Найти в Дзене
Наталья Баева

"Есть женщины в русских селеньях ...

С походкой, со взглядом цариц!"

Не преувеличил ли Некрасов, не комплимент ли сделал? Жизнь крестьянки - и "царственность"? Вот если бы портреты... но ведь портрет - это дорого, это лишь в кругах аристократии?

Однако в провинциальных музеях, преимущественно русского Севера, немало портретов женщин явно "третьего сословия". Далеко не всегда можно определить, кто это? Купчихи, мещанки? Крестьянки?!

Натурщицы - современницы Пушкина. Выглядят попаданками из семнадцатого века - настолько прочно держались традиции народного костюма.

И народной живописи тоже. Авторы этих портретов, большею частью безвестные, "академиев не кончали", с современной им живописью знакомы не были, их манера - наследие иконы и парсуны.

Художники разные - а манера одна. Повторяются позы, фигуры приближены к зрителю, статичны, взгляды - куда-то за пределы холста... Нет, никакой царственности, ни малейшего намерения "самоутвердиться". И это ничуть не мешает многообразию характеров!

-2

Очевидно, на Севере сложилась особая художественная школа, по-старообрядчески консервативная, едва допускающая академические новшества, но очень внимательная к индивидуальности.

-3

Богатство и разнообразие головных уборов, шитых северным речным жемчугом, многоцветье сарафанов, лёгкая кисейная ткань рукавов - всё это способно породить сомнения, в самом ли деле перед нами портреты женщин "из народа"? Но в этом убеждает уровень художников: их эстетическое чутьё явно превосходило их профессиональные навыки!

-4

Известна традиция свадебного портрета. В Торопце даже записана обрядовая песня - свидетельство того, что портрет невесты не был исключительной редкостью:

Государь ты мой батюшка, государыня-матушка,

Напишите моё лицо

На дубовом столике, да на бранной скатерти.

Когда столик задвинется, Про меня вспомяните,

Каково ваше дитятко

У чужого не родного батюшки,

У чужой, не родной матушки...

-5

А главное, если мы сомневаемся, крестьянки перед нами или купчихи, так и современники могли в этом усомниться! К началу девятнадцатого века уже сформировался некий "пограничный" слой населения: те, кто ещё не порвали с селом, сохранили народные вкусы и пристрастия, но зарабатывали торговлей, как купцы, или отхожими промыслами (мужчины в столицах, женщины в селе), или даже организацией кустарных предприятий.

Вот, это же не "красны девицы", это ХОЗЯЙКИ!

-6

-7

Идеализации в этих портретах нет - есть характеры. Очевидно, запечатлены именно те полтора процента русского крестьянства, кто сумел освободиться по "Закону о вольных хлебопашцах". Освободились тогда те, кто на земле уже не работал, промышленники!

-8

Догадка подтверждается воспоминаниями. Ф.Ф. Вигель рассказывает о своём путешествии по Волге в 1816 году. Избы все бревенчатые, в два жилья, и ни одной, крытой соломой! Красавицы все в малиновых, алых, лазоревых сарафанах с золотыми галунами, иные и в серебряных фатах. "Разумеется, в большей части России между крестьянами нельзя найти такого довольства.

-9

Отцы, мужья и братья этих женщин живут в Москве и в Петербурге сидельцами в лавках, половыми в трактирах, другие извозчиками. Здесь без больших затруднений ловят и продают осетров и стерлядей. Всё народ промышленный. Жёны здесь не опаляются летним зноем, не знают утомительной полевой работы, рано не отцветают". Но формально - крестьянки.

-10

Вот редкий случай, когда имя художника неизвестно - а портрет подписан. Это жена ямщика Наталья Сосунова. Муж зарабатывает достаточно, а жена осталась на хозяйстве.

-11

Неужели народные художники оказались "более психологами", чем "академисты"? Непросто даже найти крестьянский портрет, в котором красота, нарядность, "этнография" - самоцель.

-12

А самый известный портрет крестьянки 19 века, наверное, вот этот. Заказан именно потому что заказчик, партизан, поручик Орлов точно знал - эта женщина войдёт в историю. Даром что крепостная.

-13

Это Василиса Кожина, организатор партизанского отряда в Сычевском уезде Смоленской губернии. Рассказы о ней с годами становились всё более подробными и занимательными, и по этой причине сегодняшние историки даже высказывают сомнения в её существовании.

Но портрет настолько не похож на прочие изображения крестьянок, что ясно - перед нами "фотография". Написан именно с целью удостоверить: была Василиса, и медаль у неё была. Никакой идеализации-мифологизации, спокойное достоинство представительства перед потомками.

А. Смирнов - провинциальный художник, писал Василису и Герасима Курина с натуры, восхищаясь людьми из народа. На обороте портрета сохранилась его надпись: "Большую зделала России пользу". Именно так.

(Если тема народного портрета интересна, продолжу. Купеческий портрет - мало известная страница русской живописи!)

Продолжение здесь: