Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Карманная штурмовая САУ по-английски

Рассказ об английской легкой самоходной артиллерийской установке Alecto I на базе легкого танка Harry Hopkins I

Самоходная артиллерия появилась в английской армии еще в годы Первой мировой войны. Развитие английских САУ продолжалось и в межвоенный период, но так получилось, что к началу Второй мировой войны ничего путного английская промышленность создать не смогла. Точнее, даже были мелкосерийные образцы самоходной артиллерии, но экспортные. Для себя же англичане ничего создать так и не смогли, хотя попытки имели место. В том числе и с точки зрения разработки истребителей танков. Интересный образец создали на шасси Bren Carrier, но он так и остался опытным.

Harry Hopkins I, этот танк так и не попал на поле боя.
Harry Hopkins I, этот танк так и не попал на поле боя.

Интересные легкие истребители танков на легких шасси выпускали в Канаде и Австралии. Они так и не попали на фронт, но оказались вполне серийными. Английские же военные всё никак не могли нащупать тут концепцию, которая точно будет соответствовать их требованиям. В конце-концов, всё же это сделать удалось, но с одним существенным нюансом. Q.F. 95 mm Self-Propelled Mounting based on Harry Hopkins, SP3 или Alecto I, пошла в серию к моменту, когда война подошла к концу.

95-мм орудие, в данном случае в танковом исполнении.
95-мм орудие, в данном случае в танковом исполнении.

Сами англичане от выпуска истребителей танков с использованием 2-фунтовых орудий отказались, на что имелся ряд причин. Для начала, 2-фунтовая пушка и так монтировалась на шасси грузовиков (gun portee), городить специальную САУ не имело смысла. Кроме того, к 1942 году данное орудие явно выглядело устаревшим. Если итальянские танки данной системой поражались уверенно, то немецкие танки, часть из которых уже имело усиление лобовой брони, нередко 2-фунтовкой не пробивались.

Пилотный оразец 95 mm Harry Hopkins SP..
Пилотный оразец 95 mm Harry Hopkins SP..

А вот дальше случились интересные события. С одной стороны, появилась вполне удачная 6-фунтовая противотанковая пушка, которая вполне подходила как вооружение истребителей танков. С другой же стороны, дальше экспериментов дело с ней не продвинулось. Bishop, первая серийная английская САУ, которая претендовала на роль истребителя танков, получила 25-фунтовую (88 мм) гаубицу пушку. А перспективные истребители танков получали гораздо более мощную и тяжелую 17-фунтовую (76 мм) противотанковую пушку. В таких условиях про легкие истребители танков, по идее, можно было забыть. Но...

В ходе испытаний добавили дульный тормоз.
В ходе испытаний добавили дульный тормоз.

Пока шли проектные работы по САУ, в английском танкостроении развивалась другая драма. В 1941 году началась разработка нового легкого танка, который должен был сменить Light Tank Mk.VII (в сентябре 1941 года его переименовали в Tetrarch I). Тонкость момента заключалась в том, что новый танк также предполагался для вооружение английских воздушно-десантных бригад. Им требовался танк массой 8,5 тонн, с 2-фунтовой пушкой и пулеметом, а также с броней толщиной 30 мм. Данная боевая машина получила обозначение A25E1. Базируясь на узлах A17, конструкторское бюро Vickers-Armstrongs создало машину, принятую на вооружение как Light Tank Mk.VIII и более известную под обозначением Harry Hopkins I. Значилась она как лёгкий крейсерский танк. Помимо нового корпуса и башни, танк отличался увеличенной до 38 мм толщины лобовых листов.

На серийных САУ он, впрочем, не прижился.
На серийных САУ он, впрочем, не прижился.

