Найти в Дзене

Фестиваль столярного дела 2025. Взгляд изнутри.

Потихоньку осмысливаю прошедший фестиваль столярного дела и свои ощущения. До этого года я 3 или 4 раза был простым посетителем на фестивалях и всегда это было интересно и познавательно - потолкаться в этой веселой кутерьме, посмотреть на мастеров со всей России и на их произведения, купить какую-нибудь поделку детям или себе любимому что-нибудь из инструмента (вот мой отчет с прошлого фестиваля). В 2021-2022 годах я как раз увлекся столярным ремеслом вообще и креслами Шварца в частности. Но совершенно не представлял, как к ним подступиться и ничего про их изготовление не знал. И вот в 2022 году на фестивале увидел несколько прекрасных кресел и стульев в подобной стилистике Был совершенно ими очарован и участь моя была решена - я должен был сделать нечто подобное. Даже взял контакты одного из мастеров с намерением напроситься как-нибудь на мастер-класс, или в ученики. Но потом контакт этот затерялся и про мастер-класс пришлось забыть и до всего доходить своим умом. Ну и книжкой Криса
Оглавление

Потихоньку осмысливаю прошедший фестиваль столярного дела и свои ощущения. До этого года я 3 или 4 раза был простым посетителем на фестивалях и всегда это было интересно и познавательно - потолкаться в этой веселой кутерьме, посмотреть на мастеров со всей России и на их произведения, купить какую-нибудь поделку детям или себе любимому что-нибудь из инструмента (вот мой отчет с прошлого фестиваля).

Подготовка

В 2021-2022 годах я как раз увлекся столярным ремеслом вообще и креслами Шварца в частности. Но совершенно не представлял, как к ним подступиться и ничего про их изготовление не знал. И вот в 2022 году на фестивале увидел несколько прекрасных кресел и стульев в подобной стилистике

Был совершенно ими очарован и участь моя была решена - я должен был сделать нечто подобное. Даже взял контакты одного из мастеров с намерением напроситься как-нибудь на мастер-класс, или в ученики. Но потом контакт этот затерялся и про мастер-класс пришлось забыть и до всего доходить своим умом. Ну и книжкой Криса Шварца, в основном конечно ей.

В 2023-2024 годах не фестивалях никто подобных кресел не выставлял и я даже в шутку предположил - а почему бы не замахнуться мне самому на участие в фестивале в 2025 году.

В 2023 году я сделал пару своих первых кресел, а в 2024 еще с десяток. Что-то раздарил. Но и осталось у меня их 5-7. И они мне все нравятся. Но я ведь необъективен. Детей мы ведь любыми любим. Вот и хотелось мне услышать мнение со стороны. Непредвзятое. В общем, просились мои кресла на публику. Решил устроить им первый бал Наташи Ростовой. Отвезти на фестиваль столярного дела.

В конце января мою заявку на участие в фестивале одобрили, предупредили, что каждому мастеру выделяют не более 4 кв.метров площади, за что он обязан (благодарить и кланяться) в течение проведения фестиваля показывать какой-то мастер класс по своему профилю (я пообещал организаторам, что в ходе фестиваля на примере изготовления табурета от бревна до конечного изделия покажу основные приемы работы креслодеревщика и инструменты, которыми он пользуется).

И начались мои терзания (бессонными ночами) и подготовка к фестивалю (светлыми днями). Буквально стал плохо спать, рано просыпался и все думал: "Ну куда я со своим суконным рылом лезу? Опозорюсь же. Там жеж на фестивале ж -МАСТЕРА" И так по кругу. Пару раз даже думал отказаться. Но ответственность перед креслами не позволила. С рассветом эти демоны отступали и я занимался подготовкой к фестивалю.

Нужно было решить - как разместиться на 4 кв.метрах мне, моим креслам, инструментам для мастер-класса, бревну, заготовкам для ножек и проножек и прочему по мелочи. Понятно, что все кресла не поместились бы. Взял вот этих - кресло Гибсона, стул типа Бибингс энд Хенсби и простое кресло Шинуазри.

-2

Для привлечения посетителей наделал головоломок. Чтобы перевезти все инструменты сделал сундук для инструментов (но все равно все инструменты не поместились, пришлось по итогу клинья, топор и кувалду еще в отдельной сумке везти). Вечером 28 февраля все завез в Экспоцентр и поставил на отведенном мне месте. Нужно было еще избавиться от столика, который выдавался каждому участнику фестиваля для размещения поделок (а у меня он только место занимал) и я отдал его своим соседям - прекрасным мастерам из Старой Ладоги Галине и Дмитрию Заплатиным, которые делают потрясающей красоты изделия из бересты (у них тоже был один столик, но на него все их произведения не поместились, так что дополнительный столик им явно пригодился win-win).

День первый

1 марта приехал к 8-30, расставил свои кресла, строгальную скамью (коня педального), ящик с инструментами, бревно и прочие мелочи, включил фоторамку (куда предварительно закачал все фото с этого канали) и пошел на разведку по залам, чтобы высмотреть - где можно воспользоваться ленточной пилой, где бревно расколоть, где попросить верстаком попользоваться (потому что если бы я еще привез свою ленточную пилу (которую не поднять) и верстак (который прикручен к полу и стене), мне бы и 8 кв.метров не хватило). Разведка была удачной, все, что мне было нужно, нашел. Оставалось только договориться с хозяевами, но это я оставил на потом.

В 9 утра фестиваль открылся, начали появляться первые посетители и я пошел раскалывать бревно, нужно же было из чего то сиденье для табуретки делать. Пошел к работникам ножа и топора, то бишь к ложкарям и рубщикам. Для них на фестивале было специальное место отведено, где они при помощи топора, ножа и клюкарзы делали ложки, корыта, чаши и т.п. Вот так вот примерно это выглядело к вечеру первого дня. Утром то еще пусто было и относительно чисто.

-3

Пришел я со своим бревном и говорю: "Можно я тут у вас бревно расколю" Мне отвечают - "конечно можно". Начал я доставать из сумки свои клинья, топорик, кувалдочку, а главный рубщик и предлагает: Давай, - говорит, - вот этой штукой расколем. И показывает мне инструмент. Тут я опростоволосился, решил поумничать и говорю: "Эта штука называется фро". Главный рубщик буркнул "Знаю как она называется" (ну типа не учи ученого). Тут я понял что куда то не туда разговор пошел, еще вытолкают меня взашей. Решил молчать побольше - поработаю подольше. Наметил на бревне линию, топориком ее наживил, стал клинья загонять. Тут уже народ стал собираться. Не каждый день увидишь, как клиньями бревно раскалывают. Отколол, в общем, плаху от бревна, обтесал топориком, чтобы на верстак уложить можно было да шерхебелем выровнять. Поблагодарил рубщиков и пошел на свое место.

