Найти в Дзене
Бежецкая старина

Сказ о том, как бежецкий купеческий сын Тыранов медаль на выставке в Лондоне получил

В 1870 году одним из главных событий в мире науки и техники стала Международная рабочая выставка (Workmen's International Exhibition) в Лондоне. Несколько месяцев это событие привлекало внимание как английской, так и мировой прессы: журналисты писали об изобретениях и технических новинках, привезенных в Туманный Альбион с разных концов света. Обладателями высшей награды выставки – золотого креста – стали всего 9 участников. Среди них – русский механик-изобретатель mr. John Tiranoff – именно так англоязычная пресса перевела имя Ивана Тыранова, купеческого сына из города Бежецка. Кем же был этот ныне забытый бежечанин, имя которого полтора столетия назад стало известно всему миру? И за какое изобретение он получил высокую награду и патент Британской империи? Тырановы – одна из исконных бежецких фамилий, накрепко связанная с историей города на протяжении нескольких столетий. Среди посадских людей Бежецкого Верха Тырановы (Тыроновы, Тырновы) встречаются по крайней мере со второй половины X

В 1870 году одним из главных событий в мире науки и техники стала Международная рабочая выставка (Workmen's International Exhibition) в Лондоне. Несколько месяцев это событие привлекало внимание как английской, так и мировой прессы: журналисты писали об изобретениях и технических новинках, привезенных в Туманный Альбион с разных концов света. Обладателями высшей награды выставки – золотого креста – стали всего 9 участников. Среди них – русский механик-изобретатель mr. John Tiranoff – именно так англоязычная пресса перевела имя Ивана Тыранова, купеческого сына из города Бежецка. Кем же был этот ныне забытый бежечанин, имя которого полтора столетия назад стало известно всему миру? И за какое изобретение он получил высокую награду и патент Британской империи?

Тырановы – одна из исконных бежецких фамилий, накрепко связанная с историей города на протяжении нескольких столетий. Среди посадских людей Бежецкого Верха Тырановы (Тыроновы, Тырновы) встречаются по крайней мере со второй половины XVII в. Неудивительно, что носителей этой фамилии в городе жило много, а род их занятий был очень разным. В первую очередь, конечно, вспоминаются братья Алексей и Михаил Васильевичи Тырановы. Первый – прославленный художник, академик, ученик А.Г. Венецианова и К.П. Брюллова, второй – крупнейший церковный живописец северо-востока Тверского края, имя которого стало известно широкой публике совсем недавно.

Герой этого рассказа, Иван Иванович Тыранов родился 8 октября 1840 году, в Бежецке, в семье Ивана Павловича и Мавры Федоровны Тырановых. Отец принадлежал к мещанскому сословию, хотя происходил из богатой купеческой семьи. Прадед Ивана – бежецкий купец Петр Иванович Чернов-Тыранов – был известен как крупный поставщик мешков для волжских пристаней. Именно ему посвящен один из сюжетов классической краеведческой работы отца Иоанна Постникова «Граф А.А. Аракчеев по сохранившимся в Бежецке воспоминаниям» – история о том, как всесильный граф помог бежецкому купцу Тыранову усмирить сурового рыбинского городничего.

Но, несмотря на принадлежность к богатой фамилии, жизнь Ивана Тыранова была не простой: он рано осиротел – в 12 лет. Отец и мать скончались с разницей в несколько дней во время эпидемии холеры. Мальчика вместе с еще двумя братьями и тремя сестрами усыновила тетка – бежецкая купчиха Александра Павловна Тыранова. В этих обстоятельствах его детские и юношеские годы вряд ли можно назвать счастливыми и благополучными. Неизвестно, получил ли Иван Тыранов какое-либо систематическое образование, или был совершенным самоучкой.