На Harry Hopkins рассчитывали, в системе регистрационных номеров Военного министерства на эти машины выделили пул в 1200 номеров. Впрочем, машину преследовали различные проблемы, а к 1943 году она и вовсе устарела. Не говоря уже о том, что за океаном разрабатывали Light Tank T9E1, который и стал крупносерийным. Так вот, 16 сентября 1942 года Генеральный Штаб выдал задание на легкое самоходное орудие для поддержки пехоты. Оно должно было получить 95-мм орудие (реальный калибр 3,7 дюймов, то есть 94 мм), представлявшее собой укороченную версию зенитки. Использовало оно боеприпасы 3,7-дюймовой гаубицы, главной задачей орудия становилась поддержка пехоты, опционально применялось и как противотанковое средство.

Второй пилотный образец, PE 2825.
Второй пилотный образец, PE 2825.

Одним из требований к данной САУ становился максимально низкий силуэт. Генеральный Штаб хотел заказать 2000 таких САУ, базой становился Harry Hopkins I. К самому танку интерес постепенно падал, в отличие от САУ. Об этом красноречиво говорит отчет Королевского Танкового корпуса от 31 декабря 1942 года. Там указывалось, что подобные танки использовались для охраны аэродромов (места высадки десанта) и разведки. Для борьбы с новыми танками они не годились, поэтому рекомендовалось переделать часть танков в САУ. 28 января Министерство Снабжения также упомянуло Light Infantry SP Gun. Из 1200 Harry Hopkins I 450 строились как САУ. И эта цифра только росла.

Пилотные машины не раз дорабатывали.
Пилотные машины не раз дорабатывали.

9 марта 1943 года появился новый индекс - 95 mm Harry Hopkins SP. Упомянули ее в связи с вооружением. 95-мм орудие теперь существовало в трех вариантах - танковом (Mk.I), пехотном (Mk.II) и самоходном (Mk.III). Пехотные и самоходные версии отличались тем, что имели раздельное заряжание. Звучит странно, но на самом деле всё просто. При такой системе боезапас оказывался большим, как и удобство работы. Что же касается Harry Hopkins I, то его судьба решилась 20 апреля 1943 года. В этот день было озвучено, что танки с 2-фунтовыми пушками выпускаются в объеме 100 штук. Остальные 1100 выпускались как САУ. Уже к июню 1944 года ожидалось получить 100 таких САУ.

А это уже серийная машина.
А это уже серийная машина.

Впрочем, такой оптимизм был явно преждевременным. Испытания Harry Hopkins I показали, что шасси, представлявшее собой развитие Tetrarch, имело ряд недостатков. Тем не менее, уже во второй половине 1943 года Elswick Works сообщила о том, что изготовила три пилотных образца САУ, из конструкционной стали. 6 октября 1943 года в Ларкхилл прошла демонстрация, которая успешно завершилась. САУ отличалась высокой точностью стрельбы, что стало залогом для оптимизма.

Как можно заметить, серийная САУ явно "побогаче"
Как можно заметить, серийная САУ явно "побогаче"

Созданная на доработанном шасси Harry Hopkins I (посему она также имела индекс A25E2) САУ имела с последним большую степень унификации. Двигатель Meadows H.O.P.II, элементы трансмиссии и большинство элементов ходовой части перекочевали на новую машину без изменений. Впрочем, как уже говорилось выше, к танку имелась масса вопросов по надежности. Поэтому, для повышения надёжности подвески, были введены дополнительные гидравлические амортизаторы. Боевая масса САУ составила 7,75 тонн. Естественно, чудес не бывает: максимальная толщина брони составила 10 мм. Впрочем, заранее оговаривалось, что этого хватит.

Продольный разрез машины.
Продольный разрез машины.

Harry Hopkins SP отличалась крайне необычной концепцией боевого отделения. В столь небольшой боевой машине её создатели умудрились разместить аж пять человек: командира, наводчика, двух заряжающих и механика-водителя. Поскольку орудие разместили впереди, то место механика-водителя перенесли в центр машины. Отделение управления напоминало гоночный кокпит, чуть приподнятый для того, чтобы механик-водитель мог хоть что-то видеть. Сразу за спинкой сиденья начиналось моторно-трансмиссионное отделение. Одним словом, сверхплотная компоновка.