Сейчас будет лирическое отступление, смысл которого станет понятен позднее. В середине 90-х годов служил я в Комитете по военно-техническому сотрудничеству. Это как министерство, только Комитет. Который отвечал за определение и проведение политики РФ по продаже вооружения и военной техники зарубежным странам. Служил юристом. И вот как раз в середине 90-х годов Правительство Колумбии решило подразобраться со своими наркокортелями, понадобились им вертолеты и другое вооружение и решили они закупиться в России. И пригласили к себе российскую делегацию, чтобы это все обсудить, договориться и подписать межправительственное соглашение. Правительственная делегация - это обычно человек 7-10 (председатель Комитета или его зам, пару-тройку специалистов про различным вооружениям, пару представителей промышленности, обязательно юрист, переводчик). И вот попал я в эту делегацию (у нас юристы из отдела по очереди в такие командировки ездили). В мои обязанности входило юридическое согласование всех формулировок соглашения, опечатывание подписанного соглашения (соглашение прошивается красивой ленточкой и на обороте ленточка заливается сургучом и ставится красивая печать). Начальник отдела выдал мне из сейфа палочку сургуча, в МИДе получил я под роспись красивую латунную печать Российской Федерации. И поскольку в составе делегации я был самым молодым, мне еще поручили следить за всем нашим багажом - чтобы ничего не потерялось на посадках и пересадках. Прилетели мы в Боготу (это такая столица Колумбии). Получили багаж, прошли погранконтроль, выходим в зал. Стоит какой то мужичок, встречает нас. Ну я подумал - шофер или кто из посольства. И начал распоряжаться по поводу багажа. Эти чемоданы говорю - сюда, те туда, ничего не потеряйте. И мужичок этот начинает даже как-то суетиться. Такой от меня напор был. Оказалось потом мужичок этот - посол РФ в Колумбии. До сих пор мне как-то неудобно. Вот такой вот случай.

И на фестивале тоже нечто подобное произошло. Нужно мне было выровнять мою сидушку для табуретки шерхебелем и рубанком. А для этого нужен верстак. И пошел я к месту, где компания Рубанков (организаторов этого фестиваля) располагалась. Они там себе в самом начале (где посетители как раз заходят, самое козырное местечко) выделили зону для верстаков - там их штук 12 стояло и за каждым сотрудник компании что то показывал - как затачивать, как головоломки делать, как пазы выбирать и т.п. Я к сожалению в этот раз практически ничего на фестивале не фотографировал (занят был изготовлением табуретки), поэтому всю перспективу этих верстаков показать вам не могу. В общем пришел я к этим верстакам, смотрю, и на всех вроде люди работают. Причем усиленно и увлеченно работают. Сразу видно, что им верстаки самим нужны. Походил и вижу, что на самом крайнем верстаке парень показывает, как рубанками марки Zelland работать нужно. Красота, стружка не толще папиросной бумаги. Древесина остается после прохода гладкая, прям под покрытие, никакой шлифовки не нужно. Ну он пройдет один раз, постоит, пройдет еще раз, стружечку вынет, опять постоит. Я к нему подхожу и спрашиваю: - Можно мне тут за верстаком шерхебелем поработать. (типа ты тут баловством занимаешься, а мне доску выровнять нужно). Парень говорит: - а у меня нет шерхебеля, виновато так. Я говорю: Ничего, у меня есть, - и достаю свой любимый рубанок фабрики Воскова, и плоскогубцы, которые нужны для тонкой подстройки рубанка.

-4

Настраиваю шерхебель, зажимаю заготовку в тиски - и понеслась - вжик, вжик, стружка по миллиметру выходит, если не по полтора, любо-дорого, верстак из стороны в сторону ходит (хлипковат для подобной работы). Минут 20-25 потребовалось, чтобы вчерне заготовку выровнять, поменять нож рубанка на обычный и выгладить. Согрелся как в бане. Мне там говорили даже - тебе и в фитнесс ходить не надо. Ну сделал и пошел к себе на место пазы в сиденье сверлить под ножки. А на следующий день, когда ехал на фестиваль, на выходе из метро встретил этого парня. Поздоровались, идем к экспоцентру, я и спрашиваю , - Ну как в Рубанках работать, что там делаешь. А он отвечает - А я в Рубанках не работаю. Я говорю: - Ну как же, ты же стоял за их верстаком, в их униформе, показывал как рубанками пользоваться. А он и говорит: "Так это мои рубанки, я их делаю, а компания Рубанков их в своем магазине продает. Попросили, вот, меня на фестивале поучаствовать". Так я познакомился с отечественным Ли Нельсоном. Скромный парень. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни. Рубанки у него замечательные. Даже и не знаю, что он думал по поводу моего рубанка и его тонкой подстройки плоскогубцами. Надеюсь, он когда-нибудь сделает шерхебель. Будь на месте этого парня Вито Карлеоне, он бы мне сказал: "Ты просишь меня об одолжении, но делаешь это без уважения". На второй день фестиваля я опять к нему подходил, опять воспользоваться верстаком, нужно было выседлать сиденье для табуретки скобелями и травишером. Но уже со всем возможным уважением.

