(Левит 16:1-11, 15-22, 29-34)
"И говорил Господь Моисею по смерти двух сыновей Аарона, когда они, приступив с чуждым огнём пред лицо Господа, умерли, и сказал Господь Моисею: «Скажи Аарону, брату твоему, чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке. Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение. Священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает. Это священные одежды; и пусть омывает он тело своё водой и надевает их; и от общества сынов Израилевых пусть возьмёт двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. И принесёт Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмёт двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. И приведёт Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесёт его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения»" (Лев. 16:1-10).
День очищения в жизни израильского народа был не просто ежегодным жертвоприношением. Из Лев. 16 мы узнаем, что обряд принесения этой жертвы был более сложным, а приготовления более тщательными, чем в других случаях. Из текста видно, что жертва не только покрывала грехи всего народа, но и несла в себе более глубокий смысл. Какие принципы можно усмотреть за Господними требованиями, относящимися к этому дню? Какие образы с ним связаны?
ПРООБРАЗЫ
Место
Первый принцип, на который необходимо обратить внимание, состоит в том, что Святое святых было местом священным. Оно названо так потому, что от других помещений скинии было отделено завесой. Единственным предметом, находившимся в нем, был ковчег завета. С двух сторон крышки ковчега стояли два резных херувима. В Пс. 98:1 говорится, что Бог восседает на херувимах. Считалось, что Бог пребывал в скинии над крышкой ковчега между фигурами этих херувимов. Моисей получил указание предупредить Аарона, что, хотя он и первосвященник, ему не позволено входить во все помещения скинии в любое время, когда заблагорассудится.
Возможно, грех Надава и Авиуда состоял в том, что они, взяв кадильницы, хотели пройти за завесу, чтобы самовольно принести жертву, и тогда Бог остановил их, поразив смертью. (О грехе Надава и Авиуда читайте статью "Надав и Авиуд: Непослушание"). Во избежание дальнейших недоразумений и чтобы люди имели правильное представление о Его святости, Бог велел Моисею включить в закон это положение. Святость Бога требовала ограничить доступ к Нему людей. В связи с содержащимся здесь прообразом автор Послания к евреям в Новом Завете поясняет причину таких ограничений: "Этим Дух Святой показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния" (Евр. 9:8). Еще не пришло то время, когда Бог мог открыть Себя людям, и поэтому доступ к Нему был крайне ограничен.
Приготовление
Во-вторых, нужно отметить, как тщательно подбиралась одежда для первосвященника Аарона. Специально изготовленные одежды из белого льна он должен был надевать только при исполнении священных обязанностей. Перед тем как облачиться в это одеяние, он должен был совершить ритуальное омовение (Лев. 16:4). Это не значит, что Бог велел и нам, нынешним священникам Божьим, надевать особую одежду или совершать омовение перед тем, как приступать к богослужению. Это подразумевает, что наше призвание быть детьми Божьими священно и свято. Такую же мысль высказывает и автор Послания к евреям: "Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водой чистой" (Евр. 10:19-22).
Подношение
Третий принцип связан с числом жертв и с тем, каким образом эти жертвы следовало приносить в тот день. Аарон в той же мере, что и другие, нуждался в очищении. Поэтому Бог начал с него (ст. 3). После необходимых приготовлений Аарон должен был принести жертву за грех за себя самого и за свою семью (ст. 6). Он должен был войти в Святое святых и пальцем покропить кровью на крышку ковчега с восточной стороны, то есть там, где находился Бог. Принеся первую жертву, Аарон покидал Святое святых, чтобы совершить еще одно жертвоприношение — принести в жертву козла за грехи народа (ст. 15). Для этого требовалось снова войти в Святое святых и во второй раз покропить кровью.
Очищение
Четвертый принцип — та всеохватность очищения, какой Бог требовал в этот день. Очищение получал не только весь народ (включая Аарона). Бог указывал, что раз в год ритуальное очищение необходимо совершать также над Его скинией со всем ее содержимым. Хоть сыновья Аарона и были грешниками, они, тем не менее, назывались священниками Божьими и служили святому и чистому Богу (ст. 15-19).
Бог считал людей настолько грешными, что только один представитель от священства, Аарон, допускался в присутствие Бога, чтобы совершить очищение (ст. 17). Стихи 15-19 наглядно показывают, каким ужасным представляется Богу грех и как тщательно нужно было выполнять Его предписания, чтобы получить умилостивление за него.
