Найти в Дзене
Трудный русский

Лингвистические аспекты информационных войн

В последнее время в нашу жизнь стремительно вошло понятие информационная война, иногда говорят информационная-психологическая война. Явление это многоаспектное, изучают его ученые разных специальностей: политологи, историки, философы, правоведы, социологи и, конечно, лингвисты. Мы рассмотрим понятие информационной войны с точки зрения лингвистики. Сейчас не обязательно вторгаться в чужую страну с танками, жертвовать жизнями своих сограждан, чтобы принудить эту страну действовать в ваших интересах. Достаточно убедить часть влиятельных граждан этой страны, что им выгодны, полезны нужные вам действия (причем совсем не обязательно граждане должны это осознавать, даже лучше, чтобы они думали, что они действуют в интересах своей страны). Методы убеждения бывают разные – и в рамках лингвистики, и вне рамок лингвистики. Выгодное вам поведение и отношение к разным явлением с вашей стороны поощряется, невыгодное – напротив наказывается. Одно из самых эффективных средств воздействия на общественн
Оглавление

В последнее время в нашу жизнь стремительно вошло понятие информационная война, иногда говорят информационная-психологическая война. Явление это многоаспектное, изучают его ученые разных специальностей: политологи, историки, философы, правоведы, социологи и, конечно, лингвисты. Мы рассмотрим понятие информационной войны с точки зрения лингвистики.

В чем суть информационной войны?

Сейчас не обязательно вторгаться в чужую страну с танками, жертвовать жизнями своих сограждан, чтобы принудить эту страну действовать в ваших интересах. Достаточно убедить часть влиятельных граждан этой страны, что им выгодны, полезны нужные вам действия (причем совсем не обязательно граждане должны это осознавать, даже лучше, чтобы они думали, что они действуют в интересах своей страны).

Методы убеждения бывают разные – и в рамках лингвистики, и вне рамок лингвистики. Выгодное вам поведение и отношение к разным явлением с вашей стороны поощряется, невыгодное – напротив наказывается.

Языковая ситуация как предмет манипуляций

Одно из самых эффективных средств воздействия на общественное сознание – манипулирование языком. Наивно думать, что языковая ситуация в современном мире складывается стихийно.

Продвижение английского языка было запланировано, запрограммировано и обеспечено материально: кто-то же оплачивал первые учебники, языковые курсы и тому подобное.

Китайский вот не становится общемировым языком, потому что сам Китай не заинтересован в его продвижении. Пока.

Русский так же планомерно выдавливался и выдавливается из постсоветского пространства. Вы слыхали, наверное, выражение «Язык – это средство влияния». Вот и борются с русским языком настойчиво и неуклонно, как у нас говорится, не мытьем, так катаньем. Если посмотреть шире, то бьются не только с русским языком, а со всем русским. Тут тысячу лет была общая религия, даже от нее отвернулись – тысячелетнюю общую память похерили! А есть еще русская культура, наука, от которых тоже нужно как можно быстрее отказаться.

Очень полезно для разрушения государственности в многонациональных странах (а таких в наше время – большинство) объявить какие-то языки обиженными. Их-де притесняли (или притесняют), им, значит, не дают тех же прав, что основному государственному языку: книги не издают, на телевидении не используют, в университетах на этих языках не учатся, в армии их не применяют.

В жизни такие запросы невозможно реализовать. Но эффект пошел: обидели язык – обидели народ. А следующий этап: а не отделиться ли нам?

Есть обиженный, значит должен быть обидевший, логично? Дальше пошли создавать образ врага. Тут много приемов есть и еще можно придумать. Главное, вспоминать только плохое из общего прошлого, а хорошее ни в коем случае не вспоминать, если не получается это хорошее преподнести в черном цвете.

Язык как средство влияния на массовое сознание

Языковая политика – это одно из средств информационной войны. Но и сам язык – это мощное средство, влияющее на сознание, в том числе на массовое сознание. Отдельные ученые разрабатывают, например, критерии, по которым можно определить, что некое речевое произведение по сути является информационно-психологическим оружием.

Надо отметить, что в информационно-психологической войне выделяют три уровня: стратегический, оперативный и тактический. Стратегические решения принимает высшее руководство страны, а оперативные и тактические решения принимают на местах. Языковая политика – это инструмент стратегического уровня информационной войны. А различные приемы и методы воздействия посредством языка относятся к оперативному и тактическому уровням.

Очень много научных работ, в которых проводится анализ методов, приемов информационной войны, и такие приемы относятся в большинстве случаев к оперативному и тактическому уровням. Широко входят в практику ученых-лингвистов такие понятия как речевое воздействие, речевая агрессия, речевая манипуляция, языковая демагогия и др.

Изучают лингвисты и другие аспекты информационной войны.

Информационные войны из века велись, в эпоху холодной войны это называлось агитация и пропаганда, а в наше время стали очень эффективными, очень острыми благодаря развитию информационных технологий, если вести эти войны грамотно.

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Дерусификация – как она работает?

Как меняют картину мира в национальном сознании?

Как меняют картину мира в национальном сознании?