Хочу поделиться с вами разработанной Альфридом Лэнгле концепцией фундаментальных экзистенциальных мотиваций. В соответствии с ней человек в своем бытии сталкивается с четырьмя реальностями:
- мир с его фактами, условиями и возможностями;
- жизнь, т. е. переживание бытия со всеми желаниями, радостями и страданиями;
- бытие самим собой во всей уникальности и неповторимости каждого человека;
- будущее, призывающее человека посвятить себя тому, что имеет смысл.
Стремление справиться с этими реальностями и составляет фундаментальные экзистенциальные мотивации человека.
Вы сможете проанализировать для себя насколько вы успешно справляетесь с данными реальностями через вопросы, которые будут выделены курсивом и наличием тех состояний (предпосылок), которые будут выделены жирным.
Первая экзистенциальная реальность возникает из того простого факта, что человек присутствует в мире. Он оказался в этом мире без своего предварительного согласия на то, хочет ли он быть в этих условиях: родиться в этой семье, в этой стране, в этом столетии. Однако он существует именно здесь, и это ставит человека перед фундаментальным вопросом: «Я есть, но могу ли я быть? Могу ли я существовать в тех обстоятельствах, в которых нахожусь,— в этой социально-экономической ситуации, при этих отношениях в семье, с коллегами на работе?»
Речь идет не столько о физическом выживании, сколько о ситуациях, в которых у человека возникает чувство, что подобные обстоятельства он не сможет выдержать и пережить.
Для того чтобы справиться с фактами существования, человеку необходимы следующие предпосылки: пространство, опора и защищенность.
«Дает ли мне мир достаточно пространства для моих запросов и потребностей? Что дает моей жизни опору? Чувствую ли я защищенность, принимают ли меня другие люди, есть ли у меня родина, дом?»
Активность человека состоит в том, чтобы выдержать и принять условия своего бытия. Невозможность справиться с этим приводит к тревожности, навязчивым состояниям, фобиям.
Вторая экзистенциальная реальность заключается в том, что наше бытие есть нечто большее, чем просто факт, оно пронизано нашими переживаниями, выстрадано нами. Быть живым означает плакать и смеяться, испытывать радость и горе, ощущать приятное и неприятное, проходить через везение и неудачи, сталкиваться с ценным и с тем, что не имеет никакой ценности. Насколько велика может быть наша радость, на столько же глубоким и страдание — амплитуда эмоциональности в одинаковой степени распространяется в обоих направлениях. И перед человеком возникает следующий фундаментальный вопрос: «Я живу, но нравится ли мне жить?»
Для того чтобы жизнь переживалась как благо, нужны следующие предпосылки: близость, время и отношения.
«Могу ли я устанавливать и поддерживать эмоциональную близость с моим окружением? Могу ли позволить другому человеку эмоционально приблизиться ко мне? Есть ли у меня отношения, на которые я не жалею времени и, находясь в которых, чувствую близость?»
Собственная активная деятельность человека здесь состоит в том, чтобы раскрыться, обратиться, «повернуться лицом» — к другим людям, вещам, духовным ценностям — и позволить себя эмоционально затронуть, пережить в связи с этим определенные чувства. В эмоциональной затронутости человек, конечно же, сталкивается также и с тем, что наполнено болью и страданием. Переживание печали — в этом состоит необходимая деятельность при столкновении с потерями, которые неизбежны в жизни. Блокированность на этом уровне бытия приводит к отчужденности, холодности и, наконец, к депрессии.
В третьей экзистенциальной реальности речь идет об уникальности каждого человека, о том, что «делает меня мной и отличает меня от других». Этот факт ставит следующий фундаментальный вопрос: «Имею ли я право быть самим собой? Имею ли я право быть таким, каков я есть? Имею ли я право вести себя так, как я себя веду?» Это вопросы самоидентификации, самоценности и этики. Страх показать другим свои подлинные мысли и чувства, страх раскрытия перед другими из-за возможности отвержения вызывает желание надеть маску, создать лишь видимость самого себя.
Для того чтобы стать самим собой, нужны следующие предпосылки: уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности.
«Обращают ли другие люди на меня внимание, относятся ли они ко мне справедливо и с уважением? Ценят ли меня другие, и могу ли я ценить себя сам? Могу ли я отвечать за свое поведение и считать его правильным?»
Активная деятельность, благодаря которой человек становится самим собой, состоит во встрече и отграничении: уважая других людей, идти им навстречу, при необходимости отстаивая свое Я. Неспособность справиться с этой экзистенциальной реальностью приводит к ранимости, чувству одиночества, истерическим и нарциссическим нарушениям личности.
Если человек может существовать в своем мире, если ему нравится жизнь и он способен быть в ней самим собой, то не хватает ответа на вопрос: зачем все это нужно? Недостаточно просто быть и чувствовать свою приспособленность; каждый человек стремится в чем-то продуктивно раскрыться.
Четвертая экзистенциальная реальность связана с вопросом смысла: «Я есть — ради чего?»
Чтобы ответить на него, снова необходимы три предпосылки: поле деятельности, структурная взаимосвязь и ценность, которая должна быть воплощена в будущем.
«Есть ли сфера деятельности, где я нужен, где могу быть продуктивным? Ощущаю ли я себя принадлежащим к более крупной системе взаимосвязей, которая придает моей жизни структуру и ориентацию? Есть ли что-либо ценное, что еще должно произойти в моей жизни в будущем?»
Экзистенциальный анализ различает онтологический и экзистенциальный смыслы. Онтологический смысл — это смысл существования мира и человека, сфера философии и религии. Этот смысл можно только принять и в него поверить. Экзистенциальный смысл возникает благодаря решениям и действиям самого человека. Он может быть найден через согласование с ситуацией и действие с самоотдачей. Экзистенциальный смысл — это самая ценная возможность ситуации; это то, что, например, в данный час является наилучшей возможностью из всех, которые есть у человека. Если он реализует эту возможность, тогда в его жизни присутствует экзистенциальный смысл. Экзистенциальный смысл всей жизни является результатом многих осмысленных действий, которые человек осуществил. Как следствие появляется переживание реализованности, в противном случае — ощущение фрустрации, пустоты, сомнения, отчаяния, возникают зависимости.
Чтобы оставаться на связи, приглашаю присоединиться к телеграмм-каналу. Там вы найдете коллекцию медитаций, и ссылки на все мои программы: https://t.me/elvira_skarain