Подвеску, по итогам испытаний, усилили.
Подвеску, по итогам испытаний, усилили.

Установка 95-мм орудия чем-то напоминала ту, что создали для САУ Sexton. Естественно, при столь низком силуэте выше 25 градусов орудие было не поднять, но это тоже неплохо. Тем более, что новая САУ должна была вести огонь прямой наводкой. Как и требовало исходное задание, в боевом отделении удалось разместить 48 выстрелов калибра 95 мм, которые размещались в бортах корпуса по 24 с каждого борта. В виду раздельного заряжания понадобилось два заряжающих, которым, кстати говоря, можно было не подниматься со своих мест.

У серийной САУ экипаж составлял 4 человека.
У серийной САУ экипаж составлял 4 человека.

В ходе испытаний пилотные образцы постоянно дорабатывались. Тем не менее, уровень их надежности оказался более высоким, чем у танка, на базе которого их создали. Испытания показали, что САУ получилась довольно подвижной: максимальная скорость составляла 48 км/ч, а максимальный преодолеваемый подъём — 35 градусов. В порядке эксперимента орудие оснастили облегчённым дульным тормозом, который, впрочем, простоял недолго. Также испытания показали, что при преодолении бродов и бездорожья грязь и вода залетали через верхний лобовой лист. Для того чтобы это предотвратить, спереди появился своеобразный «карман». Затем машина отправилась на войсковые испытания. Второй заряжающий оказался лишним, посему экипаж сократили до 4 человек.

Схема бронирования. Английские военные осознавали, что получают самоходную пушку без брони.
Схема бронирования. Английские военные осознавали, что получают самоходную пушку без брони.

В документах САУ проходила как SP3, но далее появилось кодовое имя Alecto. Если танки обычно именовались с буквы C, то истребители танков называли с буквы A. По ходу разработки появилась идея проработать на том же шасси ещё несколько машин, отличавшихся вооружением. Одной из них стала Alecto Recce, также известная как Alecto II. Данная машина должна была стать «заводским» аналогом танков-разведчиков, которые изготавливались англичанами из американских танков семейства Stuart (в этом случае снималась башня, вместо которой ставился крупнокалиберный пулемёт).

Alecto Recce, переделка однгого из опытных образцов.
Alecto Recce, переделка однгого из опытных образцов.

Получалась шустрая и неплохо защищённая разведывательная машина, обладавшая подвижностью на уровне колёсных броневиков и превосходившая их на пересечённой местности. В качестве вооружения предполагалось использовать 6-фунтовую (57-мм) танковую пушку. Машину построили, но далее опытного образца дело не пошло.

11-й гусарский полк, Берлин, 1945 год. В Германию Alecto I попали, но уже после окончания оевых действий.
11-й гусарский полк, Берлин, 1945 год. В Германию Alecto I попали, но уже после окончания оевых действий.

Между тем, ситуация вокруг SP 3 (позже появился официальный индекс Q.F. 95 mm Self-Propelled Mounting based on Harry Hopkins, SP3) становилась сложной по иным причинам, нежели надежность. 14 февраля 1944 года прошло совещание, на котором выяснились некоторые подробности насчет планов выпуска. За 1944 год план выпуска составлял всего 67-70 САУ. Мешал тут и Harry Hopkins I, коих на конец 1943 года сдали всего 33 штуки. А последние 2 танка сдали в марте 1945 года.

Его Величества драгунский гвардейский полк, Ливия, 1947 год.
Его Величества драгунский гвардейский полк, Ливия, 1947 год.

12 мая 1944 года планы уточнили - 65 САУ за 1944 год и еще 1035 штук в 1945 году. Что же касается места в системе вооружения, то SP3 предполагалась как средства поддержки легких танковых эскадронов ВДВ, а также армейских разведывательных подразделений. То есть как аналог HMC M8 в американской армии. Согласно переписке, датированной декабрём 1944 года, Alecto I было решено направить в разведывательные части. Причем из 16 САУ ни одна не шла в воздушно-десантные войска. Все направлялись в танковые и пехотные разведывательные подразделения (по 4 штуки).

