Последний день февраля стал особой датой для советского железнодорожного ракетного комплекса как минимум дважды. В этот день ровно сорок лет назад с Плесецка стартовала ракета РТ-23УТТХ / 15Ж61, специально созданная КБ "Южное" для работы в составе БЖРК "Молодец", по проектной документации способных носить три таких изделия. На Западе этой ракете дали удивительно точную кодификацию "Скальпель". Её основная задача была вскрывать насыщенную американскую ПРО, которая в те годы рекламировалась американцами по всем существующим каналам. Всё эти эти голливудские мультики и плохонькая графика были хорошо спланированной дезой. Настоящим в этой информационной войне было только советское "изделие", способное лететь более чем на 10000 км и нести до десяти боевых блоков мощностью каждый по 0,5 мегатонны. Для разнообразия, боевая часть МБР могла быть моноблочной и стереть с лица земли средних размеров город. И всю эту радость американцам требовалось отслеживать на 124000 километрах доступных железных дорог на территории СССР.
Т-90 против "Чёрной пантеры". "Звёзды" выставки в Абу Даби, Т-90МС и K2ME готовы сразиться за рынок Ближнего Востока, стоящий $ 30 млрд.
Конечно, как показала практика, маршруты, по которым катались наши уже сделанные "ядерные поезда", были намного короче, из за необходимости укрепления путей и улучшения всей железнодорожной инфраструктуры. Но и в таком случае шансы поймать БЖРК на маршруте из призрачных в лучшем случае становились мизерными, но не более того. РТ-23УТТХ нависла над несуществующей ПРО США острым хирургическим инструментом, а БЖРК "Молодец" быстро спутали планы НАТО по разработке всяких хитроумных концепций, вроде ограниченной ядерной войны. И едва Запад почувствовал слабину со стороны СССР, там постарались избавиться от советских БЖРК в числе первых. Наше перестроечное руководство тоже особо не возражало. Там любили удивлять западных "партнёров" невиданными жестами доброй воли. Да и дорого было тянуть такое хозяйство. Настолько дорого, что американцы в своё время от такой программы отказались, когда она была в предсерийном состоянии.
В начале 60-х годов американцы испытали свою первую твердотопливную МБР LGM-30A Minuteman I и параллельно субсидировали крупные средства на поиски мобильных носителей для своей разработки. Наиболее оригинальную идею предложили инженеры "Боинг". На основании их разработки, получившей название Mobile Minuteman, был создан первый в мире боевой железнодорожный ракетный комплекс . Для его испытаний по всей сети железных дорог США, по-прежнему самой протяженной в мире, курсировало четыре состава с "Минитменами". Никакого секрета из своей программы американцы не делали, и даже наоборот. Газеты с удовольствием писали, что в ближайшие десять лет, то есть к началу 70-х, будет развернуто более 90 "Мобильных Минитменов" и освещали буквально каждый шаг испытаний нового "супероружия".
В это же время внутри Пентагона и стратегического командования США шла буквально война. Mobile Minuteman вытягивал из ведомства кучу денег, и всё равно не становился пресловутой "золотой пулей", чтобы хотя бы морально компенсировать эти дикие траты. К тому же, у программы "Big Star" оказались очень серьезные враги на самом верху. Добили проект президент Джон Кеннеди и министр обороны Роберт Макнамара, принявшие почти волевое решение о закрытии программы в пользу шахтных установок.
Такие же проблемы были и у советского "ядерного поезда", но Союз смог их разрешить, хоть и несколько ограниченно. Уничтожение БЖРК стало чисто политическим решением не особо взаимосвязанным с военной целесообразностью.
Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!