
К началу XX века скромная Рыбинско-Болговская дорога разрослась в целую сеть железных дорог. В 1901 году была сооружена железнодорожная магистраль от Москвы до незамерзающего балтийского порта Виндава (ныне – город Вентспилс в Латвии). Общество Рыбинской железной дороги было преобразовано в общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. На 1913 год общая протяженность принадлежавших обществу железных дорого составляла 2475 верст.
Таким образом, Бежецк оказался в полной мере включен в транспортную сеть международного значения. Бежецкие купцы получили возможность напрямую торговать с иностранными фирмами. И этой возможностью они в полной мерой воспользовались. Крупнейшие бежецкие льноторговцы: И.А. Петухов, Ф.К. Кондратьев, Е.И. Иродов, Ф.Ф. Чистяков заключали контракты с бельгийскими, немецкими, французскими фирмами. Именно тогда бежецкий лен превратился в настоящий бренд на европейском рынке.
В сезон через местный бежецкий рынок проходили миллионные суммы. Город богател и его облик стремительно менялся. В начале XX века было возведено новое здание вокзала, в модном тогда стиле модерн. К сожалению, бежецкий вокзал сгорел во время бомбежки немецкой авиацией зимой 1941–1942 годов.
Автор – Иван Крылов, краевед-исследователь. Перепечатка материала возможно только со ссылкой на первоисточник. При цитировании источников частично сохранена авторская пунктуация и орфография.