Ранее, в этой статье, мы изложили историю села Клементьева с момента его основания до начала XVIII века. Теперь же расскажем о том, чем и как жило село в экономическом смысле.
Экономическая мощь села Клементьево
К началу восемнадцатого века в селе Клементьево жило без малого девятьсот человек. По многолюдности населения село превосходило и соседнюю Александровскую слободу, и такие города как Переславль-Зелесский и Ростов Великий.
Тому способствовало выгодное положение его на пути из Москвы в обитель преподобного Сергия и далее в Александров и Юрьев-Польский, Переславль и Ростов Великий. Из села же уходила и дорога на Дмитров. Да и сама дорога к Троице шла через само село, мимо Успенской церкви. Ныне это улица Клементьевская.
С другой стороны, окрестные земли не отличались плодородностью, потому население села активно занималась торговлей и производством.
Сие мнение, о низкой плодородности земли, выразил автор статьи о Клементьеве (см. раздел «Источники»). Однако в той же самой статье автор приводит сведения из писцовых книг шестнадцатого века. Так, в 1504-м году в селе было 134 крестьянских двора, в 1594-м – 125 дворов пашенных крестьян. Лишь после Великого Московского Разорения, то есть Смутного времени, когда много людей было побито и многие умерли, количество крестьянских дворов перестало быть столь большим. Да, после Смутного Времени село восстановилось и сюда вернулись крестьяне. Однако многие предпочли заняться торговлей и другими ремёслами, поскольку эти занятия приносили больший доход, нежели крестьянский труд.
Вспомним, по предыдущей статье, что в 1678-м году крестьянских дворов было 55, а бобыльских – 48. А уже в 1684-м году бобыльских дворов приросло более, чем в четыре раза и стало их 209. Да и бобыльское население выросло в три с лишним раза: 615 против 183. В то время, как количество крестьянских дворов осталось практически на прежнем уровне: 62 против 55. И людей в них соответственно: 279 против 242.
Согласимся, что большой поток паломников к преподобному Сергию более всего способствовал и росту населения, и экономической мощи самого села. Любой приходящий к Троице нуждался в еде и ночлеге. Были им потребны съестные припасы, одежда и обувь, кресты и иконы, деревянная посуда и прочая разная мелочь. Большой поток людей, проходивший через село, привлекал и торговцев из окрестностей.
Так, похоже, и возник торг, торжёк. И возник он не позднее 1491-го года.
Так, лицевой летописный свод Ивана Грозного (Шумиловский том, стр. 175) содержит вот какие сведения: «О торге. В том же [1491] году (в месяце) сентябре, на день памяти (преподобного) Сергия, великий князь Иван Васильевич перевел торг от Троицы в городок Радонеж».
Видимо, Иоанн III хотел поддержать некогда крупный торговый центр, а ныне увядающий городок. Да и причины тому понятны. Те же паломники миновали не интересовавший их городок и оставляли его по левую руку. К тому времени дорога на Троицу и далее на Север «ушла» восточнее от Радонежа и вряд ли кто хотел бы делать крюк, дабы зайти сюда. Пусть там даже и есть торжище. Да и сами крестьяне, торговцы и прочий ремесленный люд не стремились в Радонеж на торг – вся жизнь бурлит у стен монастыря.
Обратим внимание и вот на что. Событие это записано в «Летописном своде Ивана Грозного» и не просто записано, а сопровождается миниатюрой. Невольно задаёшься вопросом: «А рядовым ли было это событие, коль скоро на страницах такой книги о нём было сказано?».
Несколькими страницами ранее рассказывается об измене брата Иоанна III-го, князя Андрея Васильевича. После нескольких страниц повествования – сведения о переносе торга. И далее – о том, как в том же году великий князь Иван Васильевич послал «описать тверские земли по-московски в сохах».
Перевод торга не помог и Радонеж с каждым годом теряет своё было значение и приходит в упадок, бурная экономическая жизнь со временем окончательно перемещается к Троице.
Торг снова вернулся в Клементьево в XVI веке, а в каком году, неизвестно. И определено сие было не указами и волею княжеской, а собственным течением жизни.
Где находился торг в селе Клементьево – неизвестно. Однако предположительно обозначить это место можно. Ещё в 1840 году оживлённая торговля в селе существовала. Так, И. М. Снегирёв в своих «Путевых записках о Троицкой лавр», писал: «доныне в Клементьевской слободе по понедельникам каждую неделю бывает торг, а 15 августа ярмарка». Старожилы рассказывали автору заметок о том, что ярмарка продолжалась до двух недель, на протяжении двух верст в поле. А поле сие находилось на юге села.
В 1594-м году село имело 30 шалашей для приезжих торговцев, а по воскресным дням велась здесь большая торговля. Вот только сама торговля всё ещё находилась в руках радонежских откупщиков.
Столь бурному росту село обязано и тем, что ещё в шестнадцатом веке, а то и ранее, Московские князья и цари регулярно давали селу Клементьево привилегии различного рода.
