Несмотря на тот факт, что в последнее время китайские производители заняли многие опустившие предприятия в нашей стране, заброшенных автомобильных заводов у нас ещё хватает.
Правда, здесь надо сделать маленькую оговорку. Я говорю только про те заводы, которые можно уже завтра разморозить и запустить конвейер. Или хотя бы через несколько месяцев.
Потому что заводы в стиле серпуховского СеАЗа упоминать смысла нет. Если что, это то самое предприятие, которое когда-то снабжало всю страну малолитражками «Ока».
А смысла упоминать его нет, потому что и самого завода фактически больше нет. То есть, потенциальному инвестору попросту нечего там возрождать. Остались только стены. Да и в тех большого смысла нет.
Легче построить в чистом поле новое предприятие с нуля.
Поэтому, говоря о бесхозных автозаводах, я имею ввиду только те предприятия, где в ближайшей перспективе реально снова наладить автомобильное производство. С минимальными вложениями.
И если выбирать самый бесхозный автозавод России на сегодняшний день, то им точно станет ставропольский «Ставрополь-Авто».
Почему?
Посудите сами. Строить предприятие начали в далеком 2014 году. Проект казался крайне амбициозным. Там планировали выпускать 10 000 автомобилей в год и дать рабочие места 2000 местных жителей.
В конце 2017 года строительство завершилось. Конвейер запустили. Собирать на нём начали китайские внедорожники марки Great Wall Hover H3 и H5. Правда, под собственным брендом DW Hover.
Но это не так важно.
Самый сок заключается в том, что уже через 10 месяцев производство остановилось и стоит намертво по сей день. За почти год местные работяги успели собрать порядка 2500 внедорожников указанной выше марки.
Как так вышло? Максимально банально. Первые владельцы просто взяли и обанкротились. Подобное иногда случается.
Что было дальше?
А дальше предприятие стало занозой для местных властей, которую они не могут вытащить уже 6 лет. Несмотря на отличное расположение (Ставрополь — хорошая транспортная развязка в любую сторону), мягкий климат и другие преимущества, никто предприятие выкупать не хочет.
В 2019 году чиновники планировали переделать завод под так называемый технопарк. Если я правильно понимаю концепцию, попросту разбить большое предприятие на множество мелких лотов и сдать их в аренду.
Каким-нибудь производителям мебели, запчастей или под склады. Например, такой «индустриальный парк» появился в Серпухове на месте упомянутого в самом начале СеАЗа.
Но пока никакого технического парка на территории «Ставрополь-Авто» так и не получилось.
А предприятие пытались кому-то продать?
Да и неоднократно. Но с каждым разом желающих было всё меньше и меньше. На последних торгах заявок не было вообще.
Местные власти настолько отчаялись, что уменьшили стоимость завода в 2 раза до 2,5 миллиардов рублей. Более того, каждую неделю (да, не каждый месяц, а именно неделю) предприятие будет дешеветь на 5%.
Всего лишь за месяц (а он уже прошёл) завод подешевеет до миллиарда рублей. То есть, покупатель сможет купить целое автомобильное предприятие со станками и прочим оборудованием всего лишь за 10 миллионов долларов (примерно).
За целый автозавод!
Можно сказать, что даром. Но всё равно желающих пока нет.
А при чём здесь иранцы?
Ещё в декабре прошлого года авторитетный канал «Русский автомобиль» писал о том, что единственным реальным претендентом на покупку «Ставрополь-Авто» является иранская автомобильная компания Iran Khodro.
Та самая, которая в конце 2000-х годов поставляла в нашу страну свои седаны под названием Samand. Помните ещё такие?
После событий 2022 года, иранцы несколько раз приезжали в Россию, показывая на автомобильных выставках свои машины. И порывались вернуться на наш рынок.
Не скрывая, что им интересно не просто продавать, а производить здесь автомобили, чтобы обойти утилизационный сбор и остаться в одной ценовой вилке с Ладой Вестой и китайскими иномарками за 1,5-2,0 миллиона рублей.
Судя по всему, прямо сейчас иранцы как раз выжидают, когда завод достанется им по мировым меркам почти бесплатно.
Всё равно ведь предприятию требуется мощный аудит. За 6 лет многое там могло испортиться или попросту пропасть. Например, в местной администрации недавно рассказали, что на предприятии проблемы с инженерными сетями.
Скорее всего, их придётся прокладывать заново.
Поэтому я всецело понимаю замысел иранской стороны. Дождаться момента, когда завод можно будет получить практически даром, а уже после этого вложиться в его восстановление и модернизацию.
Тем самым, заметно сэкономив.
Устали от автомобилей? Советую зайти на дружественный канал "Очарованный странник" о путешествиях. Например, там есть история о том, как в поезде можно познакомиться с охотником на волков и выучить китайский:
Что скажете, товарищи? Вы бы хотели, чтобы в России выпускались иранские машины? Купили бы себе персидский седан по цене Весты?
Своим мнением можно поделиться в комментариях под этой статьёй.