Другим важным моментом в жертвоприношении было, когда из стада выбирались два козла (ст. 5), участь которых решалась путем бросания жребия: одного из них приносили в жертву, а другого выводили в пустынное место вдали от стана и отпускали. Выбирались эти козлы тоже с помощью жребия. Возможно, для этого как раз и использовались два камня священства — урим и туммим. Оба животных символизировали грех. Одно из них приносили в жертву за грех, а его кровь вносили в Святое святых (ст. 15). Другое отводили в пустыню, чтобы оно унесло на себе грехи людей (ст. 20-22).
В заключительной части ритуала мы снова видим, насколько серьезно израильский народ должен был относиться к проблеме греха. Даже тот, кто отводил в пустыню козла отпущения, прежде чем войти в стан, должен был выстирать свою одежду (ст. 26). Это же требовалось и от тех, кто сжигал жертвы вне стана (ст. 27, 28). Аарон, во второй раз покидая Святое святых, должен был оставить на святом месте свои священные одежды из белого льна, совершить омовение и надеть другие одежды, после чего принести заключительную жертву всесожжения на жертвеннике во дворе скинии (ст. 23-25). Какой же это был сложный ритуал! Да; но Бог очень серьезно относится к греху и его последствиям.
ОБРАЗ
Несет наши грехи
Мы говорим о том, что Христос является образом ветхозаветного прообраза жертвы за грех. Но с Ним в какой-то степени следует связывать также и прообраз очищения, представленного в концепции двух козлов, символизировавших грех, и бросаемого о них жребия. Об этом говорил пророк Исаия в стихах о страдающем Мессии: "И Господь возложил на Него грехи всех нас... И к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих" (Ис. 53:6, 12). В Новом Завете при описании избрания Матфия апостолом употреблены те же слова: "И выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам" (Деян. 1:26). Согласно предвечному замыслу Бога, на Христа в день распятия был возложен весь мир.
Берет на Себя наши грехи
Козел, которого отводили в пустыню, также представлял грядущего Христа. Свидетельствуя об Иисусе, Иоанн Креститель заявил: "Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира" (Ин. 1:29). Толкователи полагают, что оба значения возможны здесь: с одной стороны, Иисус искупает (несет) грех Своей смертью на кресте, а с другой стороны, Он, приняв за грех наказание, берет его на Себя и тем удаляет его от нас. Говоря о Мессии, Исаия использует иллюстрацию также и со вторым козлом: "Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни" (Ис. 53:4). Иисус не только уничтожил наши грехи Своей смертью на кресте, но и удалил их от нас, чтобы ни Бог, ни мы больше о них не вспоминали.
Требует рассмотрения также и прообраз Аарона.
Только один перед Богом
Аарон был единственным, кто мог представлять народ перед Богом и Бога перед народом. В День очищения он выступал в роли посредника между Богом и людьми. А в Послании к евреям, без которого нам было бы трудно разобраться в прообразах и образах, поясняется, прообразом чего выступало священство: "Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление... И не для того, чтобы многократно приносить Себя в жертву, как первосвященник входит во святилище ежегодно с чужой кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей" (Евр. 9:11, 12, 25, 26).
Павел прибавляет к этому: "...един и Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5). Перед нами божественный парадокс! Христос был не только жертвой за грех; Он был также священником/посредником, принесшим в жертву Свою собственную кровь в совершенной небесной скинии перед престолом Самого Отца.
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НАС
Только понимать, что прообразы, которые мы находим в этом обряде, указывают на Христа, — уже будет достаточно. Однако в нем скрыты и другие важные для нас принципы и примеры для следования.