В 1594-м году Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл с братьею били челом царю Феодору Иоанновичу в том, «чтоб нам их пожаловати в Московском уезде, что прежде сего был у них торг на городке Радонеж, а ныне Живоначальные ж Троицы Сергиева монастыря в селе Клементьевском у монастыря, таможенною пошлиною…». 22 декабря того же года Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович дал пожалованную грамоту о взимании пошлин в селе Клементьеве в пользу монастыря. Взамен же велел взять у монастыря «их монастырскую вотчину в Новосили село на Настасовской поляне в деревнями».
В 1595-м государь Феодор Иоаннович пожаловал Троице Сергиеву монастырю таможенную грамоту. Сей документ передавал право сбора пошлин в государственную казну селу Клементьево и лишал такового права откупщиков Радонежа. С той поры монастырь стал собирать пошлины не только в Клементьеве, но и в Радонеже, и в самом уезде.
Грамота детально определяла то, какова же должна быть пошлина. Так, если кто привёз из сел, деревень и из волостей Московского уезда «каков товар нибуди продавати, и с того у них со всякого товару имати по полуторе деньги с рубля». А вот если иногородец приедет в село Клементьево и товар привезёт и товар в селе продаст, с того «имати с рубля по четыре деньги».
Если же житель села Клементьева купит себе «на лавку рогозину соли, или мех соли, или пошев соли, или бочку рыбы, или кадь рыбы, или бочку сельдей», с того «мати с одного рубля по деньге». Но ежели другой товар местный житель купит себе на лавку, то с такого товара ничего не имати.
Вот каким был торг в селе Клементьеве согласно описи 1642 года
Да в селе ж в Клементьеве торговые лавки и анбары, и шалаши, и скамьи, и кузницы, и харчевни, и оходячий торг (похоже, что так сказано про лотошников) и с боыблей за поденное изделье , и таможенная пошлина, и квас, и сусло, и баня, и пролубное, и освсяная продажа, и конская площадка, и поместная проезжая пошлина, и мыльная продажа, и на Велик день (на Пасху) яичная краска, и против монастыря Святых ворот лавких ж и шалаши, а за кем именем те всявкие промыслы во скупу или на вере, и что с них сбирается в монастырь, каких пошлин порозно, и то все писано подлинно в казенных приходных книгах.
Торговля шла бойко, но постепенно перемещалась всё ближе к монастырю.
В 1845 году центральное шоссе прошло по другой стороне улицы и после трехвекового шумного и суетного бытия, село потеряло всякое значение и сделалось тихим и скромным уголком Сергиева Посада.
Иконописание в селе Клементьева
Иконописание в селе Клементьеве являлось одним из древних занятий местных жителей. Это и не удивительно – не без оснований следует полагать, что любой, пришедший к Троице и преподобному Сергию, хотел бы забрать с собой образок или икону с изображением чудотворца и в Троице же освящёнными.
Достоверные сведения на эту тему прослеживаются с конца XVI века. По писцовым книгам 1594 года в селе Клементьево з двора иконописцев, 2 двора судописцев и 1 двор олифляника.
Синодик монастыря говорит нам о том, что за время осады умерло в монастыре 13 иконников: Любям, Тарасий 2, Симеон 3, Фома и два сына его, Михаил, Алексей и Иван 2.
В 1624 году указано уже 8 дворов иконописцев, в коих живёт 12 человек, два двора сусальников и 10 дворов судописцев.
По описи 1641 года значится уже иконная слобода, находившаяся р ближе к Келарскому пруду.
Жители иконной слободы, мастеровые люди, были освобождены от монастырских налогов и повинностей. Они делали «на монастырь всякое изделие» и получали за это денежное жалование и отсыпной хлеб.
Опись сохранила сведения о тех, кто жил в иконной слободе: 15 дворов иконников, 5 дворов серебрянников, 3 двора сусальников и два двора книгописцев.
Отступление – об иконописной школе при Троице
Вряд ли мы сильно погрешим против истины, сделав смелое заявление – имело село Клементьево свою иконописную школу. Могла она появится и вести свою историю идти от тех времён, когда св. Андрей Рублёв расписывал Троицкий собор? Почему бы и нет?
Так, иеромонах Арсений утверждает, что иконописание ведёт начало своё со времен основания монастыря. Так, Клинцовский Подлинник говорит о том, что св. Феодор, архиепископ Ростовский и племянник преподобного Сергия, будучи архимандритом Симнова монастыря, писал многие иконы. И он написал портретный образ своего дяди – св. Сергия. Поскольку Феодор был пострижен в монахи в раннем возрасте (10-12 лет) и жил в монастыре до 1378 года, до возведения в сан архимандрита Симонова монастыря в возрасте 45 лет, то очевидно – он научился иконописи в обители преподобного Сергия.
Клинцовский иконописный подлинник— рукопись XVIII века, найденная в XIX веке в посаде Клинцы Суражского повета Черниговской губернии. Содержит сведения об истории иконописания в России, о выдающихся иконописцах. Например, в нём приводятся возвышенные отзывы об Андрее Рублёве, а также список его жития, который в 1988 году лёг в основу официального жития преподобного Андрея.
Другие исследователи XIX века иконописца св. Андрея Рублёва считают вышедшим из школы преподобного Сергия .
