В череде военных праздников начала года, День противоркетной обороны, 4 марта, стоит чуть особняком и не отмечается также широко, как день танкиста, а тем более десантника. Но дата, к которой этот праздник приурочен, навсегда вошла в нашу военную историю. Именно в этот день стало окончательно понятно, что перехват баллистических ракет это не антинаучная утопия или чья-то бесплотная мечта. Всё оказалось воплощено во вполне материальном "железе". И вновь наши разработчики тогда стали первыми. Американцы со своей программой Sentinel, спохватились только через два года и в итоге так ничего и не добились. И тогда они начали активно продвигать договор по ПРО, который и был заключен в начале семидесятых. К тому времени у СССР уже имелись надежные противоракеты В-1000 и серьезные перспективные наработки в этой области. Впрочем, обо всем по порядку.
Весна 1961 года славна не только рывком человечества в космос , но и мощнейшими подвижками советского ВПК в области противоракетной обороны. В мае 1960 года на вооружение СССР встала первая настоящая ракета средней дальности, способная доносить ядерную головку более 2 мегатонн на расстояние свыше двух тысяч километров. И поскольку советская наука комплексно работала как на ударные средства, так и на методы защиты от них, не прошло и года, как новую ракету решили сделать учебной целью для другого новейшего изделия. Уже в 1958 году на полигон Сары-Шаган были впервые поставлены новейшие противоракеты В-1000, разработки коллектива ОКБ-2 (будущее МКБ "Факел") под руководством академика Петра Дмитриевича Грушина. Тогда же встала в строй одна из первых гигантских противоракетных РЛС "Дунай-2"(НИИДАР), способная обнаружить и взять на сопровождение цель, типа современной БРСД на дистанции более тысячи километров.
Но всё это было лишь в теории. И хотя первые тесты показывали умеренно оптимистичные результаты, по настоящему можно было говорить об эффективности системы только четко отработав по боевой ракете. За полтора года испытаний на ракетах Р-5, полноценно их сбить не удавалось, хотя противоракеты проходили все ближе и ближе от объекта. Ну а 4 марта 1961 года, что называется, случилось. Сначала РЛС "Дунай-2" засекла баллистическую Р-12, стартовавшую с полигона "Капустин Яр" с заданной дальностью в 950 км. А затем, на расстоянии 60 км от места старта, ракета Р-12 была поражена изделием В-1000 на высоте более 25 км. Боевая часть В-1000 взорвалась в 36 метрах от боеголовки, и поразила её вольфрамовыми шариками из своей боевой части. Испытания были признаны полностью успешными, как и 11 последующих тестов.
Покоритель "Стратокрепости". Почему в 70-летний юбилей Б-52 в США говорят о МиГ-21?
Тогда СССР отнюдь не находился в паритетном состоянии с США в области ядерных зарядов. Разница была примерно на порядок, и ракетная программа В-1000 стала неким асимметричным действием на сложившийся стратегический дисбаланс. Что-то подобное появилось у США только к началу девяностых. Ещё через год грянул Карибский кризис, и В-1000, как и вся система "А" наверняка имела влияние на все за и против в области ядерной дипломатии. А 4 марта стало неформальным праздником воинов-противоракетчиков, с чем мы от всей души их и поздравляем.
Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!