Документы свидетельствуют, что в 1860 году он еще жил в Бежецке, вероятно, помогая приемной матери в торговле. Но перспектива тихой провинциальной жизни, видимо, не прельщала юношу. Вскоре бежецкий купеческий сын Иван Тыранов переезжает в Санкт-Петербург. В конце 1860-е годы появляются первые упоминания о нем как об «известном изобретателе Тыранове».

Паровоз на станции Тверь. Из альбома «Виды Николаевской железной дороги». 1864 год.
Паровоз на станции Тверь. Из альбома «Виды Николаевской железной дороги». 1864 год.

Осенью 1869 года «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали распоряжение правительства о выдаче купеческому сыну Ивану Тыранову «десятилетней привилегии на спасительный снаряд для отвращения несчастных случаев на железных дорогах». Переводя на современный русский язык, речь шла о выдаче патента на изобретение, сущность которого газета поясняет так:

Спасительный снаряд предотвращает все несчастные случаи, происходящие от соскакивания с рельсов паровоза или вагонов и от опрокидывания вагонов, в случае поломки под ними колес. Применение сего снаряда... делает невозможным соскакивание колес паровоза или вагонов с рельсов, при какой угодно быстроте поезда, ибо колеса, сделав даже прыжок до 4-х вершков и более над рельсом, в случае сильнаго толчка, опускаются обратно на рельс.

Нередко талантливые люди бывают по достоинству оценены на родине уже после мирового признания. Так случилось и с Иваном Тырановым. Несмотря на выдачу патента, изобретение бежецкого купца не сразу пошло в ход. 10 октября 1870 года в русском техническом обществе был представлен доклад об «известном изобретателе г. Тыранове» и его «спасительном снаряде» для паровозов и вагонов. Русские инженеры критически оценили предлагаемые новшества:

Русское техническое общество внимательно выслушав доклад и последовавшие за ним прения... не согласилось с изобретением; но вместе с тем оно выразило сочувствие г. Тыранову за его стремления разрешить нынешния задачи эксплуатации и пожелало, чтобы остроумный изобретатель, не останавливаясь на полдороге, продолжал свои полезныя работы на поприще разных усовершенствований в устройстве подвижнаго состава и железных путей.

В это же самое время в Лондоне Тыранова ждал настоящий триумф. 16 июля 1870 года там открылась Международная рабочая выставка (в оригинале она называлась «Workmen's International Exhibition»). На торжественном открытии присутствовал принц Уэльский Альберт Эдуард, будущий король Эдуард VII. В специально построенном для выставок Королевском сельскохозяйственном зале (Agricultural Hall Islington) были представлены последние достижения техники и промышленности всего мира: изобретения инженеров-механиков, оружие, мебель, декоративные конструкции, научная аппаратура, ткани, шорно-седельные изделия, ботинки и туфли, изделия из кожи...

Статья об изобретении Ивана Тыранова в американском журнале «American Artisan» («Американский ремесленник»). 31 августа 1870 года.
Статья об изобретении Ивана Тыранова в американском журнале «American Artisan» («Американский ремесленник»). 31 августа 1870 года.

Британская пресса писала, что «Mr. John Tiranoff, of St. Petersburg, sends a model of his improvements in railroads and carriages» – мистер Иван Тыранов из Санкт-Петербурга прислал модель своих усовершенствований железных дорог и вагонов. Видимо, лично в Лондон он так и не приехал.

Выставка продлилась до конца осени 1870 года. В завершении специальная комиссия присудила 109 наград. Mr. John Tiranoff получил высшую награду, которой удостоились всего 9 участников, – золотой крест на ленте и диплом за № 23. Один из таких наградных крестов находится в собрании Британского музея в Лондоне. Правда, в данном случае крест не золотой, а серебряный.

Серебряная медаль из серебра для участника Международной рабочей выставки 1870 года. Из собрания Британского музея в Лондоне.
Серебряная медаль из серебра для участника Международной рабочей выставки 1870 года. Из собрания Британского музея в Лондоне.