Как бы то ни было, но уже в XV веке жили иконники при монастыре и в селе Клементьево. В различных монастырских актах того времени встречаются Ивашко иконник, Василий хрестешник, Степан Иконник. В пользу нашего предположения говорит и наличие рисунков в монастырских рукописях XV века, равно как и житие преподобного Сергия с миниатюрами.
Пергаментный синодик XVI века содержит имена различных мастеров, в том числе иконописцы: Савватий (ум. 155 год), Феодорит (ум. 1568 год), Ануфрий, Антоний, Левкий, Алексей (все ум. в 1571 году). И таковых в синодике перечисляется много человек.
Есть сведения и об именах тех, кто писал иконы для монастыря. Так, в ризнице хранится (на конец XIX века) образ пресвятой Богородицы Влаимирской и с оборота написано: «Лета 7079 (1568 года) месяца сентября 26 день образ … писал Давид Сирах».
В житие преподобного Дионисия Радонежского (ок. 1570 – ок. 1633), архимандрита Троице-Сергиева монастыря, сказано о том, что многие мастера были в монастыре: иконописцы, книгописцы, сребросечцы и швецы.
Иконописцы XVII века
В этом столетии многие храмы были расписаны в монастыре. Разумеется, их расписывали свои иконописцы. Другие же служки иконописцы писали образа преп. Сергия в благословление богомольцам. Согласно описи 1641 года, в казненных верхних палатах хранилось «1163 образа Сергиева Видения, писаны на золоте и красках».
С середины XVII-го века стали отправлять учеников в обучение в живописную школу в Москве. Были в той школе учителями иноземцы: с 1643 года немчин Иван Детерс, по его смерти с 1655 года шляхтич из Смоленска Станислав Лопуцкий, а после него с 1667 года иноземец цесарския земли живописец Данило Вухтерс.
Пытливый читатель не мог не подметить то, что иноземцы появлялись в нашем Богохранимом Отчестве задолго до Петра Первого. Приглашение иноземцев учителями в живописную школу имело свой смысл. Алексей Михайлович тоже был «западником», говорят, что похлеще своего сына. Но вот отправлять в школу живописи учится будущих иконописцев – дело не самое лучшее. Привносили они, иноземцы, своё видение и свои техники на нашу землю и, зачастую, вызывало это ропот среди русских людей.
В июне 1659 года царь Алексей Михайлович издал указ, в коем велел вернуть в Москву сбежавших Троицких учеников – ребят для учения живописного письма к живописцу Станиславу Лопуцкому.
Иван Детерс (?, Нарва – ум. 1655 г. , Москва) – «живописных дел мастер». В 1642 году поступил на службу в Оружейную палату, первый штатный живописец оружейной палаты. Прибыл в Москву по государеву указу «для твоего государева дела».
Лопуцкий Станислав (? — 1669) — польский шляхтич, родом из Смоленска. В1656 г. он был зачислен на службу главным живописцем в Оружейную палату. Из его произведений до нас дошло лишь знамя, от живописи которого уцелела только часть фигуры святого, сидящего на коне, а также известный в позднейших копиях портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича.
Даниил Вухтерс – художник голландского происхождения, в Москву прибыл в 1662 году из Швеции. Позднее поступил на службу в Оружейную палату.
И коль скоро наше предположение о собственной иконописной школе у Троицкого монастыря верно, то стоит задаться вопросом – а почему сбежали ученики из живописной школы? Может не могли они принять техник и правил, которым их учили, а может и навязывали иноземные учителя?
Читатель самостоятельно может обратиться к творчеству Симона Ушакова, первого царского иконописца при царе Алексее Михайловиче. Пользуясь милостями царя-батюшки и будучи основателем школы иконописцев при Оружейной палате, многое он внёс в иконописание и многое сумел поменять.
Симон Ушаков писал иконы и по древним образцам, как то и было принято в те времена. Но и в новом, во «фряжском стиле» он активно творил. Стиль же этот отличается тем, что старается отобразить на иконе мир духовный с полной достоверностью нашего материального мира. Стиль этот, «вошедший в моду» в те времена, сформировался под влиянием западно-европейского искусства и серьёзно расходился с русской иконописью.
Но вернёмся к «сбежавшим ученикам». По в 1662 году по указу царя Алексея Михайловича 17 Троицких мастеров и 6 человек травщиков расписывали в Троцком Богоявленском монастыре, в Кремле, придельную церковь св. Феодора Стратилата под присмотром именно Симона Ушакова.
Завершая краткий рассказ об иконописцах Иконной слободы, посоветуем читателю обратиться за подробностями и историческими сведениями об иконописании в Троцикой Сергиевой Лавре к труду иеромонаха Арсения. Сей труд был опубликован обществом древнерусского искусства в своём сборнике в 1873-м году.
Источники
Основной источник сведений – публикация под названием «Село Клементьево, ныне часть Сергиева Посада, составляющая один из его приходов», опубликованная в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском Университете» в 1887-м году, книга вторая.
Иеромонах Арсений. Исторические сведения об Иконописании в Троицкой Сергиевой лавре. В сборнике, изданном Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее на 1873 год. Ссылка.