В первый день я еще отвосьмиуголил заготовки для ножек и проножек, просверлил пазы в сиденье, сделал сиденье круглым, нарезал шипы на ножках и проножках, придал им форму: т.е. сделал почти всю работу по изготовлению табуретки. Оставалось только выседлать сиденье, отшлифовать, склеить и покрасить.

День второй

Поскольку у меня почти все было сделано за первый день, на второй день я только выседлал сиденье и решил, что шлифовать, клеить, собирать и красить табуретку я на фестивале не буду. А лучше сделаю это дома. Поэтому почти весь второй день я только делал вид, что работаю стружком и придаю форму ножкам и проножкам, а на самом деле общался с посетителями.

Посетитель - юный столяр, отдыхает.
Посетитель - юный столяр, отдыхает.

Определенный интерес к моим креслам на фестивале был. Конечно без фанатизма и столпотворения, никто не дрался, стараясь подойти поближе и потрогать. Я разрешал садиться на все кресла и спрашивал - какое самое удобное. Для меня самое удобное - кресло Гибсона. Каково же было мое удивление, что не для всех. Некоторым нравилось кресло Шинуазри, некоторым - кресло Гибсона, некоторым - стул под Бибингса и Хендсби. Все люди разные (и попы) и вкусы у них разные. Некоторые стояли просто поглазеть, некоторые очень внимательно изучали, ощупывали и раскачивали. Некоторые интересовались - как это сделано, каким инструментом, какими способами и т.п. С такими было интереснее всего общаться. Авось они и захотят сделать что-нибудь подобное. Чтобы лет через 5 на фестивале был целый ряд креслодеревщиков (как сейчас резчиков). А не один я. Были и те, кто приценивался, или брал контакты. Но ни одного кресла не продалось. Как у Ильфа в записных книжках есть фраза: "Появилось объявление о том, что продается три метра гусиной кожи. Покупатели-то были, но им не понравилось - мало пупырышков." Так и с моими креслами. Зато продалось 6 головоломок по 300 р. Еще 3 я просто подарил пацанам.

Сам я почти ничего на фестивале не фотографировал. Не до того было.

Вот жена меня с дочкой сфоткала:

-6

Но вот есть большой фотоотчет о фестивале резчика Алексея Новикова. К сожалению у него (у отчета) есть один недостаток. На нем нет моих кресел.

Зато в коротком фотоотчете моих соседей по фестивалю Дверян мои кресла есть.

И в видео Рукастого Дачника, смотреть где то на 11-й минуте.

Может и еще где есть, должно быть, потому что многие снимали видео и фотографировали.

Хотелось бы выразить благодарность Компании Рубанков за то, что они уже который год дарят нам эти фестивали, создателю рубанков Zelland, за то, что дал поработать за своим верстаком, компании МОССКЛАД, за то что дали поработать на их ленточной пиле (отвосьмиуголить заготовки, вырезать сиденье в круг и снять на нем фаску), ложкарям и рубщикам, всем участникам и посетителям, благодаря которым и появилась на свет вот эта табуретка, которую делал на фестивале и доделывал дома. Назвал ее "фестивальная".

-7
-8

Да, и если кто-нибудь из компании рубанков прочитает эту статью, передайте пожалуйста мои благодарности руководителю компании Гололобову Сергею Федоровича, а также скажите ему, что в магазинах компании Рубанков совершенно нет инструментов так необходимых для каждого креслодеревщика. Ни травишеров, ни римеров, ни тенонкаттеров. Надо с этим что-то делать.