Очень скоро новость об успехе русского изобретался добралась до Петербурга. В конце 1870 года столичная газета «Новое время» поместила на своих страницах заметку следующего содержания:

В то время, как наши соотечественники разбирают предложенныя г. Тырановым приспособления к железным дорогам и доказывают, самым неопровержимым образом, непрактичность, замысловатость и несостоятельность всех его изобретений, англичане, эти первостепенные механики и техники в целом мире, на суд которых явился г. Тыранов, отнеслись к изобретениям нашего механика с величайшею похвалою. На лондонской международной рабочей выставке изобретателям присуждено 109 наград, в том числе, в первой категории наград (first class award) стоят девять изобретателей; г. Тыранов, за свои приспособления к железным дорогам, получил золотую медаль и стоит третьим по списку. Зная серьезность, строгость и беспристрастность суда присяжных английских выставок, говорит «Голос», нельзя не видеть в награде, присужденной г. Тыранову, выражения высокаго мнения англичан о заслугах и талантливости нашего механика.

В Великобритании Тыранов не только получил высокую награду, но и запатентовал свое изобретение. Патент Британской империи был выдан 3 мая 1870 год за № 1269. Он содержит подробное описание и чертежы системы вагонов Тыранова.

Патент Британской империи на изобретение Ивана Тыранова. 1870 год.
Патент Британской империи на изобретение Ивана Тыранова. 1870 год.

Надо сказать, что именно в 1870-е годы в Российской империи начался настоящий железнодорожный бум. Поэтому все изобретения, позволяющие повысить эффективность и безопасность железных дорог, были очень актуальны.

В 1872 году в Москве была издана отдельная книга под заголовком «Объяснение устройства новой системы вагонов с муфтовыми осями, паровозов и укладки пути для правильного и безопасного движения по железным дорогам. Изобретение Ивана и Николая Тырановых и Алексея Кусакова». В книге содержится подробное описание и чертежи вагонов нового типа, запатентованных в Департаменте торговли и мануфактур 15 декабря 1871 года. Соавторами этой системы стали старший брат Ивана – Николай Иванович Тыранов и статский советник Алексей Кусаков.

Обложка издания «Объяснение устройства новой системы вагонов с муфтовыми осями, паровозов и укладки пути для правильного и безопасного движения по железным дорогам. Изобретение Ивана и Николая Тырановых и Алексея Кусакова». Москва, 1872 год. Из собрания РГБ.
Обложка издания «Объяснение устройства новой системы вагонов с муфтовыми осями, паровозов и укладки пути для правильного и безопасного движения по железным дорогам. Изобретение Ивана и Николая Тырановых и Алексея Кусакова». Москва, 1872 год. Из собрания РГБ.

Я не являюсь инженером-железнодорожником, поэтому не стану пытаться подробно излагать все технические новшества, предложенные Тырановым в этой работе. Скажу только, что речь шла об оригинальной конструкции вагонных тележек – поворотных устройств, позволяющих поездам двигаться по путям малого радиуса.

Чертеж муфтовой системы Тыранова. Из книги «Объяснение устройства новой системы вагонов...». 1872 год.
Чертеж муфтовой системы Тыранова. Из книги «Объяснение устройства новой системы вагонов...». 1872 год.

Деятельность талантливого изобретателя не ограничивалась железнодорожной техникой. Например, в 1893 году, то есть спустя двадцать три года после международного успеха, Тыранов просил о выдаче привилегии «на аппарат для точки катушек из дерева для бумагопрядильных фабрик».

Бежецк нередко называют «землей, рождающей таланты». Бежечанам хорошо известны их знаменитые земляки: поэты, писатели, певцы, ученые. Но оказывается, что в истории города есть полностью забытые, а когда-то известные не только в России, но и за рубежом имена. Одно из них – имя Ивана Ивановича Тыранова, талантливого механика-изобретателя.