Очищение в наше время
Во-первых, сравнивая сложную церемонию очищения от грехов согласно ветхозаветным законам с простотой Нового Завета, мы должны быть благодарны за благословение жить в христианскую эпоху. Обретя вечное искупление (Евр. 9:12) благодаря одной жертве крови Христа, мы уже не имеем нужды постоянно совершать сложный обряд очищения. Мы понимаем, что получаем прощение грехов в момент новозаветного крещения (Деян. 2:38). Но представьте тогда, какие бы возникали сложности, если бы Бог требовал, чтобы мы повторяли этот простой акт хотя бы один раз в год. Думаю, что, в зависимости от размеров общины, только на одно это уходил бы по меньшей мере целый день. Теперь сравните это с тем, как израильский народ, для того чтобы получить очищение, целый день ждал, пока Аарон совершит четыре разных обряда. Но поскольку мы свое спасение получаем каждый в отдельности, а не всем народом, и это событие, так сказать, не требует публичности, нам, чтобы кровью Христовой очиститься от грехов, не нужно совершать такие обряды или организовывать многолюдные собрания. Однажды крестившись во Христа, было то прилюдно или нет, мы получили вечный и неограниченный доступ к очистительной силе Его крови.
Исповедание в наше время
А что же делать с грехами, которые мы совершаем уже после крещения? Бог в Своей милости предусмотрел для нас в Иисусе дополнительное очищение через ту же кровь. Эту радостную весть сообщает христианам Иоанн: "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Ин. 1:6-10).
Нашим собраниям, параллель которым можно усмотреть в Дне очищения, не хватает динамики. Речь идет о публичном покаянии. Я говорю "не хватает", потому что считаю, что мы недостаточно конкретны в наших молитвах, когда молимся о прощении грехов общины. И мы в недостаточной мере практикуем исповедание своих грехов друг перед другом. Карточки, на которых мы записываем свои просьбы о молитвах, носят такой общий характер, что ведущим молитвы бывает трудно молиться за исповедующих грехи, так как они не знают, в чем эти грехи заключаются. В исповедании грехов содержится Божье требование, смысл которого, видимо, от нас ускользает. Этот смысл, судя по всему, состоит в том, чтобы исповеданием выставить грех на всеобщее обозрение, что должно привести в нас к истинному покаянию и печали ради Бога. Признавая свои собственные ошибки или ошибки общины, мы обнажаем их, что дает Богу и нам самим возможность предпринять шаги к их исправлению. Имело бы большое значение и, возможно, приносило бы духовное очищение, если бы мы начинали богослужение с молитвы, содержащей исповедание греха. Это бы позволяло аудитории приступать к поклонению с чистой совестью.
Причастие в наше время
Еще один принцип, который не должен укрыться от нашего внимания, заключается в том, что грешного человека и святого Бога разделяет пропасть. В День очищения закон требовал очищать не только народ, но и всю скинии с ее утварью. "Также окропил кровью и скинию, и все сосуды богослужебные. Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови нет прощения" (Евр. 9:21, 22).
Даже священники были нечисты пред Богом, пока за них не приносились жертвы. Всё, кроме Святого святых, нуждалось в очищении, но даже и туда вносилась кровь за народ. Хотя скиния была построена в соответствии с замыслом и повелением Божьим, из-за того, что ее использовали грешные люди, она нуждалась в постоянном очищении. Полагаю, что такая же параллель существует между Богом и церковью. Поразительно, как такой святой Бог может общаться с такими грешными людьми; но это Его воля. Часто мы говорим о церкви, какой она должна быть в идеале (Мф. 16:16-18), но Бог, как и мы с вами, каждый день видит ее такой, какая она есть на самом деле. Совсем не случайно Бог показал нам реальную жизнь церкви первого века, включив в Новый Завет послания апостолов. Сколько проблем и сколько грехов было у тех церквей! И тем не менее они все были основаны великим апостолом Павлом, который, к тому же, был у них миссионером. А церковь в Коринфе он даже называл "церковью Божией" (1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1). Он заявлял, что в верующих обитает Дух Божий (1 Кор. 3:19; см. Ин. 14:23; Деян. 2:38; Еф. 1:13, 14). Бог обитает в нас — Он приблизился к нам так, что ближе уже не бывает. Но Он идет на это и готов это делать на постоянной основе, так как это соответствует Его предвечному замыслу, который раскрылся в Иисусе Христе, нашем Спасителе и Господе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давайте стараться полнее понимать всё, что Бог запланировал и осуществил для нас во Христе. Можно благодарить Бога за то, что мы живем по эту сторону от креста Иисуса, и нам не нужно каждый день или каждый год совершать ритуальные очищения. В то же время мы должны быть признательны, что такие верные люди, как Аарон и ему подобные по ту сторону креста, были готовы исполнять повеления Бога, чтобы с приходом Христа ветхозаветные прообразы стали реальностью.