Alecto I как артиллеийский тягач, испытания осени 1945 года.
Alecto I как артиллеийский тягач, испытания осени 1945 года.

Пока шла вся эта утряска, состоялся боевой дебют Locust I, который лишний раз показал очевидную вещь - авиадесантные танки с пушками калибра 37-40 мм никуда не годятся. То есть сама концепция Alecto I явно была правильнго. А дальше война неожиданно кончилась. Во второй половине июня 1945 года 2 Alecto I получил 11-й гусарский полк, на тот момент входивший в состав 7-й бронетанковой дивизии. В получателях он значился еще в декабре 1944 года. Эти САУ даже покатались по Берлину, но повоевать не успели.

Alecto Dozer, еще одна попытка трудоустроить Alecto. В работу пошел самый первый образец машины.
Alecto Dozer, еще одна попытка трудоустроить Alecto. В работу пошел самый первый образец машины.

Сама-то САУ получилась очень даже неплохой. Другое дело, что ее выпуск начался в апреле 1945 года, и за первый год производства сдали всего 64 штуки. Еще 24 сдали в 1946 году, на этом выпуск прекратился. Причем еще в 1945 году начались поиски, куда еще пристроить данную боевую машину. Например, как артиллерийский тягач. Помимо вооружённых версий, на базе Alecto прорабатывались другие машины. Одной из них стала Alecto Dozer — инженерная машина, оснащённая бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. В неё переоборудовали первый опытный образец машины. Кроме того, в порядке эксперимента на машине тестировали катковый минный трал Centipede. Впрочем, эти образцы уже не заинтересовали военных.

Самый первй пилотный образец в рекламе продукции Vickers.
Самый первй пилотный образец в рекламе продукции Vickers.

Тем не менее, карьера Alecto I всё же сложилась. Эти САУ даже покидали метрополию: помимо Германии, в 1946 году некоторое число Alecto I уехало в Палестину. Как учебные машины они использовались до 1955 года. Увы, до наших дней ни одной Alecto I не сохранилось. Так или иначе, но сама САУ была вполне удачной разработкой. Толку от нее было бы куда больше, чем от Harry Hopkins I. Но так уж получилось, что вполне удачная машина банально опоздала на войну.

Список источников:

US NARA

Light Tank Mk. VII Tetrarch, Armour in Profile No. 11, Peter Chamberlain, Chris Ellis, Profile Publications Ltd, 1967

A25 Harry Hopkins Tank & SP3 Alecto — A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publication, 2022.

Другие статьи по английским легким танкам:

Vickers Infantry Tank No.1 и No.2, первые образцы английских легких танков, а заодно и самые первые танки Vickers

Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI на испытаниях в шведской армии

Рассказ о Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank, первом серийном плавающем танке и одном из экспонатов Технического центра парка "Патриот"

Почему английские военные не оценили Vickers Mk.E, один из важнейших танков межвоенного периода

Английские легкие танки Vickers Mk.E в польской армии

Английские легкие танки сопровождения Vickers Mk.E в составе китайской армии

История Vickers-Carden-Loyd M1937, легкого танка-истребителя, который был лучшей бронетанковой единицей латвийской армии

История Infantry Tank Mk.I, едва ли не самого странного английского танка военного периода

Рассказ об Infantry Tank Mk.I из коллекции Танкового музея в Бовингтоне

История A17 Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch I, легкий танк, в ходе эксплуатации ставший авиадесантным

Рассказ о том, как английские легкие танки Tetrarch I (МК-VII) воевали в Красной Армии

Рассказ об английском танке "Тетрарх" (MK-VII в Красной Армии), находящемся в Техническом центре парка "Патриот"

Система английских обозначений бронетехники, введенных с 22 сентября 1941 года

Vickers Mk.E как главный законодатель бронетанковой моды в 30-е годы